Тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Моисеенко Валентина Владимировна

Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах,

Учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелётных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие.

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"

Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.

Тема «Зимующие и перелетные птицы».

1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.
Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах,

Учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелётных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие.

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
2.Дидактическая игра» Что за птица?».
Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
- Знакомство с зимующими и перелетными птицами.
Развивающая среда: Таблицы с зимующими и перелётными птицами, кормушки из молочных пакетов, семечки подсолнуха, пшено,  кусочки сала.
             
                          Содержание
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелётных птиц.
Вопросы:
  1. Какие из птиц вам знакомы?
  2. Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы.)
  3. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие, осёдлые.) Каких птиц не видно в последнее время? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.) Куда исчезли эти птицы? (Улетели в тёплые края.)
  4.Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? ( Перелётные.)
  5.Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?(Боятся холодов)
  6.Вспомните, чем питаются птицы?(Спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т. К. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнуть водоёмы.)
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений- конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки не солёного сала.
Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки(из молочных пакетов) и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.
                           Физкультминутка
                  
                    Снегом засыпаны лес и поля,
                    Спит под сугробами крепко земля.
                    Ищут, ищут птицы,
                    Чем бы поживиться.
                    На зиму долгую в нашем лесу
                    Мы приготовим птичкам еду.
                    Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
2. Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица (можно заранее детям выучить загадки):
                    Умный мальчишка

.                    В сером армячишке
                    Прыгает, шныряет,
                    Крошки собирает
                                 (Воробей)
                    В красной шапке расшитой,
                    В чёрненьком кафтане
                    Знаменит в семье лесной
                    Песенкой смешной.
                    Что за песня- красота?
                    Тук- тук- тук, да тра- та- та!
                                 (Дятел)
                    Зимой на ветках яблоки!
                    Скорей их собери!
                    И вдруг вспорхнули яблоки,
                    Ведь это-…(снегири)

                    На шесте дворец,
                    Во дворце- певец,
                    А зовут его…(скворец)

                    Чёрный, проворный,
                    Кричит «кряк»,
                    Червякам- враг.
                                 (Грач)
                    Кто на ёлке, на суку,
                    Счёт ведёт «ку- ку… ку- ку»?
                                  (Кукушка)

Можно использовать загадки- описания (внешний вид птицы, чем питается, где живёт…), составленные детьми.

3. Воспитатель предлагает поиграть в игру

Игра: «Назови ласково»

— А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.

Воспитатель: - Молодцы ребята вы хорошо отвечали и проявили большую активность на занятииЗанятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"

Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.Тема «Зимующие и перелетные птицы».1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и пере...

конспект занятия в средней группе ОНР "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие в средней группе для детей с общим недоразвитием речи...

Тематическое занятие в средней группе по теме:"Зимующие птицы"

Тематическое занятие по теме "зимующие птицы", может использоваться, как занятие к пректу "Зимующие птицы"....

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...

Занятие в средней дошкольной группе "Зимующие птицы"

Занятие по ознакомлению с природой для детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы». Актуальность занятия на тему «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас кр...

Презентация к тематическому занятию в средней группе: "Международный день птиц"

Расширить представления детей о птицах, об их жизни в окружающем мире....