Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Микулич Светлана Евгеньевна

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

«Перелетные и зимующие птицы»

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 20 минут.

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

- расширить и закрепить представления детей  о перелетных птицах; 

-способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

- совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

- активизировать словарь: зимующие, перелетные. 

Оборудование:        

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки;  2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

- Ребята, посмотрите,  что я нашла  сегодня  утром, когда шла в садик

   (демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

- Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые  остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8  мин)

- А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

- Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

- Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

-Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3  детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

- Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей -  повторить 2 раза.

- Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие),  повторить 2 раза.

 - Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

-Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся,  какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак  (на картинке № 2 изображена  кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

- Молодцы, правильно догадались.

-Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к  какому знаку вам нужно подойти.

Дети  называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это  зимующая птица, я  встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков.

- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

- Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

- Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют  магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать,  как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты  в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

- Наша планета Земля – это огромный  природный магнит.  А магнит умеет притягивать.

- У меня есть магнит. (Показываю детям).

-Представим, что наш  магнит -  это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

- Давайте попробуем.

 V Включение нового знания в систему знаний  (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

-Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.

- А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

- Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

- Поиграем?

Дидактическая игра «Назови ласково».

- Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

- Воробей.  Дети: - Воробышек.

- Синица.    Дети: - Синичка.

- Галка.       Дети: - Галчонок, галочка.

- Журавль.  Дети: - Журавушка. И т.д.

-Молодцы!

- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

-У человека дети, а у птиц?  Дети: - Птенцы.

 - У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

- У собаки нос, а у птиц?  Дети: - Клюв.

- У человека руки, а у птиц?  Дети: - Крылья.

- Заяц бегает, а птицы?  Дети: - Летают.

- Корова мычит, а птицы?…..   

Дети произносят разные звуки.

Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

- Какие звуки вы услышали?

Дети подражают голосам птиц:- Чик-чирик, Кар-кар……и т.д.

-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот,  например:

Гуси – гогочут.

-  Воробей?

Дети: - чирикает.

 Дальше называю птицу, а дети называют какой звук  произносит  птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми  детьми повторяем.

-Ворона – каркает.

- Дятел – стучит.

-Кукушка – кукует.

- Сова – ухает.

- Сорока – стрекочет.

-Соловей – поет.

- Голубь – воркует.

- Ласточка – щебечет.

- А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

- Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка:  Летели птички, птички невелички.                    

                    Как они летели, все люди глядели.                            Дети бегут и машут руками,

                    Как они садились, все люди дивились.                       Дети садятся на корточки,

                       Сели, посидели, взвились, полети.

                     Летели, летели, в небе песни пели.                           Дети бегут и машут руками.

- Молодцы!

           Работа в командах. (2 мин)

- Ребята, а  вы знаете,  что едят птицы?

Ответы детей.

- Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

- Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

- Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. Я знала, что вы справитесь

   Рефлексия. (3 мин)

-  Еще у меня для вас есть раскраски, которые я хочу вам подарить.

- Как называется твоя птица? Она перелетная или зимующая?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

- Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали?

-Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)

- Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.).

Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как  дружно играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. «Зимующие птицы»

Огнёва Валентина Ивановна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. МагнитогорскаПривлечь внимание малышей к необходимости оказания помощи птицам в зимнее время в процессе обогащения пред...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Тема: "Зимующие птицы"

Цель: создавать условия для формирования экологических представлений детей об окружающем мире, расширять представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы. «Зимующие птицы»

Тема: «Зимующие птицы»Цель: закрепление и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Задачи:Образовательные: Закреплять и расширять знания о птицах зимой; Развивающие:- Обога...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:• Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.• Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.• Познакомить де...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Поможем зимующим птицам»

Это занятие поможет детям обобщить и систематизировать представления о зимующих птицах....

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: « Зима пришла!»

Цель:  Формировать и закреплять признаки Зимы. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.Задачи:закреплять знания детей о зимних природных явл...