Самообразование
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_gananova_m._d.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№150 г. Иркутск
План самообразования
«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».
на 2023-2024г.
Разработала:
Гананова М.Д
г. Иркутск 2023 год.
Введение.
Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.
В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. И так, дидактические игры - это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Цель – Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по формированию речевого развития у детей раннего возраста.
Задачи:
1.Развивать у детей раннего возраста связную речь по средством дидактических игр.
2. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию.
3.Разработать и изготовить дидактические игры и пособия на развитие связной речи, оформить картотеку игр и пособий.
4.Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи и изготовлению дидактических игр и пособий.
Ожидаемые результаты:
1. Умение детей самостоятельно играть в игры.
2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.
3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.
4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
Источники самообразования:
-Изучение методической литературы, журналов, информации в сети интернет.
-Участвовать в конкурсах.
-Проходить курсы повышения квалификации.
-Проводить и посещать открытые занятия.
План мероприятий по реализации программы | |||||
№ п/п | Мероприятия | Цель | Сроки | ||
Этап самопознания | |||||
1 | Проведение диагностики уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережкова (Приложение 1) | Проанализировать уровень саморазвития | 2022 год | ||
2 | Изучение методической литературы по речевому развитию | Изучить направление работы по проблеме Речевого развития | 2022 год | ||
(Приложение 2) Создание нормативно-правовой базы для работы по речевому развитию. Изучение опыта работы воспитателей через сеть интернет. | Повышение собственной профессиональной компетенции по проблеме | ||||
Этап реализации | |||||
3 | Подобрать формы и методы работы, с детьми и родителями, соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. (Приложение 4) | Обеспечение необходимых условий для реализации программы Повышение качества воспитательно-образовательного процесса | |||
4 | Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности, современных педагогических технологий. Проводить работу с воспитанниками и их родителями. Как правильно организовать дидактические игры дома. | Развивать творческий потенциал воспитанников и создать необходимые условия для речевого развития. Повышение качества образования посредством эффективного взаимодействия с семьёй. | |||
5 | Участвовать во всех профессиональных конкурсах на региональном, федеральном уровнях. Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и Районного МО воспитателей детских садов. Организовывать мастер-классы, семинары-практикумы. | Повышение собственной профессиональной компетенции, профессионального уровня. Выступать с научными докладами о достижениях педагогической науки, передового педагогического опыта. | 2022 год | ||
Этап самоконтроля | |||||
6 | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности | Видеть личностные недостатки и уметь организовать себя на их устранение, систематически заниматься самовоспитанием. | 2022 год | ||
7 | Проводить психолого-педагогическую диагностику | Фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения. Выявление трудностей в профессиональной деятельности. | 2023 год |
Список литературы:
1.«От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
3. М.Монтессори «Игры для малышей»
4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»
6. А.Барто «Сборник стихов».
7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».
Приложение 2.
План работы с воспитанниками.
Месяц | Тема | Литература, автор |
Сентябрь | Диагностика детей по развитию речи. | |
Октябрь |
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов; развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь. Д/И «Что как плавает?» Д/И «Постираем кукле платье» Заучивание пальчиковой игры “Замок” | |
Ноябрь | Занятия с сюжетными игрушками. Занятие с куклой. «Кукла Катя поёт и пляшет». Д/и «Волшебный мешочек» (мячики) Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Д/И «Спрячем мышку». Заучивание пальчиковой игры “Капуста” | |
Декабрь | Игровая ситуация «Что нам заинька принёс?» Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли». Д/И «Разноцветная посуда». Д/И «Подбери заплатку к одежде». Разучивание и проговаривание потешек. | |
Январь | Д/И «Подбери колеса к машине». Д/И «Подбери пару варежек». Д/И «Ловись рыбка». Д/И «Достань шарик» (игры с водой) Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Февраль | Заучивание пальчиковой игры “Как живешь”. Д/и : «Спрячь мышку от кошки». Д/и «Угадай животное». Беседа по картинкам. | |
Март | Развлечение “Путешествие по сказкам” Д/и «Воздушные шарики». Д/и «Курочка и цыплята». | |
Апрель Май | Д/и «Найди цветок для бабочки». Д/и «Большие и маленькие». Игра на отчётливое произношение «Что в коробочке лежит» Д/и «Собери картинку» Диагностика. |
Приложение№3
План работы с родителями.
Месяц | Тема |
Октябрь | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Беседа с родителями на тему: «Как играть с ребенком». Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возраста» Консультация: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» |
Ноябрь | Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста». Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья». |
Декабрь | Консультация для родителей: «Использование дидактических игр в жизни детей». Ситуативный разговор: «Всегда ли правильно звучит ваша речь, взрослые?» Фотовыставка «Юные артисты». |
Январь | Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка». Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста» Конкурс среди родителей на изготовление лучшего костюма или атрибутов к сказке «Теремок». |
Февраль | Консультация для родителей : «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля Конкурс среди родителей :«Лучшая дидактическая игра своими руками». |
Март | Консультации для родителей «Как говорят наши дети», «Роль игры в развитии речи ребенка». Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марту. |
Апрель Май | Консультация для родителей: «Роль игры в жизни ребенка». Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки» Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка». Консультация «Дидактические игры –что это такое ?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...