Конспект проекта "Традиции моей страны"
материал (подготовительная группа)
Конспект проекта "Традиции моей страны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект проекта "Традиции моей страны" | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Конспект презентации проекта
«Традиции моей страны»
в подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 11 «Рябинка»
«Ярмарка»
Воспитатель: Кривоногова
Ольга Николаевна.,
Музыкальный руководитель: Киселева К.В.
г. Советский, 2022 г.
Цель: Воспитывать интерес к народным промыслам, народному творчеству, культуре и традициям русского народа.
Задачи:
Обучающая:
- Расширять представления о народных промыслах России.
- Закреплять знания о традиционном русском костюме.
- Актуализировать представления о русской избе, предметах быта.
- Обогащать представления о народных праздниках и традициях.
- Закреплять знания пословиц и поговорок, закличек.
- Прививать аккуратность при работе с тканью; формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу изготовления народной куклы; вызвать чувство радости от полученного результата.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм
- Способствовать развитию творческих способностей детей, активизации речи детей.
- Создавать условия, способствующие приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Воспитательная:
- Воспитывать уважение к прошлому своего народа.
- Воспитывать у детей умение культурно общаться, умение вести ролевой диалог.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности и приёмы работы
Виды детской деятельности | Методы и приёмы |
Продуктивная | Д\и «Разрезные картинки – Назови роспись», «Дом – изба». Рассказы детей. Сценка. Изготовление Птички - Веснянки. |
Игровая | Д\и «Разрезные картинки – Назови роспись», «Дом – изба». Игра на ложках «Лошкари». Русская народная игра «Шёл Козёл по лесу». |
Коммуникативная | Загадки, вопросы, беседа, рассказы, сценка, пословицы и поговорки, стихи. |
Восприятие художественной литературы | Чтение стихотворений. |
Музыкальная | Игра на ложках «Лошкари». Русская народная игра «Шёл Козёл по лесу». Вход под Рус.нар. музыку «Ярмарка…». |
Двигательная | Русская народная игра «Шёл Козёл по лесу». Вход под Рус.нар. музыку «Ярмарка…». |
Изобразительная | Изготовление Птички - Веснянки. |
Материал и оборудование: стол, 2 комплекта д/и «Разрезные картинки – Назови роспись», д/и «Дом – изба», предметы быта, предметы народно-прикладного искусства, атрибуты для сценки, заготовки для изготовления Птички-Веснянки.
Формы организации детей: индивидуально, группой.
Место проведения: музыкальный зал.
Количество детей: 20
Ход
Вед.: Везде и всюду на Руси, когда ещё не начинались работы в поле, на огородах – открывались ярмарки. Куда съезжались все трудовые люди и везли на продажу свои товары. Ведь Россия была всегда богата умельцами.
Вед.: А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки.
Скоморох: Как у наших у ворот, стоит ряженный народ,
А ребята удалые, как ворота расписные.
Змейкой весело бегут, смех, забавы нам несут.
Заходи честной народ, всех нас ярмарка зовёт!
Скоморох: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись народ!
Вас много интересного ждёт!
Рус.нар. музыка «Ярмарка…», заходят дети и встают полукругом
Реб.: Русь деревянная - края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Реб.: Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим!
Реб.: Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд.
Но приданья старины
Забывать мы не должны!
Вед.: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Дети садятся на лавки накрытые домотканными половиками
Вед.: Нынче прибыли на праздник
Мастера ремесел разных!
Это всем давным-давно признать пора –
Всюду русские в почете мастера!
Наш свободный удивительный народ,
Он веками чудо-сказку создает!
Продавец:
А ну - ка, народ, подходи, не зевай,
Товар выбирай!
Реб.: Откуда товар?
Продавец: Из разных мест: близких и далёких
Реб.: Эти изделия радуют наш взор!
Богат и наряден чудесный узор! (Рассматривает изделия)
Реб.: Сколько стоит ваш товар?
Продавец: Если отгадаете загадки, мы их даром отдадим!
Загадки о народных промыслах:
1. Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
2. Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки-
Все высоки и стройны,
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)
3. Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять
Даже всех не сосчитать. (Матрёшки)
4. Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят. (Городец)
5. Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может солнцем залитые. (Хохлома)
6. Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы,
А ну назови-ка меня! (Дымка)
7. Круглые, железные, в хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые, красные, удивительно прекрасные! (Жостовские подносы)
Вед.: Люди на ярмарке играли, веселились, а бывало, случалось и так, что всё вокруг билось. Давайте с вами соберём осколки?
Д/И «Разрезные картинки – Назови роспись»
Дети собирают разрезные картинки с изображением народной росписи и называют.
Скоморох:
Поиграли, молодцы!
Все лихие удальцы.
Ребёнок подходит к прилавку с музыкальными инструментами
Продавец: Покупатель, заходи,
На товары погляди!
Только рот не разевай,
А, что мило, покупай!
Ложка! Ложка! Русская, простая, расписная!
Продавец: А вы знаете? Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.
Реб.: Сколько стоят ваши ложки?
Продавец: Если сыграете на них, мы их даром отдадим!
Реб.: Звонкие, резные,
Ложки расписные!
Лошкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
Вед. Ну - ка, музыканты, подходите, не зевайте,
Инструменты разбирайте
Игра на ложках «Лошкари»
Вед.: Посмотрите все на диво,
Разукрашено красиво
Будем весело играть
И товары раскупать.
Продавец: А вот сарафаны русские, рубахи палевы,
Покупайте дружно кому что нужно!
Ситцы, сатины, парча, мешковина,
Лён и шелк – я в товарах знаю толк.
Лена: Назар, Назар, купи новый сарафан!
Ни в лес ходить, ни зайцев ловить.
(Подходят к лавке с костюмами и платками, выбирает сарафан, подносит девочке, она прикладывает его к себе, кладет в корзинку, встают посередине)
Назар: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой.
Вторым основным элементом является сарафан. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
Лена: Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.
Костюмы украшали крестиками, ромбиками, волнами и кружочками.
Извилистая линия – это вода, круг – солнышко.
Квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил.
Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Скоморох:
Эй вы, молодцы, девицы,
Не спешите расходиться!
Праздник будем продолжать.
Приглашаю поиграть!
Русская народная игра «Шел Козёл по лесу».
Вед.: А вот и внучка с бабушкой пожаловали.
Тары-бары, тары-бары
Расторгуем все товары.
Бабушка: Пойдём-ка, внучка, на ярмарку гулять
Будем с тобою домик наживать.
(Подходят к лавке с предметами быта, выбирают самовар)
Бабушка: «Выпускает жаркий пар
Древний чайник - Самовар»
Берёт самовар и встают посередине, Бабушка говорит Внучке
Бабушка: Раньше за самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, все вместе обсуждали свои важные дела, пили горячий чай с мёдом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Внучка: С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее (пословица)
Сценка (показ обычая)
Выходит мальчик, зазывает гостей
Хозяин: Гости дорогие! Милости просим, заходите в избу!
На пороге появляется девочка с кошкой
Хозяйка: Вот тебе хозяин мохнатый зверь на богатый двор! Иди, найди себе тёплое место (усаживает кошку по стол)
Вед.: Теперь ты, матушка переступи порог. (Хозяйка метёт веником, читает стих про домового)
Хозяйка: Домового приглашаем
Нашей кашей угощаем
Чтобы дом наш охранял
Наше счастье умножал
Вот тебе дедушка соседушка
Пристанище из нашего старого дома.
Ставит веник возле печки
Хозяйка: Печь в старые времена была в доме очень важна. Печь и грела, и кормила, и светила, и мыла, и сушила, и даже лечила. Печь делит горницу на две основные части. Одна половина за печкой – женская. Хозяйки готовили пищу, мыли посуду, стирали, занимались рукоделием. Место за печкой назывался бабий кут. Кут – это угол. В этом углу находились - Посуда, кочерга, ухват, горшки и так далее.
В другой стороне горницы – стоял стол обеденный, лавки, сундук, икона расположена в углу над столом. Эту часть горницы называли – Красный угол. В этом углу собиралась вся большая семья для общей трапезы (обеда)
Вед.: Какие вы знаете пословицы и поговорки об избе, доме? (Ответы детей: В гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами, а красна изба пирогами. В родном доме и каша гуще.)
Скоморох:
Все товары закупили!?
Ничего вы не забыли?
Эй вы, молодцы, девицы,
Не спешите расходиться!
Праздник будем продолжать.
Приглашаю поиграть!
Д/и «Дом – изба»
Старинные предметы быта нужно поселить в деревенской избе,
а современные в современном доме.
Скоморох:
Поиграли, молодцы!
Все лихие удальцы.
Вед.: Умели люди работать, умели, и отдыхать. Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Давайте вспомним, какие русские народные праздники знаете вы? (Рождество, Колядки, Масленица, Пасха…)
Вед.: Хотите узнать еще об одном старинном русском празднике. В марте есть народный праздник, посвященный жаворонку. 22 марта - Обычно в этот день ожидали прилёта жаворонков и закликали Весну. «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!» Махали с крыш самодельными птичками. В народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну.
Скоморох:
Все товары закупили!?
Ничего вы не забыли?
Эй вы, молодцы, девицы,
Не спешите расходиться!
Вед.: Кто на ярмарку попадает, гостинец получает. Предлагаю подарить нашим гостям Птичку-Веснянку.
(Подходят к столам, на столах заготовки для поделки:
деревянные палочки, вырезанные из фетра детали, стразы, клей, салфетки. Выполняют работу. Выстраиваются полукругом)
Вед.: Птица-веснянка издревле была хранительницей семейного очага, благополучия и вестницей весны. С её помощью закликали Весну. Какие вы знаете заклички?
Реб.: Весна-Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день!
Реб.: Весна! Весна красна!
Тёпло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Реб.: Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную,
Нам холодная зима наскучила
Руки, ноги отморозила!
Вед.: Пусть Птичка – Веснянка принесёт вам радость, здоровье, счастье и Весну!
( дарят гостям гостинец)
Вед.: Ну, а вы уж гости дорогие
приходите снова к нам.
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья
до свиданья, до свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "История моей семьи в истории моей страны"
Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....
Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"
Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Символика моей страны"
Конспект занятия для подготовительной группы....
Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...
Конспект занятия в старшей группе Флаг моей страны
Цель: Формировать чувство патриотизма, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны....
Информационно-творческий, семейно-групповой проект «Моя семья в истории моего города, моей страны» (средняя группа)
На протяжении всего проекта дети погружаются в пространство, где открывают для себя, умения осознать себя членом семьи, ощутить любовь к родному краю и государству в котором они живут....
Отчет о реализации проекта "Моя семья в истории моего города, моей страны"
Самое главное у каждого человека на земле - это его семья, малая Родина, и конечно большая могучая наша страна. Поэтому ознакомление детей с родным городом, страной-это начало форимирование патриотизм...