Педагогический проект «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми с ОВЗ»
проект
Изменения, происходящие в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся оригинальностью, неповторимостью.
Так как нашу группу посещают дети с ОВЗ, то эта работа предусматривает создание специальных коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Наблюдая за данной группой детей, мы заметили, что искренний интерес у детей вызывает народная игрушка.
Гипотеза. Участие детей с ОВЗ в проекте позволит обогатить из знания и представления народном декоративно-прикладном искусстве России, будет способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, развитию познавательной деятельности и связной речи, мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, концентрации внимания и коррекции имеющихся отклонений.
Цель для работы с детьми: создание педагогических условий для формирования и приобщения детей к истокам традиций русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей и мелкой моторики детей через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи для работы с детьми:
Образовательные:
- знакомить детей с ОВЗ с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать возможности применения из в различных видах деятельности;
- формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования;
- обучать умению планировать свою работу;
- пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народное декоративно-прикладное искусство.
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной и творческой деятельности;
- развивать художественный вкус, изобретательность, пространственное воображение, фантазию;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками, проявляя познавательные чувства: радость, удивление от узнавания нового.
Воспитательные:
- формировать чувство гордости за страну, ее культурное наследие;
- воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать аккуратность в работе, умение довести дело до конца;
- формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать бережное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.
Коррекционные:
- развивать сенсорное и чувственное восприятие окружающего мира;
- способствовать решению эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развивать мелкую моторику, пространственные представления, двигательную координацию;
- формировать позитивную самооценку ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс инновационных программ, проектов, методических разработок педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ
Номинация: «Педагогический проект»
Тема: «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе
с детьми с ОВЗ»
Автор: Андреева Светлана Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории
2023 г.
Пояснительная записка
Тема: «Народно-прикладное искусство как эффективное средство в решении познавательных и коррекционных задач в работе с детьми с ОВЗ».
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный проект (три недели – с 13.03 по 31.03) внутригрупповой с открытым характером координации.
Возрастная категория воспитанников: 5-6 лет, старший дошкольный возраст, дети с ОВЗ.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители), специалисты ДОО.
В ФГОС ДОО одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Изменения, происходящие в образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся оригинальностью, неповторимостью.
Так как нашу группу посещают дети с ОВЗ, то эта работа предусматривает создание специальных коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Наблюдая за данной группой детей, мы заметили, что искренний интерес у детей вызывает народная игрушка.
Тепло природного, натурального материала дает особые тактильные ощущения. Эти игрушки практически значимы, их можно сложить, разобрать, посвистеть, запеленать.
Расписывая предметы, изготавливая изделия народных промыслов, дети с ОВЗ проходят путь от простого интереса, к приобретению определенных навыков и умений. Дошкольники учатся доводить начатое дело до конца, элементы росписи, изготовление народной тряпичной куклы не вызывают у них страха, так как не сложны в исполнении. Желание играть, положительные эмоции, отсутствие страха и боязни, что что-то не получится, вера в свои возможности – залог успешной работы с детьми с ОВЗ.
При планировании педагогической деятельности по ознакомлению и приобщению дошкольников с ОВЗ к народному декоративно-прикладному искусству, важным является развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В работе с детьми с ОВЗ важно использовать различные средства деятельности, так как дети затрудняются выразить словесно свои эмоции и переживания. Им легче передать свои чувства, эмоции в декоративно-прикладном творчестве.
Важную роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей отмечали многие ученые. Они писали, что искусство пробуждает яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности, повышает интерес детей к культурному наследию России. Декоративное искусство народа является национальным по содержанию, а значит, способствует активному приобретению первичного социокультурного опыта, воспринять традиции своего народа, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно - нравственные основы личности, формируются патриотические чувства ребенка.
Гипотеза. Участие детей с ОВЗ в проекте позволит обогатить из знания и представления народном декоративно-прикладном искусстве России, будет способствовать формированию нравственно-патриотических качеств, развитию познавательной деятельности и связной речи, мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, концентрации внимания и коррекции имеющихся отклонений.
Цель для педагога: повышение компетентности в области декоративно-прикладного искусства России.
Задачи для педагога:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по вопросам русских народных промыслов;
- Изучить опыт коллег в этой области;
- Использовать полученный опыт в работе с детьми;
- Разработать систему работы с детьми и родителями по данному вопросу;
- Обобщить полученный педагогический опыт.
Цель для работы с детьми: создание педагогических условий для формирования и приобщения детей к истокам традиций русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей и мелкой моторики детей через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи для работы с детьми:
Образовательные:
- знакомить детей с ОВЗ с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать возможности применения из в различных видах деятельности;
- формировать навыки использования нетрадиционных техник рисования;
- обучать умению планировать свою работу;
- пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народное декоративно-прикладное искусство.
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной и творческой деятельности;
- развивать художественный вкус, изобретательность, пространственное воображение, фантазию;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками, проявляя познавательные чувства: радость, удивление от узнавания нового.
Воспитательные:
- формировать чувство гордости за страну, ее культурное наследие;
- воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать аккуратность в работе, умение довести дело до конца;
- формировать эмоциональную отзывчивость, воспитывать бережное отношение к предметам декоративно-прикладного искусства.
Коррекционные:
- развивать сенсорное и чувственное восприятие окружающего мира;
- способствовать решению эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развивать мелкую моторику, пространственные представления, двигательную координацию;
- формировать позитивную самооценку ребенка.
Цель работы с родителями (законными представителями): способствовать активному участию родителей группы в реализации проекта.
Задачи:
- привлечь родителей к пополнению предметно-развивающей среды путем пополнения мини-музея народных промыслов;
- повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания через информирование, вовлечение в совместную деятельность для установления партнерских отношений.
Предполагаемый результат
Для воспитателей:
- обогащение педагогического опыта;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство», пополнение мини-музея «Народные промыслы».
Для детей:
- знают и называют народные промыслы, умеют различать;
- имеют представление об истории возникновения предметов творчества, где создают предметы традиционных народных промыслов России;
- положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;
- умение мастерить и расписывать народные игрушки по мотивам декоративной росписи.
Для родителей:
- обогащение знаний о народных декоративных изделиях;
- повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в решении проблем эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей;
- активная помощь в пополнении мини-музея «Народные промыслы» (совместная работа детей с родителями).
Содержание проекта
Этапы проекта
Теоритический этап включает:
- изучение научной, учебно-методической литературы по теме;
- постановка целей для участников проекта, определение актуальности и значимости проекта для детей с ОВЗ;
- проведение анкетирования родителей и мониторинг дошкольников;
- подбор наглядно-дидактического материала, организация развивающей среды для свободного и художественного творчества, познавательного развития, игровой деятельности;
- разработка перспективного плана работы, включающий в себя конспекты занятий, бесед, с детьми, родителями и другими участниками проекта.
Практический этап:
- реализация перспективного плана работы по проекту;
- организация образовательной деятельности;
- беседы с детьми, дидактические и хороводные игры;
- апробация подобранного материала.
Заключительный этап:
- анализ результатов по реализации проекта;
- определение дальнейших перспектив по народному декоративно-прикладному искусству;
- представление результатов проекта в формате презентации и выставки мини-музея.
Методы реализации проекта:
- Наглядные (иллюстрации, картинки, презентации, предметы и изделия народного творчества, народные игрушки);
- Словесные (беседы, рассуждения)
- Практические (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).
Формы реализации проекта:
Рассматривание альбомов, картин, книг и открыток:
- Работа с альбомом наклей и раскрась «Народные промыслы»;
- Работа по ознакомлению с историей возникновения каждого направления народного искусства;
- Работа по ознакомлению детей с применением изделий народного промысла.
Поисково-собирательная работа:
- Знакомство с историей и процессом изготовления изделий.
Познавательная деятельность
Беседы «В мире народного искусства»:
- «Золотая хохлома».
- «Голубые, кружевные».
- «Городецкие мотивы».
- «Русский народный сарафан».
- «Гончарная мастерская».
- «Народные тряпичные куклы».
- «Дымковская игрушка».
Занятия:
- Познавательное занятие «Городецкая роспись».
- Изобразительное занятие «Веселые матрешки»
- Интегрированное занятие «Русский народный костюм».
Социально-коммуникативная деятельность
Дидактические игры:
- «Составь узор», «Найди элементы узора».
- «Назови правильно», лото «Декоративные промыслы».
- «Обведи и раскрась», «Разрезные картинки».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Угостим матрешек чаем», «Веселая ярмарка».
Речевая деятельность
Чтение произведений фольклора на тему проекта, стихотворений Ю. Николаева «Чаша», М.Г. Смирновой «Дымка», «Красна девица», А. Дьякова «Веселая дымка» и др.
Разучивание стихотворений: Е.А.Никонова «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».
Художественно-эстетическая (творческая)деятельность
Рисование:
- «Веселые матрешки», «Русский народный сарафан», роспись дымковской игрушки «Лошадка».
Лепка:
- «Лошадка», пластилинография «Хохломские ложки», «Городецкий бочонок».
Аппликация:
- «Городецкая дощечка», «Голубые узоры».
Творчество:
- «Тряпичная куколка – добрая игрушечка», Изготовление куклы «Мотанки».
Викторины:
- «Знатоки народного искусства».
- «Что мы знаем о дымковской игрушке?».
Игровая деятельность
- Хороводные игры: «У Маланьи, у старушки», «Гуси-лебеди», «Матрешки».
- Подвижные народные игры: «Перстень», «Калачи» и др.
Использование ИКТ в реализации проекта.
- Выставка «Наши куклы»
- Презентация «Народная тряпичная кукла»
- Презентация «Русский народный сарафан»
- Презентация «Тайны бабушкиного сундука. История русской одежды».
Диагностическая работа
Для понимания сформированности уровня знаний и представлений об истории народно-прикладного творчества, мы провели вводный мониторинг среди детей с ОВЗ, в нашей группе их 8. Мониторинг оценивался по следующим критериям:
Высокий уровень: знает виды народного промысла, называет и узнает (по иллюстрации); основные направления – хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, русская народная игрушка – матрешка.
Средний уровень: называет некоторые виды направлений (делает это после пояснений взрослого). Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень: у ребенка возникают проблемы с ответами на вопросы - он не может назвать росписи или объяснить, откуда берется определенное ремесло. Педагоги помогают задавать вспомогательные вопросы, но это не всегда дает результаты, потому что дети часто молчат. Речь у детей простая, и запас слов ограничен, они не используют термины из области конкретных предметов.
Согласно проведенному исследованию, 0 детей получили высокий уровень ответов, 2 детей - средний, а 6 детей - низкий. Эти результаты отображены на гистограмме на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты мониторинга понимания детьми знаний и представлений о декоративном искусстве России
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют низкий уровень знаний и представлений о русских народных промыслах и игрушках на начало реализации проекта.
Повторный мониторинг был проведен на заключительном этапе реализации проекта. Критерии соответствовали тем, которые применялись на вводном мониторинге.
В гистограмме на рисунке 2 отражены данные о результатах повторного мониторинга детей. Согласно этим данным, 4 детей демонстрировали высокий уровень, 2 ребенка – средний уровень, и 2 ребенка показали низкий уровень ответов (1 ребенок – из-за частого отсутствия, 1 ребенок с РАС).
Рис. 2. Результаты мониторинга понимания детьми знаний и представлений.
Сравнительный анализ результатов двух этапов представлен в гистограмме на рисунке 3.
Рис 3. Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня сформированности знаний и представлений.
Таким образом, можно отметить об эффективности данного проекта в работе с детьми по формированию знаний и представлений о народных промыслах России.
Использование народных промыслов и народных игрушек углубляет и расширяет знания дошкольников о народных промыслах, и народном искусстве в целом, развивает эстетический вкус, воспитывает чувства патриотизма, гордости за свой народ и страну, обогащает изобразительное творчество.
Конечно, нельзя сказать, что у всех детей с ОВЗ технические и творческие знания стали высокими. Но, дети проявляют большой интерес к народному декоративно-прикладному искусству, у них есть желание творить. Они неравнодушны к красоте народных изделий.
Данные мероприятия продемонстрировали количественные и качественные изменения, произошедшие к концу проекта.
Используемая литература
- Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004
- Дорожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004
- Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры//Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2016
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2012
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005
- Народное искусство в воспитании дошкольников/ Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005
- Скорлупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006
- Соломенникова О. А. Радость творчества//Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005
Интернет ресурсы:
- Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам народной культуры: метод.пособие / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2014. – 52 с.;
Приложение 1
ООД по познавательному развитию «Народные промыслы России»
Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи:
1. Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Богородская игрушка)
2. Развивать образное мышление.
3. Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.
Ход ООД:
- Вступительная беседа.
- Ребята, пожалуйста, обратите внимание на предметы, которые я подготовила для вас, такие как стол в хохломском стиле, деревянные ложки и так далее.
- Россия славится своими мастерами уже множество веков. Они способны своими руками создавать вещи, которые восхищают своей красотой. Искусство народных промыслов помогает сохранить связь прошлого с сегодняшним. Народные промыслы в России представлены в различных направлениях, таких как производство фарфора, декоративная роспись, глиняные игрушки, вязаные платки и так далее. В произведениях российских художественных промыслов можно увидеть особую душу народа. Многие семьи имеют в своем обиходе посуду, мебель, платки, матрешки и другие изделия, созданные мастерами народных промыслов. Русские изделия можно увидеть в музеях всего мира. Маленькие города и села, где зародились уникальные промыслы, прославили искусных мастеров-кузнецов, гончаров, художников, ткачей, резчиков, которые славятся на весь мир своим трудом. Работы российских мастеров приобрели мировую известность. Гости, приезжающие в Россию, нередко приобретают народные изделия в качестве памятных подарков.
- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.
- Вы можете заметить на доске картинки, которые изображают народные промыслы. Некоторые из них вы, возможно, узнаете, а может быть, даже знаете название. Обратите внимание на то, как они различаются друг от друга (материал, цвет, орнамент).
- Давайте попробуем разобраться.
II. Основная часть
«Народные промыслы России»
- Дымковская игрушка
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
Именно об этой игрушке и пойдет сейчас речь.
Дымковская игрушка — это русская народная традиция, происходящая из поселения Дымково, расположенного вблизи города Вятка. Глина - основной материал для создания игрушек, которые включают барынь, скоморохов, нарядных индюков и петухов. Яркие краски используются мастерами для декорирования изделий, которые украшены простыми геометрическими узорами.
- Городецкая роспись.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
И украсили мы доски
Небывалой красоты.
Городецкая роспись, искусство народного ремесла, возникло в окрестностях города Городец. Она содержит много символических образов, включая коня, который символизирует богатство, и птицу, которая является символом удачи и счастья.
3. Гжельская роспись
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родничковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель
Гжель – древнее народное ремесло, которое начиналось с обжигания керамической посуды в печах, которую называли "жгель" или "гжель". Эта посуда покрывалась белой эмалью и украшалась синими узорами. Позже, мастера начали применять кобальтовый синий для раскраски фарфоровых изделий.
4. Хохлома
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она
Золотая Хохлома.
Хохлома возникла в Нижегородском крае как старинное народное ремесло. Это изысканное украшение деревянной мебели и посуды, которое создают с помощью черного и красного цветов на золотом фоне. Хохломскую роспись отличает растительный орнамент, включающий цветы, листья и ягоды.
III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение о каждом виде росписи).
Физ.минутка
«Мы весёлые матрёшки»
Мы веселые матрешки, (наклоны в стороны)
Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (выставлять ножки)
Ладушки, ладушки, (хлопки в ладоши)
В сарафанах наших пестрых, (повороты вправо, влево)
Ладушки, ладушки, (хлопки в ладоши)
Мы похожи словно сестры, (покружится)
Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши).
IV. Творческая работа.
- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу. Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам отгадать загадки.
- Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда товар такой?
Ответ: Хохлома
- Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
(Дымково.)
- Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
- На дощечке коль девица
Иль удалый молодец,
Чудо–конь и чудо-птица
Это значит…(Городец)
А теперь приступаем к работе.
Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю.
Включу музыку народную,
Она в работе помогает
И настроение поднимает.
Пальчиковая гимнастика «Цветочки»:
Наши алые цветы распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивание кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)
Головой качают, тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).
V. Итог:
- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?
- А закончить наш разговор я хочу пословицей:
«НЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО ДОРОГО И БЛЕСТИТ, А ТО ДОРОГО, ЧТО РУКАМИ МАСТЕРА СОЗДАНО”
- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?
- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились! Выставка детских работ.
Приложение 2
Викторина «Что мы знаем о народных промыслах?»
Цель: Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России
Задачи:
- закрепить знания детей о разнообразных народных промыслах и техниках рисования,
- развить их умение внимательно слушать и дополнять ответы других,
- оценивать и анализировать свои и чужие работы,
- работать в коллективе и получать удовольствие от творческого процесса и изучения прекрасного.
- воспитывать художественный вкус и создавать эмоциональное настроение.
Предварительная работа:
- Беседы о росписях;
- Рассматривание иллюстраций и поделок;
- Аппликация и рисование по мотивам народных росписей;
Методы и приёмы:
- Актуализация знаний детей;
- Отгадывание загадок;
- Рассматривание предметов, расписанных народными росписями.
Материалы: дымковские игрушки, хохломские ложки, гжельская ваза, картинки разрезные.
Ход викторины.
Ведущий: здравствуйте, дети! Сегодня в нашей викторине «Что мы знаем о народных промыслах?» участвуют две команды детей: команда «Русская Матрешка» и команда «Дымковская игрушка».
Задание на 1 тур. Отгадывание загадок о народных промыслах.
- На алом фоне – золотой узор,
Цветов и трав невиданных плетенье,
Как будто древа райского убор
И солнышка сентябрьского свеченье.
(Хохлома)
- Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
- Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(матрешка)
- Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
- Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
Оживки черно-белые
На солнышке блестят.
(Городец)
Задание на 2 тур. Вопрос – ответ.
- Назови роспись, в которой используется только синий цвет.
- Отбери изделия из Гжели.
- Образы, каких животных используют в своих работах гжельские мастера?
- Где изготавливают глиняные игрушки?
- Расскажи об изготовлении дымковских игрушек (последовательность)
- Какие элементы дымковской росписи ты знаешь?
- Назови главные элементы хохломской росписи.
- Какие краски используют художники из Хохломы?
Задание на 3 тур. Собери и угадай.
Назовите предметы, которые расписываются:
- Гжельской росписью (фарфоровые посуда, вазы, статуэтки)
- Хохломской росписью (деревянные ложки, подносы, посуда, столы и т. д.)
- Дымковской росписью (изделия из глины: лошадки, козлики, барашки, барышни и т. д.)
- Городецкой росписью (посуда, доски, подносы).
Каждый член команды получает фрагмент разрезной картинки. Когда все половинки собраны, капитан должен сложить пазл и назвать народный промысел, изображенный на картинке, а также рассказать о нем.
Задание на 4 тур. Найди и отложи.
Воспитатель предлагает детям выбрать предметы, связанные с определенным народным ремеслом.
Задание на 5 тур. Укрась матрешку.
Каждая команда может выбрать один народный промысел и использовать его узоры для украшения матрешки, при этом необходимо выбрать нужные элементы из множества других.
Подсчитываются очки и награждаются победители
Приложение 3
ООД по рисованию «Русский народный сарафан»
Цели: Формировать интерес к русскому искусству, расширять представления о русской народной культуре.
Задачи:
- вызвать интерес к жизни наших предков;
- воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа.
- пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека.
- обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
- формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме.
Предварительная работа:
- знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц, дидактическая игра «Что за роспись?». Знакомство с русскими народными играми. Беседы «Откуда к нам пришла одежда?», «Во что одевались наши предки?»
Материал и оборудование: сарафан для девочки, рубаха для мальчика, презентация «Русский народный сарафан», заготовки для рисования, цветные карандаши.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, сегодня очень необычный день. Солнышко нам улыбается с самого утра. Я предлагаю вам тоже улыбнуться друг другу.
Утром солнышко проснулось (образуют круг)
Всем на свете улыбнулось (дети идут друг за другом)
Громко "здравствуйте" сказало
И по небу побежало (дети бегут друг за другом)
Всех обогрело и тихонько село (дети присаживаются)
Воспитатель: У меня есть кукла, она одета … Как же называется ее наряд? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка – это женский русский народный костюм. Сарафаны на Руси носили как каждый день, так и в праздники. Но праздничные сарафаны шили с любовью. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками, бахромой и тесьмой с узорами. Сарафаны очень бережно хранили и одевали по праздникам, когда собиралось все село, веселились и играли в народные игры и забавы. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру - забаву «Гори гори ясно».
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и оббегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Бегущие стараются впереди встать парой и взяться за руки. Водящий должен поймать одного из них. Пойманный становится с водящим парой, а оставшийся без пары становится новым водящим.
Воспитатель: - Ох, и веселая у нас игра, а теперь посидите, посмотрите и послушайте, что интересного я вам расскажу о сарафанах.
2 СЛАЙД
Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет, что-то означал:
3 СЛАЙД
Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.
4 СЛАЙД
Зеленый – цвет жизни и растительности. Символ хорошего урожая, радости, спокойствия. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.
5 СЛАЙД
Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю. Символ тепла.
6 СЛАЙД
Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах, отмечали праздник Ивана купала. Синий или голубой цвет это символ – силы и мощи.
7 СЛАЙД
Белый – чистота, честность, преданность.
Воспитатель: - Посмотрите на сарафаны, чем они различаются? (ответы детей)
Воспитатель: - Чем украшен Аленушкин сарафан? (ответы детей)
Воспитатель: - В старину наши люди украшали свои изделия разнообразными узорами. Узоры, повторяющиеся много раз, называются орнамент. Каждый элемент узора тоже несет свое значение:
8 СЛАЙД
Крестик – огонь
9 СЛАЙД
Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей
10 СЛАЙД
Волнистая линия - вода
11 СЛАЙД
Цветок - радость
12 СЛАЙД
Круг - солнце
13 СЛАЙД
Воспитатель: - На Руси играли в хороводные игры. И в будни и в праздники и в любое время года водили хороводы. Хоровод символизирует солнце. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Воспитатель: - Хоровод – это круг, и солнце круг. Предлагаю поиграть в еще одну русскую народную игру.
Игра «Барин»
Один ребенок стоит в центре круга и держит шест с лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – барин, стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Ходит барин по кругу. Ищет барин себе девицу. Хороша ли барин девица? Хороша! Раз, два, три – беги! С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым возьмет ленту, тот выиграл, второй становиться барином.
14 СЛАЙД
Воспитатель: - На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.
Воспитатель: - Предлагаю вам стать русскими мастерами и украсим сарафаны и рубахи красивым орнаментом.
3 часть. Заключительная.
Воспитатель: - Велика Россия - мать и талантлив наш народ.
Молодцы ребята! Сарафаны и рубахи получились на славу. Все разные и нарядные.
(Работы детей вывешиваются на выставку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народно-прикладное искусство"
Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, ...
Проект "Народное прикладное искусство"
ull; Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству....
Проект "Народно-прикладное искусство"
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства,...
Проект народно – прикладное искусство «Хохломская роспись»
Проект народно – прикладное искусство«Хохломская роспись"Давным-давно жил мастер который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в ...
Проект «Народно-прикладное искусство»
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое бол...
Проект "Народно-прикладное искусство"
Проект в подготовительной группе...