Проект "Народно-прикладное искусство"
проект (старшая группа) на тему
Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, обществе, культуре. Одним словом, для воспитания патриотов страны.
Как сказал Ж. Ренар: «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная».
Многие из вас, конечно, знакомят детей с традициями и обычаями народов. Для наиболее эффективного усвоения знаний я внедряю проектный метод. Через проектную деятельность я приобщаю детей к истокам русской народной культуры, в частности, знакомлю с бытом, традициями, обычаями, обрядами, декоративно-прикладным искусством. Благодаря такому методу работы, я активно вовлекаю старшее поколение в совместную деятельность. Родители в силу своей занятости не всегда уделяют достаточно времени для детей. Вот старшее поколение – бабушки и дедушки – всегда находят время для внуков. Контингент наших родителей таков, что многие живут в частном секторе, а старшее поколение – в деревнях и селах. Поэтому у них еще сохранились применяемые в старину предметы и орудия труда; они следуют традициям и обычаям, помнят и чтят календарные обрядовые праздники. Все это благоприятно сказывается на результатах работы.
Итогом наших проектов является изготовление атрибутов и декораций при проведении календарно-обрядовых развлечений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodno-prikladnoe_iskusstvo.docx | 193.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Народно-прикладное искусство»
Старшая группа детского сада
Г. о. Химки
Проект «Народно прикладное искусство»
Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.
По продолжительности: краткосрочный: март – май 2014 г.
Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели.
Актуальность проекта.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Гипотеза.
Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно – патриотических чувств.
Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».
Задачи проекта:
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
-знакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков).
Формы реализации:
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-выполнение работ из глины;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
-выставка детского творчества;
-работа с родителями:
-совместные работы с детьми;
-консультация для родителей;
-беседы;
-обогащение предметно-развивающей среды;
- оформление мини-музея «Дивная роспись»;
-создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.
Предполагаемый результат.
-развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
-создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
-умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
-создание мини-музея «Чудо роспись».
Реализация проекта по этапам.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | Подготовительный. 1. Ввести в игровую ситуацию. - Сформулировать проблему; - определить задачи; - определить продукт проекта. 2. Подготовка цикла бесед для детей. 3. Консультации для родителей (привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интерес и возможности семьи для организации мини-музея в группе д/сада. 4. Развивать у детей интерес к литературным, музыкальным и художественным произведениям. 5. Диагностика. | 1. Вживаются в игровую ситуацию. 2. Осознают проблему. 3. Принимают задачи проекта. |
II этап | Организация работу над проектом. 1. Помощь в решении задач и планирование деятельности. - Познавательно-речевая; - художественно-творческая; - игровая. 2. Совместная работа с родителями: консультации для родителей (папка - передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно-эстетическое воспитание в семье»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома». 3. Анкетирование родителей. | 1. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Народно-прикладного искусства». 2. Подготовка рисунков к выставке детских работ «Неделя народных мастеров». 3. Оформление альбома с детскими рисунками «Красота своими руками». 4. Объединение детей в рабочие группы (дымка, хохлома, гжель, городец, матрёшки, Павло-поссадские платки, жостово). |
III этап | Практическая деятельность. 1. Практическая помощь (по необходимости в оформлении проекта). Направляет и контролирует осуществление проекта: - пополнить библиотеку группы книгами различных форматов о декоративно-прикладном творчестве; - продолжать формировать у родителей желание принимать активное участие в проведении мероприятий группы; - оформление родительского уголка: размещение консультаций и рекомендаций по теме проекта; - подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала; - изготовление шаблонов, трафаретов глиняных игрушек и др. | 1. Оформляют свои проекты совместно с родителями: «Павло-поссадские платки» - Б.А. «Жостовские подносы» - Б.С. «Сине – голубая гжель» - П.В. «Городецкие узоры» - П.М. «Золотая хохлома» - Ц.Н. «Дымковские игрушки» - С.Н. «Весёлые матрёшки» - Ч.А. «Изделия народных мастеров» - К.У. 2. Работа над поделками (совместно с родителями). 3. Пополнение экспонатов для мини-музея «Чудо роспись». |
IV этап | Заключительный. 1. Выставка детских работ на тему: «Неделя народных мастеров». 2. Размещение материалов в мини-музей «Чудная роспись». 3. Праздничное открытие мини-музея. 4. Создание презентации проекта по теме проекта «Народно-прикладное искусство». 5. Презентация проекта «Народно-прикладное искусство» (в электронном виде) для родителей. | 1. Защита своих проектов о народных промыслах. 2. Исполнение песен, р.н. танца, хороводов. 3. Играют в народные музыкальные игры. |
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Познавательно – речевое развитие | 1. Беседы: «О народном творчестве»; «Есть на Волге город древний, по названью – Городец»; «В мастерской дымковской игрушки»; «Жостовские подносы»; «Золотая хохлома»; «Весёлые матрёшки». 2. Познавательные занятия: «Дымковская игрушка». «Русская матрёшка». «Хохлома». «Сине-голубое чудо гжели». «Знакомство с городецкой росписью. Городецкие мастера». 3. Рассматривание фото и иллюстраций о русском народном творчестве: «Дымка», «Золотая хохлома», «Гжель», «Городец», «Жостово», «Матрёшки». |
Чтение художественной литературы | В. Крупин «Дымка». Л. Печникова «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька». Е. Благинина «Пёстрый хоровод». «О хохломе» В. Боков; «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева. П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко». Русские народные песенки, потешки, пословицы. Т. Дёмина «Голубая гжель»; «Частушки о городце» И. Кодухина; Сказка «Чудо – птицы» Т. Тимофеева. Частушки о жостовских подносах. |
Художественное творчество | Рисование: «Роспись дымковской игрушки». «Дымковские кони». «Раскрась матрёшку». «Роспись миски хохломским узором». «Доски с хохломским узором». «Рисование гжельских цветов». «Гжельский чайник». «Роспись доски - городецким узором». «Жостовский орнамент». Лепка: «Конь». «Весёлые матрёшки» - плоскостная фигурка (пластилинография). «Чашка с блюдцем». |
Музыка | Л. Гулыга «Частушки о матрёшках». Песни на мелодию р.н.п. «Ой, вставала я…». Слушание сюиты «Музыка русских узоров» ст. П. Синявский, муз. Ю. Чичкова. Исполнение парного танца. |
Здоровье, физическая культура | Подвижные игры: «Горелки», «Гори-гори ясно». Народная игра – хоровод «На горе-то калина». «Ворон», «Подсолнухи», «Весёлые ребята». |
Социализация | Дидактические игры: «Назови дружную семью матрёшки». «Продолжи узор». «Собери гжельскую розу». «Угадай, какая роспись?» «Составь узор». «Найди свой элемент». «Дорисуй». «Продолжи роспись». «Узнай узор по знакомым элементам». Сюжетно-ролевая игра: «Магазин промыслов». Настольно-печатные игры: «Домино». «Народные промыслы». |
Культурно-досуговая деятельность | Выставка детских работ «Неделя народных мастеров». Составление альбома «Красота своими руками». Открытие мини-музея «Чудо-роспись». Презентация проекта «Народно-прикладное искусство» для родителей (в электронном виде). |
Перспективное планирование с детьми по проекту.
Месяц | Работа с детьми |
Март | Введение в ситуацию. 1.Беседа: «Знакомство с русским народно-декоративно прикладным искусством». 2. Рассматривание фотографий, иллюстраций о народном творчестве (проект Коловановых). 3. Познавательное занятие «Дымковская игрушка». 4. Рисование «Роспись дымковской игрушки». 5. Защита проекта «Дымковские игрушки» С.Н. 6. Лепка «Конь». 7. Чтение В. Крупин «Дымка». 8. Рисование «Дымковские кони». 9. Познавательное занятие «Русская матрёшка». 10. Защита проекта «Весёлые матрёшки» Ч.А. 11. Рисование «Раскрась матрёшку». 12. Лепка «Весёлые матрёшки» - плоскостная фигурка (пластилинография). 13. Д/и «Назови дружную семью матрёшки», «Продолжи узор». 14. П/и «Горелки», «Гори, гори ясно». 15. Чтение худож. литературы «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька» Л. Печникова. Е. Благинина «Пёстрый хоровод», частушки о матрёшках Лена Гулыга. |
Апрель | 1. Познавательное занятие «Хохлома». 2. Защита проекта «Золотая хохлома» Ц.Н. 3. Чтение худ. литературы «О хохломе» В. Боков, «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева. 4. Песня на мелодию р.н.п. «Ой, вставала я …». 5. Рисование «Роспись миски хохломским узором». 6. Проведение нар. игры: хоровод «На горе-то калина», «Горелки». 7. Слушание сюиты «Музыка русских узоров» ст. П. Синявский, муз. Ю. Чичкова. 8. Рисование «Доски с хохломским узором». 9. Познавательное занятие «Сине-голубое чудо гжели». 10. Защита проекта «Сине-голубая гжель» П.В. 11. Рисование «Рисование гжельских цветов». 12. Чтение худож. литературы П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко»; русские народные песенки, потешки, пословицы. 13. Лепка «Чашка с блюдцем». 14. Чтение худ. литературы Т. Демина «Голубая гжель». 15. Д/и «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись?». 16. Рисование «Гжельский чайник». 17. Исполнение парного танца. 18. Размещение материалов в мини-музей «Чудная роспись». |
Май | 1. Беседа «Есть на Волге город древний, по названью – Городец». 2. Познавательное занятие «Знакомство с городецкой росписью. Городецкие мастера». 3. Защита проекта «Городецкие узоры» П.М. 4. Рисование «Роспись доски городецким узором». 5. Чтение худ. литературы: частушки о городце. И. Кодухина; сказка «Чудо птицы» Т. Тимофеева. 6. Д/и «Составь узор», «Найди свой элемент», «Дорисуй», «Продолжи роспись». 7. Оформление альбома «Красота своими руками». 8. Сюжетно – ролевая игра «Магазин промыслов». 9. Беседа с детьми о жостовских узорах. 10. Защита проекта «Жостовские узоры» Б.С. 11. Чтение худож. литературы: «История происхождения росписи на подносе» Л. Кирюхина, частушки о жостовских подносах. 12. Защита проекта «Павло-поссадские платки» Б.А. 13. Презентация проекта (для родителей) в электронном виде. 14. Настольно-печатные игры: «Домино», «Народные промыслы». 15. Проведение народной игры «Ручеёк». |
Диагностика знаний, умений и навыков.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Виды народно-декоративно прикладного искусства | Эмоциональная отзывчивость к изделиям н.п.искусства | ||||||||||
Дымка | Матрёшка | Хохлома | Гжель | Городецкие узоры | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
11. | |||||||||||||
12. | |||||||||||||
13. | |||||||||||||
14. | |||||||||||||
15. | |||||||||||||
16. | |||||||||||||
17. | |||||||||||||
18. | |||||||||||||
19. | |||||||||||||
20. | |||||||||||||
21. | |||||||||||||
22. | |||||||||||||
23. | |||||||||||||
24. | |||||||||||||
25. | |||||||||||||
26. |
Мониторинг.
Цель: выявить у детей начальный уровень знаний и умений о народной декоративной росписи.
Метод исследования: беседа с детьми.
Цель беседы: выявить знания детей о декоративно-прикладном искусстве.
Результаты бесед фиксируются в таблице, цветными знаками «зелёный», «жёлтый», и «красный». С помощью таблицы мы можем выявить уровень знаний и умений о народно-декоративно прикладном искусстве.
В процессе беседы (в начале проекта) мы выявили три уровня знаний и умений детей о народно-прикладном искусстве: высокий - 10 детей (38,5 %), средний – 9 детей (34,5 %), низкий – 7 детей (27 %).
Высокий уровень имеют дети, которые знают изделия народных мастеров, могут угадать узор, данного изделия, и назвать его.
Средний уровень имеют дети, которые знают некоторые изделия народных мастеров, но не все могут узнать и назвать данный узор.
Низкий уровень, имеют дети, которые совсем не знают изделия народных мастеров, и даже не проявляли желание к творчеству русских мастеров.
Результативность:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству, у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.
В итоге, на конец проекта, у детей значительно повысились знания и умения.
С высоким уровнем 22 ребёнка, это 84,6 %, со средним уровнем 4 ребёнка (15,4 %). Высокий уровень повысился на 46,1 %, а средний понизился на 19,1 %, за счёт высокого уровня.
По окончании данного проекта у детей развились такие качества как: эстетический вкус, умение узнавать предметы народных мастеров, умение создавать рисунок, используя цветовые сочетания. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.
Проект позволил расширить и углубить знания, и использовать приобретённые навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Вывод:
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.
Используемая литература:
1. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006 г.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008 г.
4. «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб.: Акцидент, 1997 г.
6. Романова А. Ф. Народные промыслы. 2003 г.
7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
8. Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
9. Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
10. Соломенникова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
11. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961 г.
12. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Сказочная Гжель». 2005 г.
Творческий отчет:
В результате познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получили от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о декоративно–прикладном искусстве. У детей стали формироваться представления об истории происхождения декоративно-прикладного искусства, о его многообразии и видах.
Были проведены:
-беседы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством;
- индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством;
-в системе проводили занятия по приобщению детей к истокам народного искусства;
-индивидуально учили детей навыкам в составлении узора, используя элементы той или иной народной росписи;
-в системе с детьми проводили занятия по патриотическому воспитанию и изо-деятельности отдельными блоками по каждому виду народных промыслов ( Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, матрешка);
-рассматривали изделия народных мастеров, которые имеются в группе и в мини-музее детского сада;
-знакомили детей в вкратце со сведениями о народных промыслах, их истории и развитии;
Дети - участники проекта уже могут ответить на следующие вопросы: «Что такое декоративно-прикладное искусство?», «Для чего нам нужно декоративно-прикладное искусство?». Так же воспитанники получили знания о народном промысле – хохломской росписи, дымковской игрушке, гжельской керамики, городецкой росписи, жостовской росписи, матрешках.
В результате работы у родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения повысился интерес и компетентность к народному творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...
Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...
«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»
Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Конспект по синтезу искусств «Образ матери» в искусстве художников и поэтов»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художниковЗадачи: · Создать условия для развития у детей представлений о творчестве худо...