Долгосрочный проект "Народно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
проект по аппликации, лепке (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБОУ Жаворонковская СОШ, дошкольное отделение: детский сад 53.
Долгосрочный проект на тему:
«Народно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
Разработала: воспитатель:
Колобкова Екатерина Игоревна
Ликино, 2021
Введение
Русское народное декоративно-прикладное искусство всегда было тесно связано с другими видами народного творчества и древнеславянской символикой. Оно служило украшением необходимых для жизни человека вещей. Достойны удивления великая и постоянная тяга народа к красоте и умение простую вещь повседневного обихода сделать не только удобной, но и красивой.
Любое изделие народного искусства – пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или простой кованый светец, берестяной короб или деревянный ковш – поражает богатством фантазии, выдумкой, блестящим мастерством исполнения.
Народное декоративно-прикладное искусство представляет собой область художественно-прикладной деятельности человека различной направленности.
Декоративно – прикладное искусства явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах ДПИ материализовано образное мышление народа. Результаты художественно – творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию, опыт придает декоративно – прикладному искусству своеобразную ценность как средству нравственно – эстетического воспитания человека. Поэтому в данном контексте он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность декоративно – прикладного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.
Единый процесс развития культуры невозможно представить себе без народного декоративно-прикладного искусства, т.е. той области художественно-практической деятельности человека, в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы быта повседневного обихода.
Произведения декоративно-прикладного искусства, составляя органическую часть предметной среды человека, положительно влияют на людей, служат источником положительных эмоций, воздействуют на их душевное состояние, в конечном счёте, отражают окружающий мир и влияют на отношение каждого из нас к окружающему миру.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.
Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного искусства у ребят происходит активный процесс мышления, который включает в себя самые различные сферы знания.
Великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу можно строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире дети изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.
В связи с вышесказанным я остановилась на теме своего проекта «Эстетическое воспитание средствами народно-прикладного искусства детей дошкольного возраста».
Продолжительность проекта: долгосрочный. начало 1 ноября 2021 года. Предполагаемая дата завершения проекта 31 мая 2022 года.
Тип проекта: экспериментальный, коллективный, художественно-эстетический.
Механизм реализации проекта: проект реализуется через взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса «педагоги+дети+родители».
Возраст детей: II – младшая группа, 3-4 года.
Актуальность
Одним из важнейших средств эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство – это часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. Все эти задачи являются актуальными на современном этапе развития нашего общества и в воспитании подрастающего поколения.
Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребёнка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребность и интересы ребёнка, стремиться понимать его внутренний мир. Образовательная программа дошкольного учреждения содержит по декоративно-прикладному рисованию обязательный минимум, но, чтобы увлечь детей, подарить им радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента этого недостаточно. Поэтому я использовала в своей работе технологии программ: «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Грибовской А. А., «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Швайко Г. С., «Изобразительная деятельность в детском саду» Аверьяновой А. П.
Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Что предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях. Знакомство ребёнка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении, наглядности и художественном развитии детей.
Надо учитывать следующие принципы: актуальность, доступность, реалистичность, системность, активность, воспитывающий характер обучения, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость, построение изучаемого материала от простого к сложному.
Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их окружает. С создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре я запланировала свою работу. Изучила истории развития различных народных промыслов, уточнила методы и приёмы, используемые при росписи, разнообразила развивающую среду группы. Оформила стенды для изобразительного творчества, организовала выставки предметов народного декоративно-прикладного искусства, собрала картотеку образцов по изобразительной деятельности, различный иллюстрированный материал, разработала развивающие дидактические игры, материал и оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей: папки с силуэтным моделированием, бумага разнообразных цветов, карандаши, краска разных видов, глина, пластилин. Были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, созданы модели-папки для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
Цель проекта: способствовать эстетическому воспитанию детей средствами приобщения к народно-прикладному искусству
Задачи:
• Вовлечь ребят в художественно творческую деятельность;
• Познакомить с игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской, тверской, городецкой и хохломской росписью. С художественной керамической посудой и разными способами её украшения: росписью и рельефом, кружево и вызвать у них интерес к этим видам народного творчества;
• Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи декоративно - прикладного искусства;
• Развивать художественно-творческие способности детей через овладение сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными;
• Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса;
• Развивать мелкую моторику рук детей;
• Обогащать словарный запас детей.
Формы проведения:
• Знакомство с народным промыслом;
• Обучение приемам рисования;
• Создание в процессе обучения детей условий, благоприятных для зрительного восприятия;
• Совершенствование умений по построению ребёнком пластического образа;
• Самостоятельное изготовление детьми изделий декоративно-прикладного искусства;
Чтобы реализовать все запланированное я использовала в работе различные методы и приёмы:
• Наглядный: формирование особых способов обследования, конкретизация, рассматривание, уточнение, обобщение, организация выставок.
• Словесный: беседы, заучивание стихов, чтение художественной литературы о русских мастерах, знакомство с фольклором.
• Практический: частично-поисковый этап изготовления игрушки, создание декоративных изделий.
• Игровой: «подмастерья», народные и дидактические игры.
Всю работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребёнка было действительно гармоничным. Знакомство с каждым видом народного искусства осуществляла в разных формах работы (выставки, непосредственная образовательная деятельность по декоративному рисованию, аппликации, лепке, по знакомству с искусством) на основе подлинных предметов народного искусства, их изображений, презентаций. Это позволило показать разнообразие содержания предметов, некоторые способы и этапы работы мастеров.
Первоначально знакомила ребят с одним из видов искусства, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно было показать детям общие образы народных игрушек и характерные различия. Ребят учила по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Мои воспитанники не ошибутся, называя вид декоративного изделия, будь это русская народная игрушка (дымковская, филимоновская, тверская, каргопольская, украшенная геометрическим орнаментом или деревянная богородская игрушка или предметами быта (посуда, мебель, украшенная растительным узором – городецкой, хохломской, полхов-майданской, жостовской росписью); изделия гжели и др. Дети учились различать их по образному содержанию, материалам, средствам выразительности и характерным признакам. Это возможно если строить свою деятельность многогранно: экскурсии, выставки, сюжетно-ролевые игры, превращалась в мастеров-художников. Знакомя детей с промыслом, давала некоторые сведения о нём, определяла вместе с детьми содержание и назначение предметов. Для эмоционального воспитания ребят рассматривание предметов, игрушек сопровождалось художественным словом.
Продукты проекта:
Для детей:
- выставки рисунков, аппликаций и поделок, сделанных детьми совместно с педагогом;
- беседы с детьми и художественное слово о русских народных промыслах;
- знакомство детей с образцами народных художественных промыслов;
- развитие умения видеть, понимать и оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;
- формирование чувства ритма и гармонии.
Для педагога:
- оформление выставки детских рисунков, аппликаций и поделок;
- обновление эстетического пространства группы;
- презентация программы о народно-прикладном искусстве.
Для родителей:
- консультация для родителей на тему: «Значение развития художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»;
- консультация для родителей на тему: «Роль художественно-эстетического воспитание в всестороннем развитии ребенка»;
- выставки детских работ;
- знакомство с художественно-эстетическим уголком в группе.
Ожидаемые результаты:
- Знакомятся с видами народного декоративно-прикладного искусства;
- Составляют узоры элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- Знакомятся с глиной, лепят из нее декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Этапы реализации проекта:
1. подготовительный:
Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
2. Основной:
Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству
№ п/п | Тема | Программное содержание | Оборудование | |
Ноябрь | ||||
1 | Знакомство с работой проекта «Художники - умельцы». | Познакомить детей с особенностями работы «Художники-умельцы». Учить организовывать свое рабочее место. Познакомить с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. | Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши. | |
2 | Путешествие по народным промыслам | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. | Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павлово-посадские платки и шали. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий. | |
3 | Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла.
| Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. | Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки». | |
4 | Рисование + конструирование. «Барышни-франтихи». | Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус. | У воспитателя 2-3 дымковские барышни и выкройки игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различные положения рук куклы – в стороны, подняты и др.), таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, скрепки, простой карандаш. | |
Декабрь | ||||
5 | Рисование + конструировании. «Изготовим дымковских артистов для настольного театра» (коллективная работа). | Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки». | Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь – гармонист, балалаечники; плотная белая бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации. | |
6 | Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла.
| Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. | Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. | |
7 | Лепка «Филимоновские олени и коровки» | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. | Филимоновские барышки – игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
8 | Рисование «Филимоновский табунок». | Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. | Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти , перышко, баночки с водой, салфетки. | |
Январь | ||||
9 | Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла.. | Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи. | Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. | |
10 | Лепка «Волшебная Птица-Сирин». | Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). | Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
11 | Рисование «Сказочная птица». | Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки. | |
12 | Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. | Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. | Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
Февраль | ||||
13 | Рисование «Шарфики для козлят» | Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком». | Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.. бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушка козы и козлят. | |
14 | Рисование «Украсим теремок для зверей» (коллективная работа). | Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». | Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных – мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». | |
15 | Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
16 | Рисование «Сарафан для Матрешки» | Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон. | |
Март | ||||
17 | Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске). | Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. | Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства.. трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон. | |
18 | Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти. | |
19 | Лепка «Гжельские фигурки». |
| Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ. | Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. |
20 | Рисование «Роспись фигурок». | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. | Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно-прикладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти. | |
Апрель | ||||
21 | Русская матрешка.
| Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
22 | Лепка «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...» | Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. | Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. | |
23 | Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». | Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу. | Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки». | |
24 | Павлово-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле. | Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. | Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки. | |
Май | ||||
25 | Рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа). | Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика. | Павлово-Посадские платки и шали. Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти. | |
26 | Народные промыслы родного края. | Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. | Выставка народного декоративно-прикладного искусства местных мастеров, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. | |
27 | Рисование «Украшение одежды Василисы премудрой». | Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. | Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом. Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика. | |
28 | Рисование «Украшаем сумочку узором на выбор» | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей. | Изделия народных промыслов. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, цветной клей. |
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
- Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
- Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
- Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
- Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
- Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
- Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;
- Использует несколько нетрадиционных техник;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству.
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
Сформированы | На стадии формирования | Несформированы | |||
1 | Узнавать виды народного искусства. Узнавать и называть знакомые народные художественные промыслы. Дидактическая игра «Назови правильно» Задание:
| Игровое поле – плакат с закрытыми «окнами», в которых иллюстрации с изображением народных промыслов: Дымковских, филимоновских, каргопольских, игрушкек, семеновская матрешка, изделия Хохломы, Городца, Гжели. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Узнает и в основном правильно называет народные промыслы. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов.. | Интерес проявляет слабо, в игру вступает не охотно. Называет один-два вида росписи. |
2 | Провести анализ произведения. Дидактическая игра «Делаем покупки». Задание:
| Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, павлово - посадские, дымковские, филимоновские, семеновская матрешка). | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5. | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки промысла, не менее | Ошибается в названии предметов народного декоративно-прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла. |
3 | Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства. Дидактическая игра «Подарок». Задание:
2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию. | Подбор подлинных изделий (дымковских, филимоновских, семеновской матрешки, павлово – посадских, гжельских, хохломских мастеров). | Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция). | Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента. | Затрудняется в проведении анализа предмета народного декоративно-прикладного искусства |
4 | Выражение своего отношения к произведениям народного искусства. Дидактическая игра «Выставка». Задание: #1055;еред вами предметы народно – прикладного искусства, вам необходимо оформить выставки, т.е. отобрать предметы которые вам очень понравились. 2. Расскажите о своих предметах искусства. | Предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства (хохлома, городец, гжель, дымка, филимоновская, коргопольская игрушки, семеновская матрешка). | Ярко выраженное положительное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения. | Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. | Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его. |
5 | Выполнение узора на силуэте из бумаги. Соответствие элементов росписи; уровень творческого решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; владение пониманием символов, знаками в росписи. Занятие на тему: «В гостях у мастеров». Задание: #1055;редставь, что ты народный умелец, мастер. 2. Выбери полюбившийся тобой промысел и распиши силуэт. | Силуэты: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек, матрешеки, хохломской и гжельской посуды, изделий городца, Гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник. | Создает узоры по мотивам народно- прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора вносит новые элементы. Использует знакомую нетрадиционную технику. Работа всегда завершена. | При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена. Иногда использует нетрадиционную технику. | Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной на 2/3. не использует нетрадиционную технику. |
3. Заключительный:
Анализ выполненной работы.
Количественный анализ:
посещаемость; статические данные; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в развлечениях, досугах, посвященных народным промыслам, детские выставки в детском саду.
Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Результаты: дети
- успешно познакомились с народно-прикладным искусством, заметна заинтересованность детей к этому виду деятельности;
- с большим интересом рисовали, раскрашивали, клеили аппликации, лепили в соответствии с перспективным планом;
- активно участвовали в беседах о русских народных промыслах;
- развитие и понимание красоты произведений ручного художественного ремесла стало заметно лучше.
Педагог:
- была оформлена выставка детских рисунков, аппликации и поделок, сделанных совместно с детьми;
- было выполнено обновление художественного уголка и пространства группы;
- создана презентация проекта о народно-прикладном искусстве.
Родители:
- с интересом прослушали консультацию на тему: «Значение развития художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»;
- приняли участие в дискуссии на тему: «Роль художественно-эстетического воспитание в всестороннем развитии ребенка»;
- просмотрели выставки детских работ;
- познакомились с художественно-эстетическим уголком в группе.
Вывод:
Выбранная тема проекта заключалась в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Что предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях. Знакомство ребёнка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении, наглядности и художественном развитии детей.
Учитывались следующие принципы: актуальность, доступность, реалистичность, системность, активность, воспитывающий характер обучения, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость, построение изучаемого материала от простого к сложному. Дети познакомились с народно-прикладным искусством, повысили уровень художественно-эстетического развития.
Список использованной литературы.
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
- Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
- Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
- Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
- Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
- Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
- Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по теме: «Роль декоративно-прикладного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Старшая группа.
Данный материал разработан в помощь воспитателям детских садов. В планировании представлены мероприятия, которые позволят более подробно познакомить детей с декоративно-прикладным искусством....
Искусство и литература как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Большие возможности для эстетического воспитания заложены в искусстве и произведениях литературы. Знания, полученные детьми в процессе общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциона...
Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Игра - своеобразная социальная практика ребенка. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой пр...
Консультация на тему «Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
В результате ознакомления с народным искусством у детей увеличивается запас эмоциональных переживаний, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного ис...
Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Музыка как эффективное средство эстетического воспитания детей дошкольного возрастаАвтор статьи Грузнова Алёна Михайловна, музыкальный руководитель ГБОУ "Школа № 1353" Организованная об...
«Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Ознакомление с семантикой мордовского орнамента как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста»...
Консультация.Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста....