«Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе с детьми с ОВЗ»
материал (подготовительная группа)
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_esyukovoy_d.v_v_pod.gruppe.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Горный ДС»
_______________ Н.В.Суравешкина
«___» сентябрь 2023года.
План самообразования на 2023-2024 учебный год
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе с детьми с ОВЗ.»
Подготовила:
воспитатель – Есюкова Д.В
Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Занятия по экспериментированию в подготовительной группе имеет свою логическую структуру:
1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
2. Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает в себя:
- проведение опытов;
- дидактические игры;
- физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – выводы, уборка рабочих мест.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- работа с таблицами, мнемотаблицами, схемами;
- опыты;
- наблюдения на прогулках, эксперименты;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л.И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст, как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д.Ж. Дьюи и В.Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- развивают исследовательские умения;
- развивают системное мышление; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Также существуют источники для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников (программа О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддьякова «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит), можно отметить, что:
- дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для эксперимента;
- дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления,
- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;
- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.
Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания. С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н.Н. Поддъяков).
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
Для оформления центра детского экспериментирования в подготовительной группе детского сада используются такие материалы и приборы:
- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т.д.;
- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;
- оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
- литература и карточки- схемы;
- цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т.д.
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.
Перспективно-тематическое планирование самообразования
На 2023 - 2024 учебный год.
№ | Деятельность педагога | сроки |
Теоретический этап -1 этап (1 год) | ||
1 | Изучение методической литературы: - Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.; - Дошкольное воспитание № 2, 2000 г.; - Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.; - Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.; - Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004; - Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2; - Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.; - Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | В течение года |
2 | Анализ изученной литературы. | Сентябрь, октябрь |
Практический этап – 1 год Работа с детьми 6-7 лет | ||
№ | Содержание работы | Срок |
1 | Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой. Опыты с песком и глиной, почвой. Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением. | Сентябрь 2023 |
2 | Северное сияние. Изучение явления северного сияния, способы его получения в домашних условиях. Опыт «Делаем северное сияние». | Октябрь 2023 |
3 | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой. | Ноябрь 2023 |
4 | Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. Опыты со снегом и льдом. | Декабрь 2023 |
5 | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. | Январь 2024 |
6 | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | Февраль 2024 |
7 | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом. | Март 2024 |
8 | Причина возникновения статического электричества. Опыты со статическим электричеством. Познакомить детей с понятием «электрический заряд». Опыт «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и кофе», опыт «Ожившие волосы». | Апрель 2024 |
9 | Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией. Сила тяготения. Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы». | Май 2024 |
Работа с родителями | ||
1 | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок; собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | Сентябрь-декабрь 2023 |
2 | Консультации для родителей на темы: - «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»; - «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни». | Январь-май 2024 |
3 | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов. | Май – октябрь 2024 |
4 | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Ноябрь 2024 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект: Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию
Совместная деятельность детей подготовительной группы с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет
Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования....
Конспект опытно - экспериментального занятия для детей подготовительной группы по теме «Вода»
Опыты с водой в подготовительной группе...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект квест – игры по опытно – экспериментальной «Поможем Кощею Бессмертному» (подготовительная группа)
Цель: Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....