Конспект НОД Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nod_priklyuchenie_karandasha_i_gvozdika.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с детьми 6-7 лет
Автор – составитель: Серго Галина Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Рябинушка»
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
Тема: «Приключения Карандаша и Гвоздика».
Направление развития: познавательное, речевое (свойства и качества дерева и металла)
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
Обучающие задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий - шершавый, теплый – холодный, прочный – хрупкий, мягкий – твердый, тяжелый – легкий, металл нагревается, дерево горит.
- Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
- Закрепить правила обращения с горячими предметами.
Развивающие:
- Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей стремление узнавать новое, умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
- Развивать любознательность и самостоятельность детей, повышать остроту зрения, зрительное внимание.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Методические приемы: сюрпризный момент, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Словарь:
Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.
Пассивный: шероховатый, шершавый.
Материалы и оборудование:
2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, гвозди, таз с водой, деревянные палочки по количеству детей, деревянные бруски, металлические пластины, дидактическое пособие «Ящик ощущений», картинки – раскраски, волшебный карандаш, мультимедийный проектор.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй солнце, здравствуй земля.
Здравствуй небо, здравствуй вода.
Здравствуй мне, здравствуй тебе.
Здравствуйте всем нам.
- А сейчас мы с вами возьмемся за руки и образуем круг. Сегодня мы вместе узнаем много нового и интересного, а еще мы будем работать с волшебным экраном (показываю на экран).
(слайд № 2)
- Ребята, посмотрите что это? (дети смотрят на экран проектора). Правильно, к нам пришло смс – письмо. Вам интересно узнать, что в нем? Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята, мы с карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?»
(слайд № 3) Карандаш говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
А я – гвоздь утверждаю, что я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
Ребята, помогите нам, пожалуйста, разобраться кто же из нас главнее и важнее!»
-Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздю?
Проблемная ситуация.
(Подходим к первому столу, на котором лежат две коробки).
- Посмотрите, ребята, какие красивые коробочки!
- Как вы думаете, что в этих коробках?
- А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?
- А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)
- Если мы пошумим или потрясем коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
- А по запаху можно различить?
- Как же нам узнать?
- Ну, что откроем коробочки? (да)
- Из чего сделан карандаш? (из дерева)
- Из чего сделан гвоздь? (из железа, металла)
2. Основная часть (практическая)
1. Дидактическая игра «Из чего сделано»(пособие «Ящик ощущений»)
Посмотрите, какой у меня здесь на столе стоит интересный «Ящик ощущений». Хотите узнать, что в нём (да). Вам нужно просунуть руки в отверстие, выбрать предмет и определить из чего он сделан из метала или из дерева.
- Назовите, какие ещё предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)
- А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
- Что мы можем сказать? (есть много предметов и из дерева, и из металла)
2. Сравнение дерева и металла. (После каждого исследования предлагаю детям найти нужную схему-картинку, и на доске прикрепить, к чему относиться данное определение к дереву или металлу)
(слайд №4) Привлекаю внимание к экрану.
- Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»
- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
- Возьмите металлическую пластину, обследуйте ее, затем деревянный брусок.
- Отличаются ли они? Чем?
- Какие они на ощупь?
- Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)
- А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).
- Давайте повторим новое слово «шероховатая» (повторяем все вместе). (Можно растолковать слова – это синонимы, это мелкие колющиеся неровности)
- Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)
- Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое).
(слайд №5)
И Карандаш гордится этим.
- А еще он говорит, что дерево мягче металла.
- Как вы думаете, прав Карандаш?
- Давайте проверим.
3. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
Вбиваю гвоздь в дерево, затем в металлическую платину.
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый).
- Давайте проверим другим способом. Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный).
(слайд №6)
- Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Гвоздик и карандаш вам улыбаются потому, что вы молодцы! Они вас приглашают потанцевать, вставайте в круг (провожу физкультминутку под музыку).
(слайд №7)
- Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке.
Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Гвоздик призадумался. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
5. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой карандаши, затем гвоздики).
- Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)
- А у нас здесь есть еще предметы. Что это? (матрешки и железные человечки).
Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег (его может перевезти Карандаш)
( Как железным человечкам перебраться на другой берег? (на лодке). Давайте посмотрим из какого предмета можно сделать лодку (деревянная пластина)
(слайд №8)
- Так наши друзья и поступили.
Перебрались на другой берег.
Гвоздь: Как я устал!
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху.
Карандаш: Я пойду рыбу ловить, и я пойду.
Гвоздь: А кто будет костер разводить?
- Ребята, как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.
(Карандаш – должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)
- Сварили друзья ухи, сели есть.
Поели друзья, как же им затушить костер? (Залить водой – это может сделать кто? (Карандаш) закидать песком – с этим может справиться кто? (Гвоздь). Так они и сделали. Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.
Ребята, хотите, я вам покажу фокус с карандашом и гвоздиком. (Фокус с магнитом.) Почему гвоздь двигается, а карандаш лежит на месте?
Вывод. Железо притягивается к магниту, а дерево нет.
3. Заключительная часть (рефлексия)
Итог. Привлекаю внимание к экрану.
- Гвоздь и Карандаш говорят: «Спасибо вам, ребята, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного».
- Что мы узнали из наших опытов? (что карандаш и гвоздь для нас оба важны). Какие опыты вам понравились больше?
- У меня есть волшебный карандаш. Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.
(Дерево: шершавое, шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое.
Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый).
А теперь, вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что вы отвечали на все вопросы правильно, значит, возьмите красный кружок, а если затруднялись с ответами - то синий.
- Карандаш и Гвоздик очень довольны, что решили на память подарить вам картинки – раскраски, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Подходите к столу и выбирайте любую.
Вы большие молодцы, всем спасибо большое.
Самоанализ занятия.
Тема: Приключение карандаша и гвоздика
Дата проведения: 22.03.2018
Место проведения: МБДОУ детский сад «Рябинушка».
Воспитатель: Серго Галина Анатольевна
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: Систематизировать представления детей 6-7 лет о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
Обучающие задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий - шершавый, теплый – холодный, прочный – хрупкий, мягкий – твердый, тяжелый – легкий, металл нагревается, дерево горит.
- Учить сравнивать предметы по характерным признакам.
- Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
- Закрепить правила обращения с горячими предметами.
Развивающие:
- Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей стремление узнавать новое, умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.
- Развивать любознательность и самостоятельность детей, повышать остроту зрения, зрительное внимание.
Анализ целей и задач.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
Дети, показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (мультимедийный проектор, картинки);
3. Практический (элементарные опыты);
и приемы: сюрпризный момент, пояснения, указания, показ, поощрение, анализ, беседа, подведение итогов.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый - «координатор» и «наставник».
Анализ занятия открытия нового знания.
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь карандашу и гвоздю в их споре, таким образом, дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей.
Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Анализ образовательной деятельности.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Занятие состоит из мотивационно – ориентировочного, поискового – практического, рефлексивно – оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, самостоятельность. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на опытно-экспериментальных действиях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности, умению формулировать выводы. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез и выводов.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла мнения и выводы детей.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно проводить опыты, формулировать выводы, выражать свое мнение. Таким образом, считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы «Космические просторы»
Познавательно - исследовательский проект "Космические просторы"...
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».
Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....
Открытое занятие. Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской и конструктивной в подготовительной группе №10
Тема: «Как хорош дом, в котором ты живешь» (оригами)...
Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему «К нам весна шагает…»
Цель: создание педагогических условия для эффективного формирования лексико-грамматического строя речи....