Рисование как средство для развития речи детей
консультация
Предварительный просмотр:
Рисование как средство для развития речи детей
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы.
Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют и развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения.
Совместное рисование
Совместное рисование - это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок в соответствии с изучаемой лексической темой, эмоционально комментируя происходящее. Ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок различными деталями. Взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования, делая паузы, комментируя свои действия, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить рисунок, ответить на поставленные вопросы.
Такая работа открывает новые возможности для ознакомления ребенка с окружающим миром, позволяет обобщить представления об окружающем, научить ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями.
Предметное рисование
Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Например: «Ой, какие красивые конфетки в коробке (вазочке, конфетнице)!» Они разноцветные и у каждой свой вкус. Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у неё вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Так можно закреплять название цвета, образование относительных прилагательных.
Ребенок наблюдает за происходящим на листе бумаги и прислушивается к комментарию, отвечает на вопрос. Далее продолжается рисование «по заказу» ребенка. «Какого цвета будет следующая конфетка? А какой у неё вкус?» Ребенок продолжает рисование в соответствии со своими возможностями – дорисовывает, штрихует, раскрашивает. Он комментирует свои действия, родители ему в этом помогают. Малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша.
Сюжетный рисунок
Предметный рисунок заменяется сюжетным. Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда специально прекращает рисование или «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и предлагает ребенку завершить рисунок самостоятельно. Чтобы ускорить и облегчить процесс создания сюжетной картинки, можно использовать наклейки, совмещать рисование и аппликацию. Для активизации мыслительной деятельности и речевой активности, тренировки внимания и памяти, можно использовать рисование загадок. Выполнение сюжетного рисунка помогает родителям не только обогащать и активизировать словарь ребенка, но и организовать работу по развитию связной речи – ответы на вопросы, составление предложений, их правильное грамматическое оформление. И как итог, по выполненным работам совместно составляется рассказ.
Дополнение изображения
Взрослый демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у ребенка создаёт его. Предлагает ребенку дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.
Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
От педагога, в свою очередь, требуется умение создать на занятии творческую непринуждённую атмосферу, живо и эмоционально объяснить и показать детям новые способы действий и приемы изображения. Ведь детям сложно научиться чему-либо у педагога, который сам не умеет и не любит творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядно-игровых средств в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
выступление на педсовете...
Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"
И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....
"Дидактический синквейн – средство оптимизации развития речи детей с ОВЗ"
Опыт работы по "дидактическому синквейну"...
Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...
Презентация Консультация "Сказкотерапия"–эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Сказкотерапия –эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.
В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...
Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.
Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...