Использование наглядно-игровых средств в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование наглядно-игровых средств в развитии речи
детей младшего дошкольного возраста
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.
Проанализировав возрастные особенности детей данного возраста мы выяснили, что им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Для четвертого года жизни характерны и новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства. Решая задачи развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Поэтому на первый план в формировании начал связной речи у детей младшего дошкольного возраста выступает развитие тех сторон каждой речевой задачи (фонетической, лексической, грамматической), которые влияют на построение связного высказывания. Для этого в своей работе мы используем наглядно-игровые средства.
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой - дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучение становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.
В дошкольном возрасте спектр наглядно игровых средств очень обширен. Это образные игрушки, сказочные герои, игры с водой, игры на развитие мелкой моторики сопровождаемые потешками, строительные игры, наблюдения и элементарный труд в природе (для развития словаря эффективен приём поручений), бытовые и игровые ситуации, слушание художественной литературы с использование ярких красочных картинок, дидактические игры и упражнения (действуя с предметами, ребенок практически познает их свойства), игры – забавы и игры – хороводы на развитие общения (не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания к действиям других людей), разные виды театров, инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений, использование авторских дидактических пособий.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни мы добиваемся положительных результатов. Многие дети понимают речь, отвечают на вопросы, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.
«Речь – это средство социального общения, средство высказывания и понимания. В речевой деятельности Лев Семёнович Выготский видел возможности социального становления человека, всех его познавательных сил.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Примеры игр с описанием, рекомендации для педагогов младших групп ДОУ...
Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...
Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...
Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...
Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа. 1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...
Кружок "Веселый Язычок" «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность кружка.Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в о...
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...