"Дидактический синквейн – средство оптимизации развития речи детей с ОВЗ"
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинск ий
Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений
Актуальность Низкий уровень сформированности словаря Неверное употребление предложных конструкций Низкий уровень сформированности связного высказывания
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами. В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка .
Для чего нужен «синквейн»? Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Учит работать индивидуально и в группе. Заинтересовывает родителей.
Виды «синквейна» составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
Правила написания синквейна: Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
ПЕРВАЯ СТРОКА 1 слово – существительное (слово – предмет) КТО? ЧТО?
ВТОРАЯ СТРОКА 2 слова – прилагательные (слова – признаки) Какой? Какая? Какое? Какие?
ТРЕТЬЯ СТРОКА 3 слова – глаголы (слова - действия) Что делает? Что делают?
Четвертая строка 4 слова - предложение, фраза по теме
Пятая строка 1 слово – существительное, ассоциация по теме
МОДЕЛЬ СИНКВЕЙНА
Тема «синквейна» может быть любой: о природе; о картине и литературном герое; о маме или папе; о настроении; … …
Схемы по лексическим темам
Графические рисунки детей
Составление синквейна с помощью картинок - ассоциаций
Условные обозначения слов для составления синквейна детьми: Слово предмет (Кто? Что?) Слово – определение (какая? какой? какое? какие?) Слово – действие (что делает? что делают?) Предложение Слово – ассоциация
Алгоритм составления синквейна для дошкольников:
Составление краткого рассказа по готовому синквейну
Составление «синквейна» по прослушанному рассказу
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
Сравнительная диаграмма речевого развития детей с ОВЗ за два года обучения
Дидактический синквейн: Не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций Развивает творческие способности детей Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области «Дидактический синквейн – средство оптимизации развития речи детей с ОВЗ» Подготовила: Н. А. Носкова Учитель – логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядно-игровых средств в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
выступление на педсовете...
Отчет работы по самообразованию: " Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей"
И. Токмкова : " У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаються, как о лежащий на дороге камень, и укалываються как о лист осота"....
Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...
Синквейн -схемы для развития речи детей и составления стихотворений.
Синквейн - это небольшое стихотворение,составляется любым человеком, но по своим правилам1 Строка -это любое слово (существительное)2 - два прилагательных, которые выражают смысл этого слова3 -три гла...
«Синквейн-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста". Консультация для родителей и педагогов.
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и спо...
Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.
Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...
Консультация для родителей «Синквейн» - технология в развитии речи детей дошкольного возраста".
Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких эффективных методов является дидактический ...