Познавательно-речевой проект "В мире сказок"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №200
Проект
«В мире сказок»
Познавательно-речевой
для детей 2-3 года
Воспитатель:
Челбогашева Марина Николаевна
Кемерово, 2023
Информационная карта проекта
П/н | Раздел | Содержание |
Название | «В мире сказок» | |
Автор | Воспитатель: Челбогашева Марина Николаевна | |
База проекта | МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида», первая младшая группа (2-3 года) (20 ребенка - 12 девочек и 8 мальчиков), г.Кемерово | |
Сроки | Краткосрочный (03.07.2023 г. – 31.08.2023 г.) | |
Тип проекта | Познавательно-речевой. | |
Аннотация | Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста социально-коммуникативной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности. Проект предполагает продолжительность реализации 2 месяца. | |
Ресурсы | Нормативно–правовая база:
Учебно – методическое обеспечение:
Технические и материальные ресурсы:
| |
Цель | Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русским народным сказкам. | |
Задачи |
| |
Проблема | Я, как педагог, обратила внимание на то, что сегодняшние молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей. В современной семье не только не знакомят детей с прошлым нашей страны, но даже не рассказывают о собственных корнях. Вырастая, дети считают совсем не важным знать о символах страны, о значимых событиях и героях нашей Родины. Большинство детей все свое свободное время проводят у телевизора, компьютера или планшета, а также предпочитают зарубежные мультфильмы и игры, отечественным. Таким образом, чем раньше произойдет знакомство с русскими народными сказками, тем благотворнее будет происходить всестороннее развитие наших детей. Из выше изложенного, возникает проблема проекта: «Как наиболее результативно начать приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, в том числе русской народной сказке?» | |
Образовательные области | • «Социально – коммуникативное развитие», • «Познавательное развитие», • «Речевое развитие», • «Художественно - эстетическое развитие», • «Физическое развитие». | |
Основные принципы, лежащие в основе проекта | 1.Доступность. -Учет возрастных особенностей детей; -Адаптированность материала к возрасту; 2.Систематичность и последовательность. -Постепенная подача материала от простого к сложному; -Частое повторение усвоенных правил и норм; 3.Диффиринциация. –создание благоприятной среды для усвоения норм и правил каждым ребенком. 4.Динамичность. –интеграция образовательных областей. | |
Механизм реализации проекта | Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта. Механизм реализации проекта предусматривает системно - деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий речевой направленности. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, где дети могут самостоятельно брать книги с русскими народными сказками. | |
Результаты деятельности | Детей:
Родителей:
Автора:
| |
Продукты деятельности |
| |
Итоговое мероприятие |
| |
Перспектива | Продолжить знакомить детей с русскими народными и авторскими сказками в соответствии с возрастом. |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Народное творчество создало много сказок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию, возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Необходимо приобщать детей как к образцу народной речи.
Актуальность выбранной темы проекта
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что через чтение русских народных сказок ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир русской народной культуры. Сказочные истории не только веселят и развлекают, они помогают малышам в трудные минуты жизни: когда они печальны, напуганы или смущены, в том числе и в адаптации к условиям детского сада. Дети любят рассматривать и перелистывать страницы книги, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов повторяя некоторые знакомые фразы. Они начинают чувствовать в себе единение с миром книг и постепенно становятся уверенными читателями.
Русские народные сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную речь детей, обучают логически мыслить, развивают образное мышление и фантазию маленького человечка.
План реализации проекта
Этапы | Содержание |
1 этап (июль 23г) | Диагностический
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
|
2 этап (с 1 по 20 августа 23г) | Основной Работа с детьми:
Вовлечение родителей:
|
3 этап (с 21 по 31 августа 23г) | Контрольно-оценочный Цель: Определение результатов проекта. Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, оформление продукта проекта.
Игра-инсценировка по сказке:
|
Реализация проекта
1 этап - Июль 2023г
Педагогу изучить педагогическую и методическую литературу по теме проекта.
В ходе реализации проекта, была разработана анкета для родителей «Знакомим детей с русской народной сказкой» (приложение 1) и был проведен опрос 20 родителей с целью выявления роли русских народных сказок в семье и способах приобщения к ним своих детей.
На первый вопрос анкеты «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению или эта тема не актуальна в наше время?» – да – 15 родителей; - нет – 3 родителей; - затруднились с ответом– 2 родителей.
На второй вопрос анкеты «Часто ли Вы читаете ребенку сказки?» - 20 родителей ответили «да».
На третий вопрос анкеты «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки?» -10 родителей ответили «да», 10 родителей поставили прочерк, так как не знают.
На четвертый вопрос анкеты «С удовольствием ли ребенок слушает русские народные сказки?» - «да» - 6 родителя, нет – 5 родителей, поставили прочерк, так как не знают – 9 родителей.
На пятый вопрос анкеты «Что дает современному ребенку чтение русских народных сказок?» - решительность – 5 родителей, высокую эмоциональность – 7 родителей, не ответили на данный вопрос – 8 родителей.
На шестой вопрос анкеты «Есть ли у ребенка домашняя библиотека?» - да – 11 родителей, нет – 3 родитель, не ответили – 6 родителей.
На седьмой вопрос анкеты «Сколько книг (приблизительно) она включает?» - 10 книг– 7 родителей, 15 книг – 8 родителей, не ответили – 5 родителей, так как не знают.
На восьмой вопрос анкеты «Рассказывает ли ваш ребенок о тех русских народных сказках, которые прочитали в детском саду?» - «да» – 12 родителей, «нет» – 8 родителей.
Таким образом, мы видим, что большинство родителей имеют недостаточные знания о роли русских народных сказок в семье и способах приобщения к ним своих детей.
Вывод. Чтобы привлечь внимание родителей к русским народным сказкам, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.
Разработали перспективный план (приложение 2) с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, а также будут увлекательными для детей данного возраста.
Подобрали русские народные сказки, оформили в картотеку «Загадки по сюжетам русских народных сказок» (приложение 3). Совместно с родителями подобрали предметы для игр-инсценировок сказок, изготовили маски на голову детей для русских народных сказок.
2 этап – с 1 по 20 Августа 2023г
Согласно перспективному планированию прошла работа с детьми:
- Отгадывание загадок;
- Чтение русских народных сказок.
Продуктивно прошло вовлечение родителей в проект:
- Консультации для родителей: «Русская народная сказка в жизни ребенка», «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
- Родительская акция «Подари детям книгу сказок».
3 этап – с 21 по 31 августа 2023г
Итоговое мероприятие - игра-инсценировка по сказке «Репка», которое поможет систематизировать знания, полученные в результате проекта.
Перед каждой игрой-инсценировкой детям объясняются правила, роль персонажей, атрибутов, если необходимо заучиваются считалки, используются загадки.
Художественное творчество детей, продуктивная деятельность.
Выставка книжек-малышек, изготовленных совместно с родителями «Путешествие по сказкам».
В результате систематического использования разнообразного материала для ознакомления с русской народной сказкой, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также дополнительная работа вне занятий и в семье способна повысить уровень приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным сказкам. Опыт проведенного проекта свидетельствует о целесообразности комплексного использования различных приемов и методов работы с детьми данного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что знакомясь и проживая роль в русской народной сказке, дети ненавязчиво прикасаются к русской культуре.
Список используемых источников
- Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов / 2-е изд. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2015. – 464 с.
- Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения [Текст] : Избр. психолог. труды : В 2 томах. / А. В. Запорожец – Москва : Педагогика, 1986. - 249 с.
- Конина, М. М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] : учеб.-практ. пособие / М. М. Конина. – Москва : Академия, 2016. - 236 с.
Приложение 1
Анкета для родителей.
«Знакомим детей с русской народной сказкой»
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить данную анкету, Ваши исчерпывающие ответы позволят педагогам группы получить полную информацию о том, как Вы знакомите детей с русскими народными сказками.
Обратите внимание на оформление ответов. Они предполагают возможность текстового заполнения или выбор из предложенных вариантов.
- «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?»
- Да
- Нет
- _____________________________________________________________
- «Часто ли Вы читаете ребёнку сказки?»
- Да
- Нет
- _____________________________________________________________
- «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки?»
- Да
- Нет
- __________________________________________________________
- «С удовольствием ли ребёнок слушает русские народные сказки?»
- Да
- Нет
- ___________________________________________________________
- «Что даёт современному ребёнку чтение русских народных сказок?»
- __________________________________________________________
- «Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?»
- Да
- Нет
- ___________________________________________________________
- «Сколько книг (приблизительно) она включает?»
- ___________________________________________________________
- «Рассказывает ли ваш ребёнок о тех русских народных сказках, которые прочитали в детском саду?»
- Да
- Нет
- __________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Перспективный план в ходе реализации проекта с детьми младшего дошкольного возраста
День, месяц | Виды деятельности | Форма работы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
1 августа | Познавательно-исследовательская | Реализация проекта | «В мире сказок!» | Формирование познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к русской народной сказке. |
2 августа | Музыкально-художественная | Прослушивание аудио-сказок | «Золотое яичко» | Формирование умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти. |
3 августа | Продуктивная | Сюжетная лепка по мотивам сказки | «Яичко для курочки Рябы» | Развитие творческого воображения через лепку. |
4 августа | Трудовая | Коллективная | «Книжкина больница» | Формировать бережное отношение к книгам, учить их ремонтировать. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, мыслительные операции. |
7 августа | Чтение русской народной сказки | Пересказ русской народной сказки | «Колобок» | Прививать интерес к русской народной сказке. |
8 августа | Чтение русской народной сказки | Пересказ русской народной сказки | «Теремок» | Прививать интерес к русской народной сказке. |
9 августа | Продуктивная | Конструктивно-модельная | «Теремок» | Развивать логическое мышление. Развитие речи. |
10 августа | Чтение русской народной сказки | Пересказ русской народной сказки | «Лиса, заяц и петух» | Прививать интерес к русской народной сказке. |
11 августа | Трудовая | Коллективная | «Работа в центре художественной литературы» | Учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их. Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок. |
14 августа | Чтение русской народной сказки | Пересказ русской народной сказки | «Лисичка-сестричка и серый волк» | Прививать интерес к русской народной сказке. |
15 августа | Художественное творчество | раскрашив. раскрасок | «Мои сказочные друзья» | Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании. |
16 августа | Чтение русской народной сказки | Пересказ русской народной сказки | «Волк и коза» | Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций к русской народной сказке, приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос. |
17 августа | Художественное творчество | Коллективная аппликация | «Сказка в гости к нам пришла» | Приобщать детей к коллективной аппликации. |
18 августа | Музыкально-художественная | Прослушивание аудио-сказок | «Петушок-золотой гребешок» | Формирование умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти. |
21 августа | Музыкально-художественная | Прослушивание аудио-сказок | «Коза-дереза» | Формирование слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти. |
22 августа | Чтение русской народной сказки | Ознакомление с русской народной сказкой | «Вершки и корешки» | Познакомить детей со сказкой. Воспитывать умение слушать до конца, следить за развитием действия в сказке. |
23 августа | Чтение русской народной сказки | Пересказ сказки с использованием конусного театра. | «Репка» | Воспитывать умение слушать до конца, следить за развитием действия в сказке. Побуждать детей участвовать в инсценировки сказки. |
24 августа | Игровая | Инсценировка сказки | «Репка» | Развивать игровые умения и навыки; Развивать творческие способности детей. |
25 августа | Коммуникативная | Беседа | «Моя любимая сказка» | Формирование диалогической речи детей, умение слушать, понимать заданный вопрос и правильно отвечать на него. |
Приложение 3
Планирование индивидуальной работы по проекту
Месяц | Индивидуальная форма работы (Имя ребенка) | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Август 2023г | Анастасия А. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции |
Артем Б. | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Формировать знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. | |
Илья Б. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции | |
Григорий Б. | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Формировать знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. | |
Евангелина Б. | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Формировать знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. | |
Александр Г. | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Формировать знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. | |
Александра И. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции | |
Макар К. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции | |
Михаил К. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции | |
Ольга С. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции. | |
Екатерина К. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции. | |
Алиса К. | Пальчиковая игра «Колобок» | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Развивать связную речь, внимание, память. | |
Мария К. | Пальчиковая игра «Колобок» | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Развивать связную речь, внимание, память. | |
Валерия Л. | Пальчиковая игра «Колобок» | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Развивать связную речь, внимание, память. | |
Мария П. | Пальчиковая игра «Колобок» | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Развивать связную речь, внимание, память. | |
Есения П. | Пальчиковая игра «Колобок» | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Развивать связную речь, внимание, память. | |
Ева Ю. | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Формировать знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. | |
Ксения Т. | Театр.деят-ть русская народная сказка «Репка» | Развивать речь, память, положительные эмоции | |
Артем Х. | Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Формировать знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. | |
Александр Ч. | Пальчиковая игра «Колобок» | Развитие мелкой моторики, координация речи с движением. Развивать связную речь, внимание, память. |
Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении
Наблюдения направлены:
а) на изучение интереса детей к русским народным сказкам.
б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми проекта.
Приложение 4
Перспективный план взаимодействия с родителями по проекту
Месяцы | Форма работы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Июль 2023 | Проект | «В мире сказок» | сотрудничество с родителями по проблеме проекта. |
Анкетирование | «Знакомим детей с русской народной сказкой» | получение и анализ информации по проблеме проекта. | |
Август 2023 | Беседа | «О пользе совместного с ребенком чтения» | Показать родителям значение совместного чтения. |
Акция | «Подари детям книгу сказок» | Сотрудничество с родителями. | |
Консультация для родителей | «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» | Сотрудничество с родителями. | |
Консультация для родителей | «Русская народная сказка в жизни ребенка» | Сотрудничество с родителями. | |
Рекомендации для родителей | посещение театра кукол. | Индивидуальная работа с родителями. | |
Выставка книжек-малышек. | «Путешествие по сказкам» | Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников ДОО и родителей. |
Приложение 5
Картотека
«Загадки по сюжетам русских народных сказок»
Младший дошкольный возраст
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»)
----------------------------------------
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам , и съеден… («Колобок»)
------------------------------------------
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка.
(«Гуси-лебеди»)
------------------------------------------
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.
(«Маша и медведь»)
------------------------------------------
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть…
(«Курочка Ряба»)
------------------------------------------
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался…
(«Теремок»)
----------------------------------------
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
(«Бычок – смоляной бочок»)
------------------------------------------
Кто бежал через мосточек,
С клёна оторвал листочек?
То из сказочки коза.
Её имя — …
(Дереза из р.н.с «Коза-дереза)
Фотоотчет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "По страницам сказок А.С. Пушкина"
Цель: развитие познавательного интереса к сказкам А.С. Пушкина.Задачи:закреплять знания о прочитанных сказках А.С. Пушкина;развивать связную речь, умение пересказывать сюжет литератур...
Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...
Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.
В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....
НОД по познавательно-речевому развитию "В мире транспорта" младшая группа
Цель: создавать условия для закрепления знаний детей в рамках темы "Транспорт"...
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Познавательно-речевой проект «По дорогам сказок»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Ведь именно со сказки начинается его знакомс...
Познавательно-речевой проект «По дорогам сказок» (с использованием игровой технологии «Стигисы – сказки»)
Цель: Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через сказки с использованием игровой технологии «Стигисы - сказки» в условиях специально организованной образовательно...