Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок «Загадки русского языка»
рабочая программа
Актуальность выбора курса «Загадки русского языка» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования города Ярославль
Государственное муниципальное образовательное учреждение
Гимназия №1 города Углича
Принято на заседании
методического (педагогического) совета
Протокол № ______
От «___»______20_года
Программа внеурочной деятельности по русскому языку
Кружок «Загадки русского языка»
Направленность: общеинтелектуальная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 9-10 лет
Срок реализации: учебный год
Составитель:
Колесникова Людмила
Углич 2019
Пояснительная записка
Программа соответствует:
• требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
Планирование составлено на основе:
Программы внеурочной деятельности «Грамотей» Бушуевой Татьяны Михайловны преподавателя начальных классов.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Данная программа развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.
Новизна программы состоит в том, требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Актуальность выбора курса «Загадки русского языка» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.
Отличительная особенность программы
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Цель программы: создание условий для обеспечения достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.
Задачи курса:
Обучающие:
• обогатить словарный запас учащихся;
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой грамматических, лексических и орфографических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
• обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для познавательной деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
• сформировать умение учиться;
Развивающие:
- Развивать связную устную и письменную речь;
- Развивать самостоятельную познавательную деятельность.
- Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова.
- Развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Воспитательные:
• воспитать интерес к предмету «Русский язык»;
• Воспитать потребность пользоваться всеми языковыми богатствами (а значит, и познавать их), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
Программа предназначена для обучающихся 3 класса, возраст 9-10 лет.
Срок освоения программы
Данная программа реализуется в течение 1 года (2019– 2020 года) во внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности по русскому языку запланирована на 27 часов, 1 занятие в неделю в 3 классе продолжительностью 40-45 мин минут.
Формы организации образовательного процесса: Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: Для формирования интереса к чтению применяются разнообразные формы организации занятий: беседы; творческие задания; тесты; исследования; конкурсы; семинары проекты; практические работы; игры;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД:
• Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
• Учиться, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
• Составлять план решения проблемы (задачи).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
• В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
• Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
• Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
• Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Календарно-тематическое планирование кружка «Загадки русского языка»
№ | Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 | 11.09 | «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. | Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления. Развивать устную и письменную речь. | Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. |
2 | 18.09 | Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | Развивать самостоятельную познавательную деятельность | Исследование происхождения алфавитов в разных странах. Создание собственных алфавитов |
3 | 25.09 | Изменение смысла слова с изменением звука. | Обеспечить прочное и сознательное овладение системой грамматических, лексических и орфографических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; | Рассматривание слов, которые изменяют смысл слова с изменением звука. Составление своих заданий. |
4 | 2.10 – 16.10 | Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды и др. | Развивать интеллектуальную способность учащихся. | Сведения о происхождении шарад, анаграмм, метаграмм, слов-перевёртышей и т.д. Защита игр со словами, созданных детьми. |
5 | 23.10 -30.10 | Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. | Развивать интеллектуальную способность учащихся; устную и письменную речь. | Сообщения детей. Игра «Пойми, что сказано» |
6 | 6.11 – 20.11 | Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. | Развивать самостоятельную познавательную деятельность. | Работа со словарями. Поиск нужных слов, объяснение их значений. |
7 | 27.11 – 4.12 | Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». | Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова. | Составление словообразовательных цепочек. Защита собственного словообразовательного «древа» |
9 | 11.12 | Крылатые слова | Развивать интеллектуальную способность учащихся; устную и письменную речь. | Нахождение крылатых слов в поэзии русских писателей. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». |
10 | 18.12 | Сложные слова | Развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь | Дать понять, как образуются сложные слова, что соединяет корень, составить алгоритм наблюдения за сложными словами |
11 | 25.12 -15.01 | Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница между парами словосочетаний. | Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь и внимание | Составление словосочетаний с помощью подбора зависимых слов, составление смысловых и падежных вопросов в словосочетании |
12 | 22.01 | Слова с двумя-тремя приставками. | Развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь | Знакомство с проблемами которые возникают при написании приставок, на какие группы можно разделить приставки. Нахождение слов с приставками данных групп (пре, при, без, бес, вз, вс, над, на, од) |
13 | 29.01 - 5.02 | Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. | Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления. Развивать устную и письменную речь. | В глубь веков на машине времени. К дедам, прадедам и пра-пра, пра. К словам родственникам. Умники и умницы. |
14 | 12.02 | «Странные» корни» | Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления. Развивать устную и письменную речь. | Исследование предложенных слов |
15 | 19.02 | В мире суффиксов | Развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь | Морфемный разбор, тесты |
16 | 26.02 | Кто больше знает существительных общего рода | Развивать самостоятельную познавательную деятельность | Участие в конкурсе «О существительных» |
17 | 4.03 – 11.03 | Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов. | Расширение кругозора детей | Работа с текстом по изменению повторных слов |
18 | 18.03 | Полногласные и неполногласные сочетания оро/ре, оло/ле, ере/ре. | Развитие орфографической зоркости учащихся в определении выбора правописания | Определение принадлежности слова к современному языку |
19 | 25.03 | Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения. | Обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления. Развивать устную и письменную речь. | Сообщения о разрядах наречий. Исследование текстов с точки зрения синтаксиса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
Программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 4-х классов. Срок реализации - 1 год. Направление-общекультурное....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Русская берёза» и презентация "Русская берёза".
Конспект образовательной деятельности "Русская берёза" знакомит детей с символом нашей Родины - деревом берёзой....
Программа внеурочной деятельности "Оркестр"
Программа внеурочной деятельности "Оркестр" разработана для детей от 3 до 7 . Работа будет полезна для музыкальных работников....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ»
Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ»...