Квест-игра как форма работы с дошкольниками
консультация (подготовительная группа)

Филаткина Светлана Витальевна

Квест – это сюжетная игра, в которой для того, чтобы пройти весь игровой путь, нужно:

  • решать различные игровые задачи;
  • проявлять ловкость, быстроту, выносливость и меткость;
  • разгадывать загадки, ребусы, шифровки;
  • преодолевать страх и волнение;
  • действовать командой, помогая друг другу.

 

Виды квестов:

  1. Закрытая комната. Группа участников запирается в помещении, из которого надо выбраться в установленное время. Чаще всего на разгадку отводится 1-1.5 часа. По ходу игры участники отвечают на вопросы, разгадывают головоломки, находят улики и подсказки.
  2. Игровая реальность. Игроки должны выполнить действия по сюжету: спасти героя, найти философский камень, создать эликсир невидимости и т.д. По мере прохождения игры придется выполнять задания, отгадывать загадки, решать головоломки.
  3. Квест-преставление. В игре задействованы актеры, которые разыгрывают сцены, вовлекают в процесс игроков, своими действиями помогают найти правильный ответ или запутывают участников. Живое участие в сценах усиливает ощущение реальности, причастности к происходящему. Перфоманс помогать испытать новые ощущения и опыт, которые не получишь в обычной жизни.
  4. Экшн-квест. Это развлечение для любителей активного отдыха. Здесь придется потеть, проходить полосы препятствий, преодолевать трудности, а в промежутках напрягать голову, пытаясь решить многочисленные логические задачи. Экшн – это приключение и полное погружение в другой мир.
  5. Городской квест. Игра происходит за пределами комнаты. Правила те же, искать ответы, но игроки перемещаются по городу, как правило ночью, находят отмеченные на карте места, находят задания и пытаются их решить в отведенное время.

 

Типы квестов:

  1. Линейные – задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи. Пример: 10 записок, в каждой записке показано, где искать следующую записку.
  2. Штурмовые – команды получаю задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
  3. Кольцевые – круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек, и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

 

Что может входить в квест:

  • дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
  • арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
  • интеллектуальные викторины;
  • задания творческого характера;
  • загадки, кроссворды, ребусы;
  • конструирование, моделирование;
  • экспериментирование.

 

Квест в педагогической практике

Квест может быть не только развлечением, но и хорошим инструментом для решения воспитательных задач.

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

  • игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
  • социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
  • художественно-изобразительной (рисование, конструирование);
  • познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т.д.);
  • театрально-музыкальной;
  • восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

 

Алгоритм работы воспитателя над квестом:

  1. выбрать актуальную тему;
  2. сформулировать цели и задачи;
  3. найти яркий сюжет;
  4. приготовить реквизиты;
  5. провести квест.

 

Методика организации квест-занятий для дошкольников

  • Место проведения: любые помещения детского сада, а также территория для прогулок.
  • Время проведения: квест-занятия можно проводить дольше, чем обычные занятия, так как квест предполагает постоянную смену деятельности.
  • Для квеста обычно отводят время, равное двум обычным занятиям.

 

Этапы прохождения квеста:

  1. Пролог – вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.
  2. Организационная часть квеста включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
  3. Основная часть включает: прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута; решение задач; выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  4. Эпилог – подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

 

Обязательные условия для проведения квеста:

  • Конечная цель игры должна быть достигнута! Она должна быть желанна. Соблюдаем баланс между усилиями на прохождение квеста и наградой.
  • Уважение к личности ребенка и учет особенностей каждого ребенка на маршруте.
  • Проблема отстающих. Разработать лёгкие задания для тех, кто не справляется с маршрутом. Предусмотреть помощь тем, кто отстает от маршрута.
  • Безопасность физическая и психологическая. Убираем опасные маршруты, риск падения, колющее оружие, огонь, пугающих персонажей и психологическое давление (в том числе игроков друг на друга).

 

Сюжеты квестов для дошкольников:

  • поиск клада;
  • путешествие в сказочном городе;
  • большое космическое (морское) путешествие;
  • помощь герою, попавшему в беду;
  • соревнование 2-х команд;
  • строительство дома, города, королевства из фрагментов.

 

Требования к сценарию:

  • уровень сложности соответствует возрасту;
  • сюжет понимается и принимается участниками;
  • задачи понятны и не требуют долгой тренировки;
  • активная деятельность чередуется с фазами отдыха;
  • задания выстроены в логическую цепочку.

 

Варианты оформления игрового маршрута:

  • маршрутный лист;
  • карта;
  • следы;
  • цепочка записок;
  • кодовое слово.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»

Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка....

«Квест- игра как инновационный метод работы с дошкольниками»

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» ...

План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»

План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»...

Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни».

Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни»....