Квест-игра как форма работы с дошкольниками
консультация (подготовительная группа)
Квест – это сюжетная игра, в которой для того, чтобы пройти весь игровой путь, нужно:
- решать различные игровые задачи;
- проявлять ловкость, быстроту, выносливость и меткость;
- разгадывать загадки, ребусы, шифровки;
- преодолевать страх и волнение;
- действовать командой, помогая друг другу.
Виды квестов:
- Закрытая комната. Группа участников запирается в помещении, из которого надо выбраться в установленное время. Чаще всего на разгадку отводится 1-1.5 часа. По ходу игры участники отвечают на вопросы, разгадывают головоломки, находят улики и подсказки.
- Игровая реальность. Игроки должны выполнить действия по сюжету: спасти героя, найти философский камень, создать эликсир невидимости и т.д. По мере прохождения игры придется выполнять задания, отгадывать загадки, решать головоломки.
- Квест-преставление. В игре задействованы актеры, которые разыгрывают сцены, вовлекают в процесс игроков, своими действиями помогают найти правильный ответ или запутывают участников. Живое участие в сценах усиливает ощущение реальности, причастности к происходящему. Перфоманс помогать испытать новые ощущения и опыт, которые не получишь в обычной жизни.
- Экшн-квест. Это развлечение для любителей активного отдыха. Здесь придется потеть, проходить полосы препятствий, преодолевать трудности, а в промежутках напрягать голову, пытаясь решить многочисленные логические задачи. Экшн – это приключение и полное погружение в другой мир.
- Городской квест. Игра происходит за пределами комнаты. Правила те же, искать ответы, но игроки перемещаются по городу, как правило ночью, находят отмеченные на карте места, находят задания и пытаются их решить в отведенное время.
Типы квестов:
- Линейные – задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи. Пример: 10 записок, в каждой записке показано, где искать следующую записку.
- Штурмовые – команды получаю задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
- Кольцевые – круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек, и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Что может входить в квест:
- дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
- арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
- интеллектуальные викторины;
- задания творческого характера;
- загадки, кроссворды, ребусы;
- конструирование, моделирование;
- экспериментирование.
Квест в педагогической практике
Квест может быть не только развлечением, но и хорошим инструментом для решения воспитательных задач.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
- игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
- социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
- художественно-изобразительной (рисование, конструирование);
- познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т.д.);
- театрально-музыкальной;
- восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.
Алгоритм работы воспитателя над квестом:
- выбрать актуальную тему;
- сформулировать цели и задачи;
- найти яркий сюжет;
- приготовить реквизиты;
- провести квест.
Методика организации квест-занятий для дошкольников
- Место проведения: любые помещения детского сада, а также территория для прогулок.
- Время проведения: квест-занятия можно проводить дольше, чем обычные занятия, так как квест предполагает постоянную смену деятельности.
- Для квеста обычно отводят время, равное двум обычным занятиям.
Этапы прохождения квеста:
- Пролог – вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.
- Организационная часть квеста включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
- Основная часть включает: прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута; решение задач; выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
- Эпилог – подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.
Обязательные условия для проведения квеста:
- Конечная цель игры должна быть достигнута! Она должна быть желанна. Соблюдаем баланс между усилиями на прохождение квеста и наградой.
- Уважение к личности ребенка и учет особенностей каждого ребенка на маршруте.
- Проблема отстающих. Разработать лёгкие задания для тех, кто не справляется с маршрутом. Предусмотреть помощь тем, кто отстает от маршрута.
- Безопасность физическая и психологическая. Убираем опасные маршруты, риск падения, колющее оружие, огонь, пугающих персонажей и психологическое давление (в том числе игроков друг на друга).
Сюжеты квестов для дошкольников:
- поиск клада;
- путешествие в сказочном городе;
- большое космическое (морское) путешествие;
- помощь герою, попавшему в беду;
- соревнование 2-х команд;
- строительство дома, города, королевства из фрагментов.
Требования к сценарию:
- уровень сложности соответствует возрасту;
- сюжет понимается и принимается участниками;
- задачи понятны и не требуют долгой тренировки;
- активная деятельность чередуется с фазами отдыха;
- задания выстроены в логическую цепочку.
Варианты оформления игрового маршрута:
- маршрутный лист;
- карта;
- следы;
- цепочка записок;
- кодовое слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»
Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...
МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»
laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка....
«Квест- игра как инновационный метод работы с дошкольниками»
laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» ...
План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»
План по самообразованию Тема: «Игровая технология «Квест-игра» как современная форма патриотического воспитания дошкольников»...
Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни».
Презентация проекта «Квест- игра как эффективная форма работы с родителями в формировании здорового образа жизни»....