Конспект активного занятия (совместно с родителями) в старшей группе: «Верность родной земле» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
методическая разработка (старшая группа)
Через занятие дети и родители становятся активными участниками. Осваивают социокультурную категорию "Вера".Формируются представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, подвигах русских богатырей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_aktivnogo_zanyatiya.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект активного занятия (совместно с родителями)
в старшей группе на тему:
«Верность родной земле»
по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные:
- Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера».
- Способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, защитникам земли Русской.
- Расширять знания о славе богатырской.
- Повысить культуруродителей в вопросах патриотического воспитания детей через обращение к культурному наследию предков.
Развивающие:
- Развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.
- Развивать восприятие мудрого слова сказок, былин и пословиц.
- Обогащать образную речь через характеристику образа русского богатыря
(могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый).
Воспитательные:
- Воспитывать гордость, уважение к родной стране, её героям – богатырям.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная.
Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый,
Игровой.
Методические приёмы: Словесные: художественное слово (пословицы), пояснения, поощрение, эмоциональный настрой, беседа, вопросы и ответы, уточнения, объяснения.
Наглядные: «Оберег моей семьи», доспехи и снаряжение богатыря и современного воина.
Практические: общение детей при выполнении задания «Оружие и одежда русских богатырей и современных защитников» , эксперимент «Березовые прутики», общение детей с воспитателем и родителями при создании оберега.
Игровые: пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»,
физкультминутка «За высокими горами».
Формы организации: фронтальная, работа в паре.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: колокольчик, картинки славян; игра «Оружие и одежда русских богатырей и современных защитников» (Русские богатыри: лук, стрелы, меч, палица, булава, шлем, кольчуга, копьё, латы и плащ. Современные воины: граната, пулемёт, автомат, ракеты, пистолет, фуражка и китель, сапоги, бескозырка); берёзовые прутики по 2 шт. на каждого ребенка; заготовки для аппликации «Оберег для моей семьи»
Предварительная работа:
Чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина; раскрашивание образов русских богатырей (доспехов); заучивание стихов и пословиц по теме.
Ход занятия:
I Мотивационно-побудительный этап
Организационный момент
(дети и родители под звон колокольчика становятся в круг)
Психологический настрой:
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть,
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Воспитатель: «Гой еси, добры молодцы и красны девицы!». Как вы думаете, что я сейчас сказала?
Воспитатель: Я с вами поздоровалась. Так здоровались очень много лет назад. Слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». «Ты сейчас есть и будь живым еще!». Я пожелала вам жизни на многие лета (года).
Воспитатель: Проходите, пожалуйста, присаживайтесь.
(Мам, папы берут своего ребенка за руку и сажают его на стул, сами садятся позади своего ребенка.)
Работа в круге
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия)
Воспитатель: Расскажите, какая наша Россия (родная, красивая, большая, огромная, любимая, богатая, необъятная…).
Воспитатель: А всегда ли наша Родина была такой?
Воспитатель: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Повернем колесо истории назад, и оно покажет нам защитников нашей страны в глубокой древности. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза, пойдем по кругу и скажем такие слова: «Мы по кругу пойдем и в глубокую древность попадем!».
II Основной этап
Дети и родители присаживаются на стульчики
Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне (показывает иллюстрации).
Воспитатель: На что похоже слово «славяне» по звучанию? (Это слово напоминает слова «слава», «славный».)
Воспитатель: Славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно было где-то жить, и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.
Воспитатель: Подумайте, почему славяне в древности селились в лесах и вблизи рек? (в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу). Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть». Они разводили домашних животных, а, расчистив участок леса, выращивали хлеб.
Воспитатель: Когда то наша страна называлась Русью и враги очень часто нападали на Русь, а охраняли и защищали её, как вы думаете, кто?
Воспитатель: Правильно, богатыри.
Воспитатель: А откуда люди узнавали о подвигах богатырей? (Из былин)
Воспитатель: А что такое былина? Как вы думаете, откуда произошло это слово? (Слово «былина» произошло от слова быль. Быль – это то, что было).
Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов. Из былин мы узнали что, богатыри были сильными, много тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком, упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, скачках на конях, боролись друг с другом, от того и были такими сильными и могучими. Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего, человек, готовый в любую минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Верность родной земле помогала могучим богатырям одержать множество славных побед.
Воспитатель: Давайте попробуем защитить Русь.
Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о вере и о верных людях нашей русской земли.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слова «Верность родной земле»? (Ответы детей)
Воспитатель: В чем проявлялась верность славных богатырей родной земле?
Воспитатель: Русский народ придумал много пословиц о силе и верности. Уважаемые мамы и папы, если вы знаете их, расскажите. (Родители рассказывают пословицы)
Воспитатель: Ребята, назовите богатырей, которые стояли на рубежах Русской земли? (Ответы детей.)
Воспитатель: С кем они сражались и кого победили в трудном бою?
Воспитатель: Какими качествами обладали богатыри? (Дети перечисляют)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а в наше время есть богатыри? (Ответы детей.)
Воспитатель Кого можно назвать богатырями? (Ответы детей.)
Воспитатель Правильно, они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Оружие и одежда русских богатырей и современных защитников»
Воспитатель: Перед вами разложены картинки, на которых изображены оружие и одежда. Вам надо выбрать то, что относится к оружию и одежде русских богатырей, а что к современным защитникам, назвать и разложить рядом с карточками с изображением древнерусского и российского воинов. А в конце игры мы проверим, друг у друга правильно ли вы выполнили задание (Русские богатыри: лук, стрелы, меч, палица, булава, шлем, кольчуга, копьё, латы и плащ. Современные воины: граната, пулемёт, автомат, ракеты, пистолет, фуражка и китель, сапоги, бескозырка).
Воспитатель: Молодцы, ребята вы правильно выполнили задание, а вы знаете, что богатыри после тяжелого боя любили отдохнуть, так вот и я вам тоже предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри (шагают на месте)
Очень сильные (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают
кулаки)
Очень зоркие (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили (руки вверх, кричат: «Ура!»).
Воспитатель: Почему наш народ любит и помнит русских богатырей?
Воспитатель: В народе говорят: «Один в поле не воин». Как вы понимаете эту пословицу.
Воспитатель: Давайте проверим.
Эксперимент «Березовые прутики»
Воспитатель: Возьмите в руки один прутик, и попробуй его сломать. Что произошло? (Прутик сломался)
Воспитатель: Трудно было его сломать? (Нет)
Воспитатель: А, как вы думаете почему?
Воспитатель: А теперь возьмите по 10 прутиков, попробуйте их сломать. Что произошло? (Прутики не ломаются)
Воспитатель: Легко сломать много прутиков? Почему? (Тяжело. Потому что много прутьев сломать)
Воспитатель: Когда я один меня легко сломать - один в поле не воин, когда нас много никто не сможет нас сломать - когда мы вместе мы сила.
Воспитатель: Вот вам мой богатырский наказ: «Должны вы все вместе стоять за свою Родину, и тогда не один враг не ступит на нашу землю».
Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам
Земли Русской? »
Задание для родителей и детей.
Воспитатель: Вам сейчас надо разделиться на микрогруппы, подумать и ответить на вопрос: «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». Делегирование ответа поручается ребенку из каждой микрогруппы.
(Дети и родители предлагают свои варианты ответов на заданный вопрос,
приходят к общему решению.)
Воспитатель: Если вы готовы, то начинайте свой ответ со слов, мы считаем….
Воспитатель: Мы все говорим о богатырях защитниках Земли Русской, скажите, какой предмет защищал богатыря в бою? Верно, это щит. Слово «щит» означает навес, защита.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на щите у богатыря означает знак Солнца. (Предположения детей.)
Воспитатель: Солнце – знак непобедимости. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Так вот, я вас приглашаю в мастерскую сделать оберег (щит), который будет защищать вас и вашу семью как русских богатырей.
(Родители и дети проходят к столам и делают обереги)
III Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами еще раз вспомнили подвиги русских богатырей.
Воспитатель: Я думаю, что когда нашей Родине потребуется ваша помощь и защита, вы будете достойными богатырями своего времени!
Воспитатель: Наши дети счастливы, они живут в мире, где нет сил темных, нет зла. Важно научить детей ценить то, что имеют современные люди, благодаря современным защитникам Отечества.
Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? Почему, по вашему мнению, важно воспитать у ребенка преданность и верность (Отчизне, семье, своему народу)? (Ответы родителей.)
Воспитатель: А теперь послушайте ребята, какой наказ нам оставили богатыри.
Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» ЗадачиПрисоединение родителей к отечественным традициям.Оказание родител...
Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")
Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» Задачи1. Присоединение родителей к отечественным традициям.2....
План-конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в группе младшего возраста (3-4 года) на тему «Любимая книга»
Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией "Книга"....
«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...
Конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в дошкольном образовании» с детьми средней группы.
Тема занятия: Благородное слово....
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».
Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия «Мудрость сказочног...
«Конспект активного занятия с родителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
laquo;Конспект активного занятия с роителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...