Программа кружка "Веселые пуговки"
методическая разработка (младшая группа)

Романова Светлана Альбертовна

Кружок разработан для детей младшего дошкольного возраста, направлен на развитие мелкой моторики через игры с пуговицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselye_pugovki.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юркинская средняя общеобразовательная школа»

С.П. «Детский сад «Земляничка»

                                                                              Утверждаю директор школы

                                                                                  __________/______________                                                                Дата______________________

                                                     

«ВЕСЕЛЫЕ ПУГОВКИ»

Составила: воспитатель первой квалификационной

 категории Романова Светлана Альбертовна

п. Юркино 2023 -2024 уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка………………………………………………………………...

3

1.1

Направленность программы……………………..............................................................

3

1.2

 Актуальность……………………………………………………………………………

3

1.3

Цель и задачи кружка…………………………………………………………………...

4

1.4

Формы и режим кружковой работы………………………………………………….....

5

1.5

Возраст детей……………………………………………………..………………………

5

1.6

Ожидаемые результаты…………………………………………………………………

5

1.8

Принципы  и методы  реализации программы………………………………………

5

1.9

Структура занятия…………………….……………….………………………………...

6

2

Формы подведения ит огов реализации кружка …………...…………………………

6

3

Учебно-тематический план кружка…………………………………………………

6

4

Перспективный план  ……………………………………………………...

7

Список использованных источников……………………………………………………..

10


1 Пояснительная записка:

1.1. Направленность программы

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

1.2. Актуальность

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моём случае дидактические пособия с пуговицами.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.

 Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.

 Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Игры с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Сейчас дети мало тренируют движения пальцев рук, детям нужны специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики.

Одним из этих упражнений и являются игры с пуговицами.

В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве". В ней могут быть пуговицы разные по цвету, размеру, форме, материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, деревянные, металлические, кожаные) .

Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр.

Разнообразие материала – пуговицы разные по форме, фактуре, размеру, цвету не успевают надоедать ребенку.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу 2 задачи.

1.3. Цель и задачи кружка

Цель.

Развитие у детей раннего дошкольного возраста мелкой моторики через использование дидактических игр с пуговицами.

Задачи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию мелкой моторики.
  • Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности.

Обучающая: 

  • Способствовать накоплению сенсорного опыта.

  • Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний  детей  о форме, размере, цвете, 

Воспитывающая:

  • Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату.
  • Формировать коммуникативные навыки по средством использования потешек, стихов.

1.4 Формы и режим кружковой работы:

Занятия кружка проводятся 3 раз в  месяц длительностью  10 минут индивидуально или в паре.

Занятия проходит в форме игры с дидактическим материалом.  Для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, пальчиковые игры. 

1.5 Возраст детей. 2-3 лет

1.6 Ожидаемые результаты:

Игры с пуговицами помогают развивать:

- мелкую моторику и тактильное восприятие;

-точность, внимание

-математические способности (величина, форма, цвет)

-художественный вкус.

Играя с ребенком в пуговицы, вырабатываются умения управлять своими движениями, ловкость пальчиков, внимание, умственная деятельность, творчество, речь.

Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.

1.7    Принципы реализации программы:

-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры с дидактическим пособием;

-Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – игр с пуговицами;

-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;

- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

 Методы реализации программы:

 -Наглядные - наблюдение, показ, образец;

-Словесные – художественное слово, пояснение, поощрение;

-Практические – показ способов игры с пособием.

1.8 Структура занятия:

1. Вводная часть: самомассаж рук.

2. Основная часть: игровая мотивация, объяснение-показ и практическая деятельность;

3. Заключительная часть рефлексия.

Для самомассажа рук использую нетрадиционное оборудование:

- Пуговицы

-Массажные мячики

-Разноцветные платочки

-Прищепки

-Зубные щетки

-Шестигранные карандаши

Все игры сопровождаются стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

2 Формы подведения итогов реализации кружка

Итогом в реализации программы является:

- мониторинг детей

- пополнение дидактического материала на развитие мелкой моторики

- фотоотчет по работе кружка

3.Учебно-тематический план кружка

 Разработан на один учебный год.      

Продолжительность занятий  -10 минут.

Материалы: дидактические пособия, с пуговицами изготовленные своими руками из кожи, фетра и пуговиц.

4 Перспективный план для ясельной группы

СЕНТЯБРЬ

Тема

Цель

Материал

Знакомство с пуговицами

Познакомить с пуговицами, объяснить их значение в одежде.

 Детская одежда с пуговицами.

Д/И «Найди пуговицы»

Учить находить пуговицы в одежде, отличать пуговицы от других застежек.

 Презентация

Пуговичный самомассаж

Вызвать тактильные ощущения от перебирания пуговиц разных фактур.

Поднос, шкатулка с пуговицами.

ОКТЯБРЬ

Тема

Цель

Материал

Кто в домике?

(Теремок)

Учить отстегивать петельку с пуговицы и застегивать обратно.

Домик - теремок  с окошками , в каждом  спрятан герой сказки «Теремок»

Дерево осенью

Учить менять зеленые листья на желтые, отстегивая листик и пристегивая обратной стороной.

Дерево с листочками с одной стороны зелёными, а с другой желтыми.

Ёжики и яблочки

Учить сортировать яблоки по цвету (желтый,зеленый) и вдевать их на пуговицы.

Два ежика из ткани разного размера, яблоки из фетра зеленого и желтого цвета.

НОЯБРЬ

Тема

Цель

Материал

Ежик

Учить вдевать на пуговицы яблоки определенного цвета (красные, жёлтые, зелёные)

Плоский ежик , яблоки разных цветов из фетра (красные, жёлтые, зелёные)

Помоги белочке

Учить вдевать грибочки и орешки на пуговицы.

Панно с протянутыми веревками и пуговицами, фигурки грибов и орехов из фетра.

Непослушный дождик

Учить вдевать капельки в пуговицы и аккуратно снимать.

Полотно с пуговицами, капельки из фетра.

                                           ДЕКАБРЬ

Тема

Цель

Материал

Сказка «Репка»

Учить собирать героев сказки по порядку, пристегивая их на пуговицы.

Панно с репкой, герои сказки из фетра.

Укрась елочку разноцветными шарами

Учить пристегивать и отстегивать разноцветные кружочки.

Объёмная елочка из ткани с пуговицами, разноцветные круги из фетра.

Одень Машу на прогулку

Учить пристегивать пуговицы на одежде.

Кукла, одежда на пуговицах (кофта, шуба).

                                                 

ЯНВАРЬ

Тема

Цель

Материал

Что в подарке?

Продолжать учить отстегивать петельку с пуговицы и застегивать обратно

Панно с окошечками в виде подарочных коробок .

Звёздная ночь

Продолжать тренировать пальчики в надевании на пуговицы разных фигур (луна, звезды).

Панно темного цвета с пуговицами, фигурки из фетра звезды и луна.

Свободная деятельность. Дети выбирают сами пособие и играют под контролем педагога

                                   ФЕВРАЛЬ

Тема

Цель

Материал

Паровозик

Учить пристегивать вагончики к локомотиву, проговаривая цвет вагончика.

Паровозик из фетра с разноцветными вагончиками.

Дорога с машинами

Учить подбирать колесики под размер машины.

Панно с дорогой и силуэты машин разных размеров.

Домик

Продолжать тренировать пальчики в застегивании пуговиц. Учить называть форму квадрат, круг, треугольник.

Панно с пуговицами, геометрические фигуры из фетра (крыша – треугольник, стены – квадрат, окно – круг).

МАРТ

Тема

Цель

Материал

Собери цветок

Вызвать желание собрать цветок, пристегивая лепестки к сердцевине.

Круглая подушка со съёмными лепестками.

Уточка с утятами

Учить пристегивать фигурки утят по размеру от большего к меньшему.

Панно с изображением уточки, утята из фетра разного размера.

Накрываем стол

Продолжать учить пристегивать фигурки из фетра, проговаривая .

Панно стол с пуговицами, фигурки из фетра (тарелка, чашка, кастрюля…)

                                           

АПРЕЛЬ

Тема

Цель

Материал

Цветные дорожки

Учить натягивать резинку через две пуговицы

Полотно с пуговицами, цветные резинки.

Пасхальная корзинка

Продолжать тренировать пальчики в надевании на пуговицы овальные фигуры из фетра.

Панно с силуэтом корзинки, овальные фигуры из фетра.

Верба

Вызвать желание украсить ветку вербы цветами.

Панно с изображением ветки вербы, цветы вербы из фетра.

                                                МАЙ

Тема

Цель

Материал

Украсим клумбу цветами

Учить пристегивать цветы на пуговицы, учить называть цвет.

Круглая подушку бежевого цвета с пуговицами и разноцветные цветы из фетра.

Собери гусеницу

Учить пристегивать элементы гусеницы на пуговицы

Гусеница из фетра съёмная.

Свободная деятельность. Дети выбирают сами пособие и играют под контролем педагога (мониторинг)

Список использованных источников:

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. -М: ТЦ сфера, 2006.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация МИНИ -МУЗЕЙ "ПУГОВКА"

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и в...

Конспект НОД «Чудо-пуговка»

конспект занятия в старшей группе...

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»)

Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»), разработанная для участия в шестом окружном празднике коми культуры « Визула ю» («Быстротечная река»). Тема праздника «Традиционные ко...

"Проект Пуговка"

Проект разработан с целью развития у детей сенорной сферы, мелкой моторики руки....

Программа кружка «Скучно пуговкам лежать, не пора ль им поиграть?»

Программа кружка «Скучно пуговкам лежать, не пора ль им поиграть?» «Детство - важный период человеческой жизни,...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка» для детей 5-6 лет

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...

Познавательно - творческий проект "Раз пуговка, два пуговка..."(средняя группа)

Проблема: Недостаточная информированность детей об истории возникновения пуговицы, ее разновидностей в прошлом и настоящем. Недостаточный уровень развития мелкой моторики (гибкости и точности тонких ...