Программа кружка "Веселые пуговки"
методическая разработка (младшая группа)
Кружок разработан для детей младшего дошкольного возраста, направлен на развитие мелкой моторики через игры с пуговицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselye_pugovki.docx | 45.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юркинская средняя общеобразовательная школа»
С.П. «Детский сад «Земляничка»
Утверждаю директор школы
__________/______________ Дата______________________
«ВЕСЕЛЫЕ ПУГОВКИ»
Составила: воспитатель первой квалификационной
категории Романова Светлана Альбертовна
п. Юркино 2023 -2024 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка………………………………………………………………... | 3 |
1.1 | Направленность программы…………………….............................................................. | 3 |
1.2 | Актуальность…………………………………………………………………………… | 3 |
1.3 | Цель и задачи кружка…………………………………………………………………... | 4 |
1.4 | Формы и режим кружковой работы…………………………………………………..... | 5 |
1.5 | Возраст детей……………………………………………………..……………………… | 5 |
1.6 | Ожидаемые результаты………………………………………………………………… | 5 |
1.8 | Принципы и методы реализации программы……………………………………… | 5 |
1.9 | Структура занятия…………………….……………….………………………………... | 6 |
2 | Формы подведения ит огов реализации кружка …………...………………………… | 6 |
3 | Учебно-тематический план кружка………………………………………………… | 6 |
4 | Перспективный план ……………………………………………………... | 7 |
Список использованных источников…………………………………………………….. | 10 |
1 Пояснительная записка:
1.1. Направленность программы
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
1.2. Актуальность
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моём случае дидактические пособия с пуговицами.
Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.
Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Игры с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пластмассовые игрушки.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.
Сейчас дети мало тренируют движения пальцев рук, детям нужны специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики.
Одним из этих упражнений и являются игры с пуговицами.
В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве". В ней могут быть пуговицы разные по цвету, размеру, форме, материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, деревянные, металлические, кожаные) .
Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр.
Разнообразие материала – пуговицы разные по форме, фактуре, размеру, цвету не успевают надоедать ребенку.
Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу 2 задачи.
1.3. Цель и задачи кружка
Цель.
Развитие у детей раннего дошкольного возраста мелкой моторики через использование дидактических игр с пуговицами.
Задачи.
Развивающая:
- Способствовать развитию мелкой моторики.
- Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности.
Обучающая:
- Способствовать накоплению сенсорного опыта.
- Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний детей о форме, размере, цвете,
Воспитывающая:
- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату.
- Формировать коммуникативные навыки по средством использования потешек, стихов.
1.4 Формы и режим кружковой работы:
Занятия кружка проводятся 3 раз в месяц длительностью 10 минут индивидуально или в паре.
Занятия проходит в форме игры с дидактическим материалом. Для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, пальчиковые игры.
1.5 Возраст детей. 2-3 лет
1.6 Ожидаемые результаты:
Игры с пуговицами помогают развивать:
- мелкую моторику и тактильное восприятие;
-точность, внимание
-математические способности (величина, форма, цвет)
-художественный вкус.
Играя с ребенком в пуговицы, вырабатываются умения управлять своими движениями, ловкость пальчиков, внимание, умственная деятельность, творчество, речь.
Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.
1.7 Принципы реализации программы:
-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры с дидактическим пособием;
-Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – игр с пуговицами;
-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Методы реализации программы:
-Наглядные - наблюдение, показ, образец;
-Словесные – художественное слово, пояснение, поощрение;
-Практические – показ способов игры с пособием.
1.8 Структура занятия:
1. Вводная часть: самомассаж рук.
2. Основная часть: игровая мотивация, объяснение-показ и практическая деятельность;
3. Заключительная часть рефлексия.
Для самомассажа рук использую нетрадиционное оборудование:
- Пуговицы
-Массажные мячики
-Разноцветные платочки
-Прищепки
-Зубные щетки
-Шестигранные карандаши
Все игры сопровождаются стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
2 Формы подведения итогов реализации кружка
Итогом в реализации программы является:
- мониторинг детей
- пополнение дидактического материала на развитие мелкой моторики
- фотоотчет по работе кружка
3.Учебно-тематический план кружка
Разработан на один учебный год.
Продолжительность занятий -10 минут.
Материалы: дидактические пособия, с пуговицами изготовленные своими руками из кожи, фетра и пуговиц.
4 Перспективный план для ясельной группы
СЕНТЯБРЬ
Тема | Цель | Материал |
Знакомство с пуговицами | Познакомить с пуговицами, объяснить их значение в одежде. | Детская одежда с пуговицами. |
Д/И «Найди пуговицы» | Учить находить пуговицы в одежде, отличать пуговицы от других застежек. | Презентация |
Пуговичный самомассаж | Вызвать тактильные ощущения от перебирания пуговиц разных фактур. | Поднос, шкатулка с пуговицами. |
ОКТЯБРЬ
Тема | Цель | Материал |
Кто в домике?(Теремок) | Учить отстегивать петельку с пуговицы и застегивать обратно. | Домик - теремок с окошками , в каждом спрятан герой сказки «Теремок» |
Дерево осенью | Учить менять зеленые листья на желтые, отстегивая листик и пристегивая обратной стороной. | Дерево с листочками с одной стороны зелёными, а с другой желтыми. |
Ёжики и яблочки | Учить сортировать яблоки по цвету (желтый,зеленый) и вдевать их на пуговицы. | Два ежика из ткани разного размера, яблоки из фетра зеленого и желтого цвета. |
НОЯБРЬ
Тема | Цель | Материал |
Ежик | Учить вдевать на пуговицы яблоки определенного цвета (красные, жёлтые, зелёные) | Плоский ежик , яблоки разных цветов из фетра (красные, жёлтые, зелёные) |
Помоги белочке | Учить вдевать грибочки и орешки на пуговицы. | Панно с протянутыми веревками и пуговицами, фигурки грибов и орехов из фетра. |
Непослушный дождик | Учить вдевать капельки в пуговицы и аккуратно снимать. | Полотно с пуговицами, капельки из фетра. |
ДЕКАБРЬ
Тема | Цель | Материал |
Сказка «Репка» | Учить собирать героев сказки по порядку, пристегивая их на пуговицы. | Панно с репкой, герои сказки из фетра. |
Укрась елочку разноцветными шарами | Учить пристегивать и отстегивать разноцветные кружочки. | Объёмная елочка из ткани с пуговицами, разноцветные круги из фетра. |
Одень Машу на прогулку | Учить пристегивать пуговицы на одежде. | Кукла, одежда на пуговицах (кофта, шуба). |
ЯНВАРЬ
Тема | Цель | Материал |
Что в подарке? | Продолжать учить отстегивать петельку с пуговицы и застегивать обратно | Панно с окошечками в виде подарочных коробок . |
Звёздная ночь | Продолжать тренировать пальчики в надевании на пуговицы разных фигур (луна, звезды). | Панно темного цвета с пуговицами, фигурки из фетра звезды и луна. |
Свободная деятельность. Дети выбирают сами пособие и играют под контролем педагога |
ФЕВРАЛЬ
Тема | Цель | Материал |
Паровозик | Учить пристегивать вагончики к локомотиву, проговаривая цвет вагончика. | Паровозик из фетра с разноцветными вагончиками. |
Дорога с машинами | Учить подбирать колесики под размер машины. | Панно с дорогой и силуэты машин разных размеров. |
Домик | Продолжать тренировать пальчики в застегивании пуговиц. Учить называть форму квадрат, круг, треугольник. | Панно с пуговицами, геометрические фигуры из фетра (крыша – треугольник, стены – квадрат, окно – круг). |
МАРТ
Тема | Цель | Материал |
Собери цветок | Вызвать желание собрать цветок, пристегивая лепестки к сердцевине. | Круглая подушка со съёмными лепестками. |
Уточка с утятами | Учить пристегивать фигурки утят по размеру от большего к меньшему. | Панно с изображением уточки, утята из фетра разного размера. |
Накрываем стол | Продолжать учить пристегивать фигурки из фетра, проговаривая . | Панно стол с пуговицами, фигурки из фетра (тарелка, чашка, кастрюля…) |
АПРЕЛЬ
Тема | Цель | Материал |
Цветные дорожки | Учить натягивать резинку через две пуговицы | Полотно с пуговицами, цветные резинки. |
Пасхальная корзинка | Продолжать тренировать пальчики в надевании на пуговицы овальные фигуры из фетра. | Панно с силуэтом корзинки, овальные фигуры из фетра. |
Верба | Вызвать желание украсить ветку вербы цветами. | Панно с изображением ветки вербы, цветы вербы из фетра. |
МАЙ
Тема | Цель | Материал |
Украсим клумбу цветами | Учить пристегивать цветы на пуговицы, учить называть цвет. | Круглая подушку бежевого цвета с пуговицами и разноцветные цветы из фетра. |
Собери гусеницу | Учить пристегивать элементы гусеницы на пуговицы | Гусеница из фетра съёмная. |
Свободная деятельность. Дети выбирают сами пособие и играют под контролем педагога (мониторинг) |
Список использованных источников:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. -М: ТЦ сфера, 2006.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация МИНИ -МУЗЕЙ "ПУГОВКА"
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и в...
Конспект НОД «Чудо-пуговка»
конспект занятия в старшей группе...
Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»)
Инсценировка коми народной игры «Пуговка» («Гизь-гизь, горанэй»), разработанная для участия в шестом окружном празднике коми культуры « Визула ю» («Быстротечная река»). Тема праздника «Традиционные ко...
"Проект Пуговка"
Проект разработан с целью развития у детей сенорной сферы, мелкой моторики руки....
Программа кружка «Скучно пуговкам лежать, не пора ль им поиграть?»
Программа кружка «Скучно пуговкам лежать, не пора ль им поиграть?» «Детство - важный период человеческой жизни,...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка» для детей 5-6 лет
Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...
Познавательно - творческий проект "Раз пуговка, два пуговка..."(средняя группа)
Проблема: Недостаточная информированность детей об истории возникновения пуговицы, ее разновидностей в прошлом и настоящем. Недостаточный уровень развития мелкой моторики (гибкости и точности тонких ...