Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка» для детей 5-6 лет
материал (старшая группа)

Рязанова Марина Анатольевна

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопьевска (далее – ДОУ) «Юный патриот» (далее – Программа) осуществляет  художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ:

·                   Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации";

·                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

·                   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

·                   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

·                   Устав МАДОУ «Детский сад № 16».

Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, обеспечивает развитие творческих способностей дошкольников.

Интегративный характер Программы предусматривает взаимосвязь с основными направлениями развития и воспитания детей, расширяет  содержание раздела ООП по художественно-эстетическому развитию дошкольников, дополняет  общий информационно-практический материал.

Программа отражает педагогическую концепцию образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_pugovka_2020.docx58.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                              УТВЕРЖДЕНА:

Педагогическим советом                                       приказом МАДОУ «Детский сад № 16»

МАДОУ «Детский сад № 16»                               № ____ от «___» ________20___г.

(протокол № __ от «__» _________ 20___ г.)        

Дополнительная общеразвивающая

программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка»

для детей 5-6 лет

Составитель:

М.А. Рязанова,

воспитатель первой

квалификационной категории  

Прокопьевский ГО, 2020

Содержание:

   

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Место дополнительной общеразвивающей программы
в основной образовательной программе ДОУ

3

1.2.

Концепция Программы

4

1.3.

Актуальность, новизна, практическая значимость

5

1.4.

Цели, задачи Программы

6

1.5.

Сроки реализации Программы

6

1.6.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение

логики структуры Программы

6

1.7.

Общая характеристика образовательного процесса: формы,

методы образовательной деятельности, режим занятий

7

1.8.

Требования к развивающей предметно-

пространственной среде

8

1.9.

Требования к педагогу, реализующему программу

9

1.10.

Ожидаемые результаты

10

2.

Учебно-тематический план

11

2.1.

Перечень разделов, тем и последовательность изучения,

количество часов на изучение раздела

11

3.

Содержание тем учебного курса

11

4.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

16

Пояснительная записка

  1. Место дополнительной общеразвивающей программы в основной образовательной программе ДОУ

Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопьевска (далее – ДОУ) «Юный патриот» (далее – Программа) осуществляет  художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Устав МАДОУ «Детский сад № 16».

Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, обеспечивает развитие творческих способностей дошкольников.

Интегративный характер Программы предусматривает взаимосвязь с основными направлениями развития и воспитания детей, расширяет  содержание раздела ООП по художественно-эстетическому развитию дошкольников, дополняет  общий информационно-практический материал.

Программа отражает педагогическую концепцию образовательного учреждения.

  1. Концепция  программы

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к бедующей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. и от того как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшней малыш». (В. А. Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста, как говорил
В. А.
Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Концепция программы  заключается в том, чтобы формировать у детей естественно-научные  представления о предметах окружающего мира, пробудить познавательный, поисково-исследовательский, художественно-творческий интерес дошкольника посредством необычного материала – пуговица, заинтересовать детей и вызвать у них желание работать с пуговицами и создавать самостоятельно композиции.

Творчество и творческая деятельность определяет сегодня ценность человека. Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению изделие ребёнка может быть новым, необычным, ребёнок может предложить такое решение, которое уже известно используется на практике, но додумался до него самостоятельно.

Активизация творческой познавательной деятельности зависит в большеё степени от методов обучения, которые используются на занятиях.

Чтобы достичь положительных результатов необходима основном вне занятий.

  1. Актуальность, новизна, практическая значимость

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью.                          

Остановимся на пуговицах. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Учитывая все выше сказанное, возникла необходимость реализации и создания кружка «Волшебная пуговица», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять кругозор посредством организованной познавательной и творческой деятельности.

Новизна: состоит в разработке системы занятий по продуктивным видам деятельности и использование на них игр с пуговицами, создание поделок из пуговиц. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах продуктивной деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.

 

1.4. Цели, задачи Программы

Цель программы – развитие творческих способностей и мелкой моторики рук детей с помощью бросового материала - пуговиц, развитие фантазии, мышления.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире
  2. Развивать воображение детей, творчество, интерес к коллекционированию; развивать мелкую моторику кистей рук, познавательную активность, фантазию, коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.

1.5. Сроки реализации программы

    Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная пуговка» рассчитана на 1 год и предполагает перспективное планирование мероприятий 1 раз в неделю.

1.6. Основные принципы отбора материала

и краткое пояснение логики структуры программы

  • Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
  • Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
  • Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Стимулирование активности. Обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач).

1.7. Общая характеристика образовательного процесса:
формы, методы образовательной деятельности, режим занятий

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным материалом, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации,  информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).   

    Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
  • Конструктивная
  • Двигательная
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • Музыкальная

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения.

Методы и приемы:

  • наблюдение;
  • рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
  • беседы с детьми;
  • игры
  • использование художественной литературы, фольклора  (чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок);
  • использование современных информационных технологий.

Игровые методы:

Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные.

Практические методы:

Действия с игрушками-заместителями, которые позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

Наглядные методы:

Иллюстрации. Предметные картинки.

Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные),  чтение, рассказывание детям.  Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото,  и т.д.

Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.

Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому.

 В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.

1.8. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к творческому процессу.

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповая комната:

  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром  
  • Сенсорное развитие
  • Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
  • Игровая деятельность
  • Природный уголок
  • Физкультурный уголок
  • Книжный уголок
  • Уголок для изобразительной детской деятельности
  • Театральный уголок

Оборудование:

  • Музыкальный центр, аудиозаписи
  • Детская мебель для практической деятельности
  • Игровая мебель.
  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения  
  • Презентация «История создания пуговиц», «Веселые узоры», «Поделки из пуговиц», «Виды пуговиц».
  • Наглядно дидактические пособия
  • Наборы дидактических наглядных материалов
  • Художественные произведения по данной тематике
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Портной», «Ателье»
  • Мозаики
  • Предметы декоративно-прикладного искусства

        

  1. Требования к педагогу, реализующему программу

Основными нормативными документами являются:

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).

Педагоги, реализующие Программу, отвечают требованиям, предъявляемым данными приказами:

- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ,

- планирует и реализует образовательную работу в группе,

- развивает профессионально значимые компетенции,

- организуют различные  виды деятельности детей,

- владеют ИКТ-компетентностями,

- обладает необходимыми знаниями специфики дошкольного образования и особенностей организации работы и развития детей дошкольного возраста.

  1. Ожидаемые результаты

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  • Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  • Владеет приемами работы с различными материалами.
  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  • Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  • Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  • Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  • Выполняет работу по замыслу.
  • Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  • Показывает уровень воображения и фантазии.
  • Использует в работе разные способы ручного труда.

Предполагаемый результат:

Занимаясь в кружке, дети старшей группы к концу года смогут:

- Расширить свой кругозор через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения;

- Использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами;

- Уметь классифицировать пуговицы по различным признакам;

- Занятия помогут детям в развитии речи, мышления, творческих способностей, фантазии, коммуникативных навыков.

2. Учебно-тематический план

2.1. Перечень разделов, тем и последовательность изучения, количество часов на изучение каждого раздела

Форма обучения – очная.

Общая трудоемкость программы составляет 35 занятий.

Календарный учебный график определяется расписанием.

Категория обучающихся: воспитанники 5-6 лет.

Режим обучения –25 минут, 1 раз в неделю.

 

3. Содержание тем учебного курса

№ занятия

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

Проблемная ситуация «Что такое пуговица?»

Определить уровень уже имеющихся у детей знаний о пуговицах

В ходе бесы выявить, что пуговица – это застежка и для чего она нужна

Презентация «История пуговицы»

Расширить знания детей об окружающем мир

Знакомить детей с историей возникновения пуговицы, ее памятниками, видами и классификацией

Октябрь

«Сортировка»

Развивать ручную умелость, зрительное и тактильное восприятие, уметь классифицировать по отличительным признакам

Предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам:                         - в одной кучке пуговицы с двумя дырочками, в другой с 4-мя дырочками;                                              - рассортировать по форме;              

-  разложить пуговицы по цветам и т.д.

«Укрась рисунок»

Развивать творческие  способности детей, фантазию, воображение

Украсить рисунок с помощью пуговиц

«Осеннее дерево»

Развивать зрительное внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве

Выложить дерево по образцу самостоятельно или придумать свое отличное дерево

«Чудесный мешочек»

Учить на ощупь определять количество, форму, величину, материал. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Поочередно дети на ощупь определяют форму, величину и материал пуговицы не вынимая её из мешочка                                                                              

«Пуговичная мозаика»

Развивать внимание, усидчивость, воспитывать командный дух, учить соревноваться

Чередование цвета в соответствии с образцом на скорость

Ноябрь

«Разноцветные домики»

Формировать чувство вкуса, цвета и формы, развивать умения сравнивать предметы по цвету и размеру

Составление композиции из пуговиц

«Мы дизайнеры» - пуговицы из пластилина

Учить передавать в лепке форму диска (пуговицы), делать дырочки при помощи трубочек

Лепка по замыслу

«Придумай и нарисуй свою пуговицу»

Развивать эстетическое восприятие, фантазию

Самостоятельное определение  замысла будущей работы, дизайна выделение главного: цвета, формы и размера

Поясок для куклы Маши

Учит нанизывать пуговки, продолжать развивать ручную умелость

Самостоятельная творческая работа детей, подбор пуговиц необходимого цвета и развмера

Декабрь

«Снежинка»

Учить детей составлять аппликативное изображение снежинки, используя для работы пуговицы одинакового цвета

Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Больше - меньше»

«Ёлочка»

Учить детей мастерить Новогоднюю открытку используя в работе пуговицы.

Развивать мелкую моторику, глазомер

 Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Найди пару»

 «Новогодняя игрушка»

Укреплять и развивать руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из пуговиц

Д/и «Пуговицы рассыпались.

Разложи их по форме»

«Снеговик»

Развивать активность, творческую инициативу, художественный вкус, целостного видения формы, чувства симметрии

Выкладывание снеговика из пуговиц.

Д/и «Пуговичный массаж»

Январь

«Близнецы»

Формировать умение подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать терпение и усидчивость

Д/и «Выложи картинку»

«Поезд»

Расширять коммуникативные способности детей, способствовать созданию игровых ситуаций

Сложить пуговицы в виде дорожки. Чем больше пуговиц выстроено в дорожке, тем длиннее поезд. 

Д/и «Найди такую же»

«Пуговичное ожерелье»

Обучать различным приемам работы с пуговицами.

Нанизывание пуговиц на леску.

Февраль

«Рыбка»

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение

Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Аквариум»

«Машина»

Укреплять и развивать руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из пуговиц

Составление рисунка из пуговиц.

Д/и «Большой - маленький»

«Украшаем платье»

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение

Составление рисунка из пуговиц, на готовой основе.

Д/и «Коврики»

«Открытка для папы»

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Изготовление открытки для папы к дню защитника отечества.

Март

«Букет для любимой мамочке»

Учить создавать поделку из пуговиц чередуя их по цвету использовать в работе леску или клей.

Закреплять навык чередования пуговиц разного цвета создавая поделку.

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности

Изготовление поделки при помощи пуговиц к дню 8 марта для мамы.

Украшаем тарелочку

Продолжать воспитывать интерес к работе с пуговицами, развивать воображение детей, творческих способностей, мелкую моторику кистей рук

Украсить тарелочку с помощью пуговиц, выкладывая узор.

Игры на развитие  логического мышление

Учить анализировать, сравнивать и обобщать информацию

д/и «Найди по адресу», д/и «Рассели пуговицы», д/и «найди лишнюю пуговицу»

Игры на развитие  логического мышление

Учить анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

д/и «Продолжи ряд пуговиц», д/и «Разложи пуговицы по мешочкам» и т.д.

Апрель

«Волшебный цветочек»

Учить чередовать цвета в соответствии с образцом

Составление композиции из пуговиц, на готовой основе.

«Космос»

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки

Создавать композицию из пуговиц, на готовой основе.

«Коробочка»

Развитие математических представлений. Слухового восприятия.

Д/и «Сколько пуговиц в коробочке»

Игры на развитие мышления

Развитие логического мышления, мелкой моторики

Д/и «Продолжи закономерность»

«Волшебные бабочки»

Закрепить умение создавать коллективную композицию с использованием пуговиц.

Создавать композицию из пуговиц, на готовой основе.

Д/и «Цифры»

Май

«Божья коровка»

Продолжать учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Составить картину из пуговиц.

Д/и «Уголки»

«Весенний букет»

Развивать мелкую моторику, закрепить представление о видах пуговиц и их материала, развивать воображение и творчество детей

Составить картину из пуговиц.

Д/и «Продолжи закономерность»

«Волшебные пуговицы»

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Конкурс «Папа, мама и я - творческая семья»: «Рисуем лето»

Развивать коммуникативные способности детей и  родителей, командный дух, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

Совместное творчество ребенка и родителей

4. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение

  1. Деникеева Ф. Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц//ж.Дошкольное воспитание №2/2013 с. 69
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. – Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Сфера, 2004г.
  3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
  4. Рыжова Н.А. — статья «Как стать коллекционером», ж. «Игра и дети» № 3, №4 — 2004гг.
  5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  6. Солоненко Л. Пуговичный мир// ж. Дошкольное воспитание №2/2013 с. 28
  7. Цирулик Н. А. Технология. Умные руки – Учебная литература. – 2008 г.
  8. Штиль С. Сенсорное развитие детей с особыми потребностями с помощью пуговичной терапии//ж. Коррекционная работа в ДОУ №1/2016 с.8
  9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. - учеб.-метод. пособие - М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»

Дополнительная    общеразвивающая программа  кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Бумажная фантазия»

Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимули...