План самообразования воспитателя подготовительной группы Тема: «Преемственность дошкольного и начального образования. Проблема дизорфографии».
статья (подготовительная группа)

Основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Дети с отставанием в речевом развитии начинают изучение грамматических правил в условиях незаконченного формирования устной речи.

Таким образом, при недостаточной сформированной устной речи- этой необходимой базы для овладения речью письменной- последняя в принципе не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находится в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что, если ребенку дошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи. То он не сможет овладеть грамотным письмом. Целью данной работы является: создание условий для обогащения и систематизации словарного запаса, при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и устойчивого владения им грамматическими нормами языка в устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя подготовительной группы

Тема: «Преемственность дошкольного и начального образования. Проблема дизорфографии».

Актуальность:

В последнее время исследователи, занимающиеся вопросами изучения нарушений речи детей, отмечают увеличение числа учащихся, испытывающих трудности в обучении русскому языку. Многие младшие школьники не способны усвоить орфографические правила и применить их на практике, то есть не готовы к овладению орфографически правильным письмом. Поэтому в научной литературе все чаще встречается термин «дизорфография». 

Изучению специфики дизорфографии, ее диагностики и разработке методики коррекции посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований известных логопедов: О.И. Азовой ; О.Б. Иншаковой ; А.Н. Корнева ; Р.И. Лалаевой; Л.Г. Парамоновой; И.В. Прищеповой;  и др.

Последние исследования в данной области свидетельствуют о том, что орфографические ошибки младших школьников тесно связаны с сформированностью устной речи. Многие авторы указывают на тот факт, что истоки неуспеваемости большинства учащихся по русскому языку кроются в дошкольном детстве.

Почему одни ученики спокойно овладевают в школе грамотным письмом, тогда как для других это оказывается совершенно недоступным, несмотря ни на какие усилия со стороны педагогов и родителей. Глобальной причиной школьной неуспеваемости по русскому язык заключается в том, что многие дети приходят в школу, а значит приступают к изучению грамматических правил, с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончание слов, дефектно произносят многие звуки. А поскольку письменная речь- это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек.

Иными словами, основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Дети с отставанием в речевом развитии начинают изучение грамматических правил в условиях незаконченного формирования устной речи.

Таким образом, при недостаточной сформированной устной речи- этой необходимой базы для овладения речью письменной- последняя в принципе не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находится в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что, если ребенку дошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи. То он не сможет овладеть грамотным письмом.

Цель: Создание условий для обогащения и систематизации словарного запаса, при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и устойчивого владения им грамматическими нормами языка в устной речи.

Предполагаемый результат:

  • Подбор и создание собственных кейсов с иллюстративным материалом к занятиям и для оформления информационного стенда для родителей.
  • Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов.
  • Оформление и ведение документации.
  • Формирование умения словообразования, словосложения, словоизменения у детей подготовительного дошкольного возраста.
  • Подготовка детей подготовительного дошкольного возраста к овладению грамотным письмом.

Сроки работы над проблемой: сентябрь 2023 г. – май 2024г.

1. Словообразование. Срок реализации: Сентябрь 2023 г.-  декабрь2023 г.

Важность воспитания навыка словообразования для овладения грамотным письмом.

Под словообразованием понимается образование новых слов от других имеющихся в языке слов. При этом вновь образованное слово сохраняет смысловую связь с исходным словом, но в то же время приобретает новый смысловой оттенок.

Новые слова образуются чаще всего тремя способами:

  • - при помощи приставок
  • - при помощи суффиксов
  • - путем словосложения

Владеющий навыками словообразования ребенок может быстро и осознанно обогащать свой словарный запас. Овладеть этим дошкольник может в ходе игровых упражнений.

1. 1. Образование новых слов при помощи приставок.

Приставкой называется та часть слова, которая находится перед корнем (как бы приставляется к нему) и придает слову новое смысловое значение.

Образование новых слов при помощи приставок наиболее характерно для глаголов - именно таким способом чаще всего образуются одни глаголы от других.

Приставки

Примерный перечень содержания работы и вида деятельности

ПРИСТАВКИ В-, ВЫ-

Игра с мячом «Скажи наоборот»

ПРИСТАВКИ ПРИ-, У-

Игра «Исправь ошибку»

ПРИСТАВКИ ПОД- (ПОДО-), ОТ- (ОТО-

Игра «Что подходит?»

ПРИСТАВКИ С- (СО), РАС- (РАЗ-, РАЗО-)

Игра «Добавь частичку к слову»

ПРИСТАВКИ НА-, ВЫ-

Игра «Самый внимательный»

ПРИСТАВКИ ДО-, ОТ-

Игра с картинками «Найди пару»

ПРИСТАВКИ НЕДО-, ПЕРЕ-

Игра «Сочинители»

ПРИСТАВКА ПРО-

Дидактическая игра «Выполни задание».

ПРИСТАВКА ПЕРЕ-

Игра «Чем всё закончилось?»

1.2. Образование новых слов при помощи суффиксов.

Суффиксом называется та часть слова, которая стоит после корня и придает слову новое значение.

Огромное количество новых слов в современном русском языке образуется именно при помощи суффиксов. Поэтому уже в дошкольном возрасте каждый ребенок должен понимать их смысловое значение и научиться правильно употреблять их в своей устной речи. Это тем более важно, что очень большая часть изучаемых в школе грамматических правил посвящена правописанию суффиксов.

По своему смысловому значению словообразовательные суффиксы делятся на несколько групп. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные группы суффиксов, а именно:

- со значением уменьшительности;

- для обозначения названий детенышей животных;

- для обозначения профессий или характерологических особенностей людей;

- для обозначения лиц женского пола.

Суффиксы

Примерный перечень содержания работы и вида деятельности

УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ (: -ик-, -ок-, -ёк-, -чик-, -к-, -ечк-, -очк-, -ичк-, -ышк(-ишк-), -ушк- (-юшк-)

Упражнение в образовании слов.

Автоматизация суффикса в текстах.

СУФФИКСЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НАЗВАНИЙ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ Суффиксы -онок- (-ёнок-), -ата- (-ята-)

Упражнение в образовании слов.

Автоматизация суффикса в текстах.

СУФФИКСЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ, ЗАНЯТИЙ, ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ Суффикс –ист; - тель; -щик;-чик;- ник; -ик;-ант- (-янт-);- -ор;- -ёр;- -анин- (-янин-);-ак- (-як-); -ар- (-яр-); - -арь;

Упражнение в образовании слов.

Автоматизация суффикса в текстах.

СУФФИКСЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА Суффикс –к; -чиц; -щиц;- -иц; -ш; -их;

Упражнение в образовании слов.

Автоматизация суффикса в текстах.

1.3. Образование новых слов с помощью словосложения.

В русском языке имеется очень большое количество так называемых сложных слов, причем их число постоянно растет. Это связано с появлением в нашей жизни все новых предметов и технологий. Сложными эти слова называются потому, что они образуются (складываются, слагаются) из двух или даже трех разных слов, например: бензин + колонка = - бензоколонка; электричество + газ + сварка = электрогазосварка.

Чаще всего первая часть сложного слова обозначает предмет (объект), а вторая - действие.

Необходимо уже в дошкольном возрасте ознакомить детей со сложными словами и научить их самостоятельно образовывать эти слова на основе полного понимания их смыслового значения. Это важно сделать потому, что очень многие школьники, не подготовленные в этом отношении, не понимают самого значения сложных слов и очень простой техники их образования. Вот самый свежий далеко не единичный, а скорее даже типичный пример.

Слова

Вид деятельности

СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ БЕЛЫЙ

Упражнение в образовании сложных слов

СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ ВОДА

Упражнение в образовании сложных слов

СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ ЗЕМЛЯ

Упражнение в образовании сложных слов

СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ ЛЕС

Упражнение в образовании сложных слов

СЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СЛОВОМ САМ

Упражнение в образовании сложных слов

СЛОЖНЫЕ СЛОВА С ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ ЭЛЕКТРО

Упражнение в образовании сложных слов

ТЕКСТЫ С РАЗНЫМИ СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

Упражнение в образовании сложных слов

В заключение хочется еще и еще раз подчеркнуть, что проведенная в дошкольном возрасте работа над словообразованием окажет ребенку поистине неоценимую помощь в деле овладения им грамотным письмом. Конкретно это выразится в следующем.

Во-первых, это поможет ему привести в систему весь имеющийся у него словарный запас, причем в основе этой системы будет лежать понимание смыслового родства слов. Например, он будет понимать, что одно дело - гора, горка, гористая, пригорок, горняк и т.д., другое дело - горит, горящий, пригорелый, загоревший и совсем иное дело - горький, горчить, горчица, горчичница, горчичник и пр. И только при ясном понимании глубокого смыслового различия этих трех групп слов он сможет безошибочно подбирать проверочные слова. Во-вторых, все вновь приобретаемые ребенком слова будут невольно выстраиваться в определенную систему по аналогии с уже имеющимися. В-третьих, из примера с глаголом ползать совершенно очевидно, насколько быстро на основе владения навыком словообразования у ребенка будет обогащаться словарный запас, причем это будет происходить тоже как бы невольно, просто в силу расширения его общего кругозора. В-четвертых, в процессе занятий словообразованием ребенок опятьтаки невольно научится чувствовать морфологическую структуру слова, то есть видеть в нем все составные части (приставку, корень, суффикс, окончание).

Таким образом, все эти четыре приобретения явятся для ребенка той базой, той подлинной основой, без наличия которой вообще не приходится говорить о возможности овладения им в дальнейшем грамотным письмом.

2 .  Словоизменение. Срок реализации: Январь 2024 г.-май 2024 г.

При словоизменении в отличие от словообразования основное значение слова не изменяется, изменяются только его грамматические формы. Например, у имен существительных изменяются только окончания единственного и множественного числа (конфета, конфеты) и падежные окончания (конфете, конфету, конфетой), которые ребенку необходимо усвоить. Точно так же нужно усвоить и основные грамматические формы прилагательных и глаголов.

 Необходимость специальной работы над окончаниями имен существительных связана с тем, что дети с отставанием в речевом развитии в своей устной речи очень часто употребляют эти окончания неправильно, особенно в форме множественного числа.

2.1.  Падежные окончания имен существительных, употребляемых без предлогов.

Дата

Тематические группы

Падежи

Окончание

Деревья

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

 

Окончание –ы (распространенное )

Окончание –и (редкое)

Окончание –ии (единичное)

Окончания –я (единичное)

Родительный падеж(Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание- ей (редкое)

Со вставочной гласной  (единичные случаи)

Без окончпний (нередкие случаи)

Дательный падеж (Рад чему?)

Окончание – ам (распространенное)

 Окончание – ям (редкое)

Творительный падеж (Доволен чем?)

Окончание –ами (распространенное)

Окончание – ями ( редкое)

Предложный падеж (Думаю о чем?)

Окончание – ах (распространенное)

Окончание – ях (редкое)

Цветы

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное )

Окончание –и (распространенное)

Окончание –ии (редкое)

Родительный падеж(Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание- ей (единичное)

Окончание – ий (редкое)

Со вставочной гласной (редкие случаи)

Без окончаний (редкие случаи)

Дательный падеж (Рад чему?)

Окончание – ам (распространенное)

 Окончание – ям (редкое)

Творительный падеж (Доволен чем?)

Окончание –ами (распространенное)

Окончание – ями ( редкое)

Предложный падеж (Думаю о чем?)

Окончание – ах (распространенное)

Окончание – ях (редкое)

Фрукты

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (редкое)

Родительный падеж(Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Со вставочной гласной (единичные случаи)

Без окончаний (единичные случаи)

Дательный падеж (Рад чему?)

Окончание – ам (распространенное)

 Окончание – ям (единичные случаи)

Творительный падеж (Доволен чем?)

Окончание –ами (распространенное)

Окончание – ями ( редкое)

Предложный падеж (Думаю о чем?)

Окончание – ах (распространенное)

Окончание – ях (единичные случаи)

Овощи

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (редкое)

Родительный падеж(Нет чего?)

Окончание – ов

Со вставочной гласной (редкие случаи)

Без окончаний (единичные случаи)

Грибы

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –и (распространенное)

Окончание –ы (единичное)

Окончание – а (единичные случаи)

Родительный падеж(Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ей

(единичное)

Со вставочной гласной (нередкие случаи)

Без окончаний (единичные случаи)

Мебель

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –и (распространенное)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание – а (единичные случаи)

Окончание –ья (единичное)

Родительный падеж(Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ей

(единичное)

Окончание – ьев (единичное)

Со вставочной гласной (нередкие случаи)

Без окончаний (единичные случаи)

Одежда

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (распространенное)

Окончание –ья (единичное

Родительный падеж(Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ей

(редкое)

Окончание – ьев ( единичное)

Со вставочной гласной (распространенный)

Без окончаний (редкие)

Головные уборы

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (редкое)

Окончание –и (распространенное)

Окончание –ья (единичное

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (редкое)

Окончание – ей

(единичное)

Без окончаний (единичные случаи)

Обувь

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (единичные случаи)

Окончание –и (распространенное)

Окончание –ии (единичное)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (единичные случаи)

Окончание – ей

(единичное)

Окончание – ий (единичное)

Со вставочной гласной (нередкие случаи)

Без окончаний (редкие случаи)

Посуда

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (распространенное)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (единичные случаи)

Окончание – ей

(единичное)

Со вставочной гласной (нередкие случаи)

Без окончания (нередкие случаи)

Школьные принадлежности

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (редкое)

Окончание –и (распространенное)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ев

(единичное)

Окончание – ей (редкое)

Со вставочной гласной (редкие случаи)

Транспорт (наземный, воздушный водный, подземный)

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (распространенное

Окончание – а (единичные случаи)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ей (единичные случаи)

Со вставочной гласной (редкие случаи)

Без окончания (единичные случаи)

Окончание – ев

(единичный случай)

Животные дикие и домашние

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (распространенное)

Окончание – ии (единичное)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ев

(единичный случай)

Окончание – ий (единичное)

Окончание –ей (распространенное)

Со вставочной гласной (распространенное)

Без окончания (распространенное)

Птицы дикие и домашние

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (распространенное)

Окончание – ьи (единичные случаи)

Окончание – а (единичные случаи)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ей

(распространенное)

Окончание – ев (единичные случаи)

Окончание –ьев (единичные случаи)

Со вставочной гласной (распространенное)

Без окончания (распространенное)

Рыбы

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (распространенное)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ей

(распространенное)

Окончание – ий (единичное)

Без окончания (распространенное)

Насекомые

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание –ы (распространенное)

Окончание –и (распространенное)

Окончание – ьи (единичное)

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание – ов (распространенное)

Окончание – ей

(единичные случаи)

Окончание –ьев (единичное)

Со вставочной гласной (единичные случаи)

Без окончания (распространенное)

2.2.  Падежные окончания имен существительных, употребляемых с предлогом.

Овладение правильным употреблением предложных конструкций

представляет для ребенка особую сложность, поскольку здесь нужно научиться одновременно правильно употреблять и сам предлог, и падежное окончание при этом предлоге.

Основная задача работы с предложными конструкциями состоит в том, чтобы в ходе многочисленных практических упражнений дать ребенку возможность научиться в каждом случае правильно сочетать предлоги с падежными окончаниями. Только таким путем можно еще в дошкольном возрасте преодолеть эту насущную даже и для школьников проблему и помочь ребенку, отстающему в речевом развитии. При этом вся работа с детьми дошкольного возраста строится исключительно на многократном употреблении ими правильных грамматических форм и такие слова, как падежи и предлоги, в ходе занятий вообще не употребляются.

ПАДЕЖ

Примеры окончаний имен существительных всех трех родов

Тексты для закрепления предложных конструкций родительного падежа.

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Какие же предлоги могут сочетаться с вопросом него? - единственным вопросом родительного падежа? Это в основном следующие предлоги:

без (без него?) с (с чего?) из (из него?) из-за (из-за него?) из-под (из-под него?) от (от него?)

без дела с дерева из ведра из-за дома из-под стола от шкафа

до (до чего?)

у (у, около чего?)

для (для чего?)

до леса

у (около) дуба для обеда

Падежный вопрос

Мужской род

Средний род

Женский род

Без чего? Остаться

без сада, без дяди

без зеркала

без книги

С чего (откуда?) Упасть

с дивана

с дерева

с лестницы

Взять

со стола

с окна

с полки

Из чего (откуда?) Взять

из шкафа

из дупла

из вазы

Выпасть

из вагона

из окна

из кровати

Приготовить

из овса

из мяса

из крупы

Вылить

из стакана

из ведра

из чашки

Из-за чего? (откуда?) Взять

из-за дивана

из-за зеркала

из-за тахты

Достать

из-за стола

из-за ведра

из-за кровати

Падежный вопрос

Из-под чего? (откуда?) Взять

Мужской род из-под шкафа

Средний род из-под кресла

Женский род из-под вазы

Достать

из-под стула

из-под окна

из-под тахты

От чего? Отойти

от дома, от дяди

от окна

от клумбы

Отрезать

от пирога

от яблока

от груши

Отпилить

от шеста

от полена

от доски

До чего? Дойти, доехать

до леса, до дяди

до моря

до реки

Долететь

до города

до болота

до степи

У (около) чего? Стоять

у стола, у дуба, около дяди

у моря

у поля, у башни, у березы

Для чего? Приготовить

для ремонта, для дяди

для дела

для кухни

Купить

для сарая

для поля

для дачи

Из-под снега показались уж подснежники - Эти первые цветочки очень нежные. Из-под хвои появляется трава, И весна теперь берёт свои права.

У оленя хвост олений, У тюленя хвост тюлений, У сороки хвост сорочий, У вороны хвост вороний.

У солнышка солнечный свет, У неба небесный цвет. У моря морские просторы, Люблю я о нём разговоры.

У курицы - цыплята, У уточки - утята, У льва, конечно, львята, А у слона - слонята.

Осыпаются листья с берёзы, Осыпаются листья и с клёна, Ожидаем мы скоро мороза - Он не любит листочков зелёных.

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

С дательным падежом, отвечающим на вопрос к чему? (к кому?), чаще всего употребляется предлог к (подошел к чему? к кому?), а также предлог по (скучаю по чему? по кому?). С этими предлогами должны сочетаться соответствующие данному падежу окончания имен существительных.

Падежный вопрос

Мужской род

Средний род

Женский род

неодуш.

одуш. на -а, -я

К чему?

Подошел

к лесу

к дому

к рулю

к дяде

к папе

к Юре

к озеру

к полю

к морю

к липе

ко ржи

к степи

По чему?

Скучаю

по городу

по Юре

по морю

по степи

Подошёл я к лесу, Подошёл я к морю, Подошёл я к озеру И к большому полю.

Подходил я к степи, Дело было к ночи, И мне вдруг захотелось, Чтоб ночь была короче.

Подошёл я к липе, Подошёл к осине, И к берёзке белой, И к родной рябине.

К цветку подлетает жучок, К травинке ползет червячок, Зайчонок к лесочку бежит, И к гнёздышку птичка летит.

Скучал я по морю, по лесу, по полю, По роще, по лугу, где бегал я вволю, По речке, по озеру и по тропинке, И даже по старой любимой осинке.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

С винительным падежом, отвечающим на вопрос что? (для одушевленных предметов - на вопрос кого?), употребляются следующие предлоги: в (во что? в кого?); на (на что? на кого?); за (за что? за кого?); под (подо что? под кого?); через (через что? через кого?); сквозь ( сквозь что?); о (обо что? о кого?).

Падежный вопрос

Мужской род

Средний род

Женский род

Смотрю во что?

в бинокль

в зеркало

в воду

Положил на что?

на стол

на окно

на доску

Положил за что?

за стол

за окно

за доску

Положил под(о) что?

под стул

под бревно

под доску

Перелез через что?

через забор

через бревно

через доску

Ударился о (обо) что?

о шест

о дерево

о скамейку

Я смотрю на сирень, Я смотрю сквозь сирень, Сел малыш под сирень, Спрятал мяч за сирень.

Мужской род

Сел ребёнок на стул, Перелез через стул, Уронил мяч под стул И ушибся о стул.

Средний род

Посмотрелся я в зеркало, Заглянул и за зеркало. Села муха на зеркало, Залетела под зеркало.

Женский род

Дятел сел на берёзу, Лист упал под берёзу, Скрылся ёж за берёзу, Дождь стучал о берёзу.

Мы прыгали в воду, Ныряли под воду, Смотрели на воду И даже сквозь воду.

Смотрю я на печь, Дрова кладу в печь,

Ботинки - за печь, Чай ставлю на печь.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

С этим падежом, отвечающим на вопросы кем? чем?, употребляются в основном предлоги с нем? с кем?); за (за чем? за кем?); над (над чем? над кем?); под (под чем? под кем?); перед (перед нем? перед кем?).

Падежный вопрос

Мужской род

Средний род

Женский род

Шел с чем? (с кем?)

с зонтом с дядей

с ведром

с сумкой с собакой

Шел за чем?

за хлебом за котом

за зерном

за булкой за кошкой

Висит над чем?

над столом над котом

над окном

над дверью над мышью

Стоит под чем?

под диваном под волком

под деревом

под печью под лошадью

Мужской род

Шёл я с зонтом, Зашёл за зонтом, Стоял под зонтом.

Средний род

Я стоял под окном, Свет горел за окном, Жук жужжал над окном, Всё в порядке с окном.

Женский род

Шёл я с вазой, Шёл за вазой, Свет над вазой, Стол под вазой.

«Дружим» мы с дверью: Коврик за дверью И перед дверью, Лампа над дверью.

Над морем прошёл ураган, Над речкой сгустился туман. За лесом большие озёра, А за озёрами - горы.

Знакомы мы с разными странами, С морями и с океанами, С лесами и рощами милыми И с пустырями унылыми.

Гремела гроза над селом, И дождик шумел за окном. Под деревом спрятался кот, А дождик сильнее всё льёт...

Птицы летят над морями, Птицы летят над горами, И над полями широкими, И над лугами далёкими.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

С предложным падежом, отвечающим на вопросы в нем? (в ком?); на нем? (на ком?); при нем? (при ком?); о нем? (о ком?); где?, употребляются предлоги в, на, при, о.

Падежный вопрос

Мужской род

Средний род

Женский род

В чем? (где?) Лежит

в столе

в ведре

в тарелке

На чем? (где?) Лежит

на столе, на стуле

на окне, на сене

на книге, на кровати

При чем? Находится

при доме

при озере

при школе

Вспоминаю

о дубе

о лете

о весне

Думаю

о лесе

о деле

о ночи

Нож лежит то в столе, то в ведре, то в тарелке, На столе, на ведре, на тарелке... Я всегда при столе, при ведре, при тарелке, Помню я о столе, о ведре, о тарелке.

Волны есть в озере, волны есть в море, Волны в реке, в ручейке, Волны морские на вольном просторе Так и встают вдалеке.

ночь - о ночи вещь - о вещи соль - о соли моль - о моли

Думал я о ночи, Думал я о дичи, Думал и о мыши, Чтоб скреблась потише.

Рыба в пруду, Конь на лугу, Сено в стогу.

Столик в углу, Платье в шкафу, Шкаф на полу.

окончания (-ах, -ях) множественного числа:

Снег лежит на полях, на дорогах, На кустах, на медвежьих берлогах, На реке и на узкой тропинке, На лугу и на мелкой ложбинке.

В парке я качался на качелях, На больших катался каруселях, Ездил и на маленькой лошадке, Угостил её мороженым я сладким.

Много травы на лугах, Много цветов на полях, Много деревьев в лесах, А пароходов - в морях.

Живут птицы в клетках, Живут и на ветках,

Живут в чистом поле, Где ходят на воле.

Летом насекомых встретим мы везде: На травинках в поле, на листках, в воде, На стволах деревьев, что в лесу растут, На полянке каждой, где цветы цветут.

Рыба живёт и в пруду, и в реке, В озере, в море и в ручейке, Но больше всего её в море - Ей нравится жить на просторе.

Верблюды живут в пустыне, Медведи живут в лесу, А белый медведь - на льдине, Поесть я ему принесу.

Шумят на ветру камыши, Шумит на деревьях листва, Кусты пожелтели в тиши, Слегка пожелтела трава...

2.3.  Падежные окончания имен прилагательных.

Необходимость специальной работы над окончаниями имен прилагательных связана с тем, что дети часто не согласуют их с соответствующими существительными в роде, числе и падеже, что проявляется в неправильном употреблении окончаний прилагательных: кислый яблоко, вкусная ягоды, высокая дерево и т. д.

Подобные ошибки согласования особенно характерны для детей с отставанием в речевом развитии и для детей из двуязычных семей, которых теперь довольно много. В последнем случае в период становления у ребенка речи он постоянно имеет перед собой два разных речевых образца, что резко затрудняет усвоение им грамматических норм - происходит своего рода наложение этих образцов друг на друга. Это относится в том числе и к употреблению окончаний имен прилагательных. Именно для этих детей типичны ответы типа соленый соль, большой ведро и т. п.

Поскольку ребенку дошкольного возраста сложно объяснить правила согласования прилагательных с существительными, то работу с ним в этом направлении лучше всего проводить с использованием следующих облегчающих усвоение окончаний условий.

1. Начать упражнения нужно с таких прилагательных, которые во всех падежах имеют ударные окончания. Это слова типа большой, морской, смешной, плохой, крутой, чужой, другой, лесной, степной, злой, тупой, сухой, простой, ночной, голубой, дорогой, золотой и другие, где окончания ясно слышны. Однако даже и в подобных случаях дети могут употреблять эти окончания неправильно, что свидетельствует о более грубом отставании в их речевом развитии и о необходимости более продолжительной работы с ними.

2. Лучше использовать на первых порах зарифмованные тексты, которые явятся для ребенка своего рода прочно усвоенными эталонами, стереотипами. Под них он в дальнейшем будет подводить окончания и других прилагательных, в том числе и редко или даже впервые ему встречающихся.

3. Нужно сразу приучать ребенка ориентироваться на подставляемый к прилагательному вопрос, поскольку окончание вопроса, как правило, совпадает с окончанием самого прилагательного, например: ручей какой? - большой; река какая? - большая; озеро какое? - большое; моря какие? - большие.

Однако этим ограничиваться нельзя, поскольку в обычной разговорной речи как существительные, так и относящиеся к ним прилагательные употребляются и во всех косвенных падежах. Значит, после овладения ребенком навыком правильного употребления окончаний прилагательных в именительном падеже нужно будет обязательно перейти и к работе над косвенными падежами. Поэтому далее рассмотрим последовательно окончания прилагательных в каждом из косвенных падежей, сохраняя при этом основной принцип нахождения правильных окончаний - принцип «отталкивания» от вопроса к имени прилагательному.

Пример

Падеж

РОД. Число.

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Определив вопрос родительного падежа к имени существительному, от него поставим вопрос к имени прилагательному, например: нет чего? - дерева; дерева какого? - большого.

Мужской род

Нет ручья какого? - Большого. Корабля какого? - Морского. Берега какого? - Крутого.

Женский род

Нет реки какой? - Большой. Травы какой? - Степной. Горы какой? - Крутой.

Средний род

Нет судна какого? - Морского. Растения какого? - Степного. Болота какого? - Лесного.

Множественное число

Нет лесов (м. р.) каких? - Больших. Гор (ж. р.) каких? - Крутых. Болот (ср. р.) каких? - Лесных.

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Подошел к чему? - К дереву. К дереву какому? - Большому.

Мужской род

К ручью какому? - Большому. К кораблю какому? - Морскому. К берегу какому? - Крутому.

Средний род

К судну какому? - Морскому. К растению какому? - Степному. К болоту какому? - Лесному.

Женский род

К реке какой? - Большой. К траве какой? - Степной. К горе какой? - Крутой.

Множественное число

К лесам (м. р.) каким? - Большим. К горам (ж. р.) каким? - Крутым. К болотам (ср. р.) каким? - Лесным.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

В этом падеже окончания имен существительных мужского и среднего рода и множественного числа для неодушевленных предметов в основном совпадают с окончаниями именительного падежа, а для одушевленных - с окончаниями родительного падежа. Это полностью относится и к именам прилагательным, употребляемым с этими существительными.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Доволен чем? - Деревом. Деревом каким? - Большим.

Мужской род

Доволен ручьем каким? - Большим. Кораблем каким? - Морским. Берегом каким? - Крутым.

Средний род

Доволен судном каким? -

Морским. Растением каким? - Степным. Болотом каким? - Лесным.

Женский род

Доволен рекой какой? - Большой. Травой какой? - Степной. Горой какой? - Крутой.

Множественное число

Доволен лесами (м. р.) какими? - Большими. Горами (ж. р.) какими? - Крутыми. Болотами (ср. р.) какими? - Лесными.

Знаком я с горами крутыми, С просторами всеми морскими, С лесами большими таёжными, Хоть там побывать невозможно мне.

За лесами высокими, За горами далёкими, За степями просторными Живут люди упорные.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Думаю о чем? - О дереве. О дереве каком? - Большом.

Мужской род

О ручье каком? - Большом. О корабле каком? - Морском. О береге каком? - Крутом.

Средний род

О судне каком? - Морском. О растении каком? - Степном. О болоте каком? - Лесном.

Женский род

О реке какой? - Большой. О траве какой? - Степной. О горе какой? - Крутой.

Множественное число

О лесах (м. р.) каких? - Больших. О горах (ж. р.) каких? - Крутых. О болотах (с. р.) каких? - Лесных.

Мечтаем мы все о просторах морских, О жарких прекрасных странах,

О далях бескрайних широких степных, О тёплых больших океанах.

2.4.  Приставочные глаголы. Грамматические формы глаголов.

Многие дети употребляют приставочные глаголы неправильно не только в старшем дошкольном возрасте, но продолжают это делать и в школьные годы в своих письменных работах. Это выражается в основном в отсутствии согласования между глагольной приставкой и связанным с ней предлогом (выливаю в чашку вместо выпиваю из чашки, вхожу из дома вместо вхожу в дом и т. п.). В отношении же правильности употребления приставочных глаголов основное внимание должно быть обращено на правильность согласования глагольных приставок с предлогами, например: вхожу в дом, подхожу к дому, захожу за дом, отхожу от дома, подлезаю под стол, перелезаю через забор и т. д. Или: наливаю в чашку, выливаю из чашки, переливаю из чашки в стакан.

В воспитании у ребенка прочного навыка правильного употребления подобных конструкций помогут приводимые ниже задания. Особенность их состоит в том, что ребенок здесь должен будет сам заканчивать начатые взрослым предложения, правильно употребляя при этом приставочный глагол.

Далее ребенку даются задания противоположного типа, при выполнении которых он должен будет самостоятельно подобрать уже не приставочный глагол, а предлог с существительным.

После достаточно прочного овладения ребенком этими конструкциями по аналогии следует предлагать ему и более сложные задания, при выполнении которых он должен будет самостоятельно подбирать как приставочный глагол, так и соответствующий ему предлог, что, собственно, и имеет место в реальной речевой практике. С этой целью ему могут быть предложены такие, например, вопросы:

- Вспомни наши с тобой упражнения и расскажи, куда же могут летать, влетать и залетать птицы? (Влетать в клетку; вылетать из клетки; залетать за дома, за деревья; облетать вокруг озера и т. п.)

- А куда могут ходить, заходить, откуда выходить люди?

- А змеи, ужи, черепахи, ящерицы?

- А лисы, волки, медведи и другие животные? Подобные упражнения следует продолжать до тех пор, пока ребенок полностью не перестанет допускать ошибки в подобных грамматических конструкциях.

Дидактические игры: «Найти ошибку и исправить ее», «Скажи правильно», «Сказать наоборот», «Найти ошибку, исправить ее, произнести предложение правильно». И т.д.

НАСТОЯЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ.

Ребенок раннего дошкольного возраста живет в настоящем времени, и ему бывает трудно представить не только то, что будет завтра или когда-то в будущем, но даже и то, что было вчера, потому что для него все это - настоящее время. И даже само смысловое значение слов вчера, сегодня и завтра довольно долго остается для него непонятным.

Проведение дидактических игр «Настоящее, прошедшее и будущее время».

Игровая задача. Узнавать, какое время настоящее, прошедшее, будущее.

Игровые действия. Определить, в какое время происходит, происходило, будет происходить действие, явление, событие.

СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДЫ ГЛАГОЛОВ

Даже в чисто воспитательных целях очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка понимать различие между законченным и еще не законченным действием, чтобы приучить его всякое начатое дело доводить до конца. Он должен научиться понимать, что пока он убирает игрушки, то это еще незаконченный процесс и что на прогулку можно будет пойти только после того, как он их уберет. Ориентироваться при этом нужно на соответствующие вопросы, например:

Взрослый

Что ты сейчас делаешь? Что ты сделал?

Ребенок

умываюсь, одеваюсь, завтракаю умылся, оделся, позавтракал

С подобными вопросами нужно периодически обращаться к ребенку в самых разных жизненных ситуациях, ненавязчиво поправляя при этом его неправильные ответы.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ПО РОДАМ

По родам изменяются глаголы только прошедшего времени, которые при употреблении их с существительными мужского, женского и среднего рода имеют разные окончания, например: месяц взошел (м.р.), луна взошла (ж. р.), солнце взошло (ср. р.).

Мужской род

Дуб что делал? - Рос. Клен что делал? - Рос. Тополь что делал? - Рос.

Средний род

Растение что делало? - Росло. Дерево что делало? - Росло. Животное что делало? - Росло.

Женский род

Береза что делала? - Росла. Черемуха что делала? - Росла. Ива что делала? - Росла.

Множественное число

Липы что делали? - Росли. Дубы что делали? - Росли. Растения что делали? - Росли.

Когда ребенок научится правильно употреблять глагольные окончания при ответах на вопросы, нужно будет постепенно отходить от этих вспомогательных средств, приближая его к реальным условиям речевого общения. С этой целью можно использовать следующие упражнения.

Ребенка просят подставлять один и тот же глагол к называемым взрослым именам существительным всех трех родов и множественного числа:

Взрослый

дуб

трава

поле

листья

месяц

Ребенок

пожелтел

пожелтела

пожелтело

пожелтели

светил

луна

солнце

звезды

светила светило светили

Работу над окончаниями глаголов можно считать законченной, когда ребенок в этой последней группе заданий будет давать быстрые и правильные ответы.

Планируемый план график реализации плана самообразования на 2023-2024 уч.год.

дата

Наименование планированных тем грамматической формы слова

04.09.2023-29.09.2023

Образование новых слов при помощи приставок

02.10.2023-31.10.2023

Образование новых слов при помощи суффиксов

01.11.2023-30.11.2023

Образование новых слов с помощью словосложения

01.12.2023-31.01.2024

Падежные окончания имен существительных, употребляемых без предлогов

01.02.2024- 29.02.2024

Падежные окончания имен существительных, употребляемых с предлогом

01.03.2024-16.03.2024

Падежные окончания имен прилагательных

18.03.2024-30.03.2024

Приставочные глаголы. Грамматические формы глаголов.

01.04.2024-05.04.2024

Настоящее и прошедшее время глаголов

08.04.2024-20.04.2024

Совершенный и несовершенный виды глаголов

20.04.2024-26.04.2024

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

29.04.2024-31.05.2024

Закрепление пройденного материала. Повторение. Автоматизация.

Литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1985.
  2.  Куликова Е.В. «Дошкольная педагогика» №1 2018
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. – СПб., 1999.
  4. Парамонова Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  5. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.
  6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.,2006.
  7. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Конспект ООД согласно плану отдела образования и в рамках творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему " Космос"         [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11534610","attributes":{"alt":"",...

Инновационная площадка "Проблема преемственности дошкольного и начального образования на основе краеведческого материала"

Одним из направлений взаимосвязи двух образовательнх ступений является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в проц...

Проблема преемственности дошкольного и начального образования.

Защита педагогической концепции в дошкольном образовании...

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...