Проблема преемственности дошкольного и начального образования.
статья

Ледникова Анна Святославна

Защита педагогической концепции в дошкольном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: Проблема преемственности дошкольного и начального образования.

Номинация: «Защита педагогической концепции в дошкольном образовании»

Работу подготовила

педагог-психолог, воспитатель:

 Ледникова Анна Святославна.

Проблема:  на практике не существует реальной преемственности между детским садом и начальной школой.

Я считаю, что это проблема должна касаться каждого, кто работает в детском саду и начальной школе, потому что родители и воспитатели «переворачивают» естественную преемственность педагогического стиля работы с дошколятами и первоклашками. Происходит искажение  нормального хода общения с реальным дошкольником и повседневная жизнь детей даже в средней и старшей группе начинает деформироваться от «школярского дидактизма» воспитателя.

Уже не менее двух десятилетий школьные формы работы – предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного ученика» за столом, опрос у доски, подведение итогов и т.д. – добровольно воспроизводится в детских садах многими воспитателями. Физиологических оснований для  такого переноса  нет.  Ведь ведущая деятельность у дошкольников – это игра! Но, ослепленные стремлением как можно лучше подготовить детей к трудностям начальной школы, воспитатели перестают замечать, что начинают действовать вопреки природосообразности.  С нарушением условий для естественного развития детей их психическому и физическому здоровью наносится явный ущерб: дети теряют уверенность, общительность,  любознательность, а часто и аппетит, зрение.

Проблема в том, что воспитатели и родители ориентируются на учителей начальных классов, которым специфика старшего дошкольного возраста почти не известна, а их школьно-дидактические советы еще более обостряют ситуацию. Известно, что смысл преемственности – в усвоении младшими опыта старших. Хоть дошкольник и младше школьника, но обучение его происходит раньше. И в обучении опыт именно этого периода может наследоваться периодом вслед идущим, а не наоборот. Но многие воспитатели считают, что преемственность стиля работы с детьми в дошкольном и школьном возрасте заключается в передаче опыта, накопленного в работе с детьми более старшего возраста в школе, тем, кто в детском саду работает  с детьми более младшего возраста. Но такое недоразумение устранить можно, если воспитателям вернуть веру в себя! То есть предоставить воспитателям возможность действовать по своему усмотрению, без подробной программы и методики. А приобретать веру в себя и свои силы воспитателям будет помогать живой интерес детей, который неизменно активизируется даже при самых простых игровых и социальных начинаниях! Взаимное приспосабливание приводит и воспитателей, и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом.

Представьте, что учитель переступает порог детского сада, чтобы познакомиться со своими будущими учениками, которые не сидят за партами как в школе, а обучаются в процессе игры и простого общения. Тогда такого учителя должна поразить не только живая подвижность, любознательность, самостоятельность детей, но и их внимание  друг к другу, открытость к взрослым, а самое главное отсутствие привычных школьных форм заорганизованности в работе детей. И вот тут учитель начальных классов должен понять уникальность жизни детского сада, тогда установка навязывать свой опыт работы и накладывать школьные методы развеивается, и школьный учитель начинает ощущать реальную необходимость самому перенимать опыт работы с дошкольным возрастом у воспитателя. Вот тогда то и начнется должная преемственность дошкольного и начального образования.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н.Поддьяков). С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

На мой взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой «знаниевый» багаж, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а на сколько необходимо «особо продвинутые»  достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве, если этот возрастной период не сензитивен еще к школьным ЗУН.

Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке и не  просто к новому, а  именно к новым требованиям следующей ступени образования. В этом вопросе важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и работы с детьми. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе их из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

Цель: построение единой линии преемственных связей между ДОУ и школой, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

Задачи:

  1. Совершенствование административно-управленческой работы.
  2. Выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
  3. разработка единых для детского сада и начальной школы принципов организации предметно-развивающей среды.

Решение проблемы.

С моей точки зрения, существует необходимость усовершенствования форм организации и методов обучения, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе. Для этого необходимо:

- отказаться от жёстко регламентированного обучения в детском саду;

- максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы;

-   использовать многообразие форм обучения «неурочного» типа;

- использовать в детском саду и школе цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего в настоящем», создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;

- обеспечить взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей;

- создать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;

 - более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;

 - максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности ребёнка;

- изменить формы общения детей как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе; обеспечить ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого); поддерживать  диалогическое общение между детьми; признавать право ребёнка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

          Если предложенные направления преемственности будут претворены в действительность, будет создан общий благоприятный фон для развития детей – физического, интеллектуального, эмоционального – как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье.

Для этого также нужно составить план совместной работы между ДОУ и школой. Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3.Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

Через все перечисленные выше направления должна чётко прослеживаться:

- методическая работа;

- работа с детьми;

- работа с родителями.

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

4) участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;

5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.

Работа с детьми может состоять из:

- организаций экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

- организации выставок детских работ, вернисажей;

-посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

- совместных эколого-валеологических походов;

- сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе искусств», детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях села;

- посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

- анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

- организацию работы микроцентра «Семья» на базе ДОУ;

- организацию дня открытых дверей.

В Чукотском автономном округе  воплотить в действительность все это  вполне реально, ведь на нашей территории на каждый детский сад приходиться одна-две школы.  Хотя решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов  в образовательном учреждении.

Но только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов...

Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования

В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса....

Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования

Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....

Статья "О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО"

В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования....

Инновационная площадка "Проблема преемственности дошкольного и начального образования на основе краеведческого материала"

Одним из направлений взаимосвязи двух образовательнх ступений является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в проц...

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...