ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья (подготовительная группа)
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_preemstvennosti_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 26.55 КБ |
prezentatsiya_gurbanova_yu.b.pptx | 309.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Юлия Борисовна Гурбанова
Муниципальное образовательное учреждение
«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, эта проблема стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, получаемых детьми на разных этапах образования существенны. Отчасти проблема состоит в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Чему же учат в детском саду? Каким хочет видеть школа будущего первоклассника? Задаемся мы вопросами. Безусловно, с введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Ведь программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (например, игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Я считаю, что программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Цель преемственности дошкольного и начального образования: это определение общих принципов преемственности между уровнями образования и обеспечение безболезненного перехода детей в школу.
Введение в 2009 году Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального школьного образования – это важный этап решения задачи преемственности детского сада и школы, поскольку ФГОС 2 поколения предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.
И поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка. В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в дошкольном образовательном учреждении. Практика показывает, что среди достоинств Федеральных государственных требований можно выделить раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», представленный как перечень интегративных качеств ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
Выполнив сравнительный анализ двух документов, таких как Федеральные государственные требования и Федеральный государственный образовательный стандарт можно сделать следующие выводы:
1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа – системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:
- совместная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность
Безусловно, цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
- развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
- формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
-формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
По моему мнению, главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.
Подводя итог сравнительному анализу ФГТ и ФГОС, можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и понятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения, к чему мы должны стремиться. Однако сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различный этапов и форм обучения.
К сожалению, в последние годы, практика показывает, что в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это, в старшем дошкольном возрасте, привело к вытеснению игровой деятельности, но ведь именно игра является основным видом активной деятельности дошкольника. По сути, занятия в старшей и подготовительной группах стали дублировать первый класс. И как следствие этого — увеличение нагрузок, переутомление, ухудшение здоровья, что спровоцировало снижение учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе, что отражается на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению. Но принятие ФГОС помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж, определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу.
Ведь с связи с введением ФГОС изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе. Важнейшей задачей воспитателя является: создать условия для формирования познавательных мотивов обучения. Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько желание получать новые знания и умение применять их на практике. Личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности выходит на первый план. Таким образом, для современного выпускника дошкольного образовательного учреждения становится немаловажным умение осмысленно использовать инструмент познания, а не только обладать им.
Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы? Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к начальному в школе. Во-вторых – развитие коммуникативности детей (умение общаться со взрослыми и сверстниками). В третьих, развитие любознательности детей; развитие способности детей самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения детей, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
А как это решается на практике? В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла. Наш детский сад работает по программе «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), которая соответствует требованиям ФГОС по принципу преемственности образовательной деятельности между дошкольным учреждением и начальной школой. Условиями эффективного взаимодействия детского сада и школы выступает совместный план мероприятий:
- Учёт индивидуальных и возрастных особенностей
- Преемственность (Детский сад и Школа)
- Совместная и продуктивная деятельность (Дети-родители-педагоги)
Так же в детских садах предусмотрены различные мероприятия, направленные на более глубокое знакомство детей и родителей со школьной жизнью. В нашем детском саду мы разработали план мероприятий, предусматривающий беседы о школе как с детьми, так и с родителями; различные экскурсии, не только в школу, но и в библиотеку; уголок школьника, с размещенными в нем школьными атрибутами, которыми можно воспользоваться при игре в школу; поздравление ветеранов с праздниками, Праздники (например, День смеха, День Защитника Отечества), различные спортивные соревнования, даже пробные уроки в школе, беседы и игры педагога-психолога с детьми подготовительной группы, в День Знаний дошкольники обязательно посещают праздничную линейку в школе и поздравляют первоклассников с началом учебы.
Но все же считаю, что сотрудничество между детским садом и школой должно быть серьезном уровне, хотелось бы более тесного общения с учителями начальных классов. Это и взаимопосещения занятий и уроков, круглые столы педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей школы, чтобы знать, чем на данное время живет школа и что происходит в детском саду. Обязательно учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Думаю, что если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе. Еще Надежда Константиновна Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…». К чему мы и должны стремиться.
Литература:
1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
2. Кузнецова В. К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
3. Фельдштейн Ф. М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2013.
6. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программы детского сада и школы отличаются по цели
Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает:
В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:
В образовательном процессе используются единые формы работы
Цели ФГОС являются как бы продолжение целей, представленных ФГТ
Непрерывность и преемственность предполагает разработку и понятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения
Основные задачи преемственности детского сада и школы
Сотрудничество детского сада и начальной школы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Проблема преемственности между ДОУ и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...
Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ....
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....
Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....