Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
статья
В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. Описываются главные этапы разработки проблем преемственности дошкольного и начального образования. Существуют главные задачи на дошкольной и начальной ступени, о которых идет речь в данной статье (переход от игры в обучение,отношения со взрослым - дошкольник и младший школьник).
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования и дошкольного образования.
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования – одна из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.
Существуют несколько этапов разработки проблем преемственности дошкольного и начального образования:
1 этап: (80-90 гг. 19 век-начало 20 века). Дети (7-10 лет) в основном занимаются дома, все зависит от родителей. Крестьяне не получали практически никакого образования. Первый детский сад открылся в 1854 году в Санкт-Петербурге. Определенной системы образования нет, в основном образование получали мальчики.
2 этап (20-40 гг. 20 века) – зарождение Советской системы образования (мы все равны-мальчики, девочки, крестьяне, рабочий – все должны получить образование). Полностью отвергает предыдущую единологию. Массовое обеспечения обучения. Определяется система образования. Массово создаются детские сады, в которых пока только производится присмотр и уход за детьми, обучения почти нет. В начальном образовании строгая дисциплина. Вся система образования заложилась и осталась по сей день: детсад – школа – колледж, университет. (Детский сад должен готовить ребенка к школе!).
3 этап (50-60 гг. 20 века). Психологи включаются в образование. Запорожец В.В. психолог-педагог занимался дошкольным детством и разработал теорию амплификации, т.е. обогащение, опережение развития. «Человек всю жизнь к чему-то готовиться», «Детство ребенка должно быть полноценным, ярким, комфортным…., а задача родителя обеспечить это» - сказал он.
4 этап (70-80 гг. 20 века). 1. Появилась теория ведущих типов деятельности (Давыдов Б.В., Эльконин). В каждом возрасте ребенка есть ведущий тип деятельности (0-3 года – общение со взрослым, 3-7 лет – игровая деятельность, 7-11 лет – учебная деятельность). 2. Первичная вариативность образования (выбор). Появились школы, которые работают по разным системам. В начале 80-х. годов появляются программы дошкольного образования («От рождения до школы» под ред. Васильевой). Преемственность сохраняется.
5 этап (90-е г.-начала 2000-х. до 2003 г.). Ребенок- центр образования, возникают новые идеи, отвергается старый подход (коммунистический). Детсады ориентируются на подготовку к школе, развивается чрезмерная вариативность (выбор). В 90-е гг. рушится статусность педагога.
6 этап – (середина 2000-х гг. – 2017 г.). Происходит реструктуризация образной системы. Начали разрабатываться стандарты в образовании. В 2015 году был разработан ФГОС ДО. Последующее звено в образовании должно ориентироваться на предыдущее.
Так, преемственность – это взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предыдущего опыта в последующем (развитие не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из пройденных стадий).
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена 17.06.2003 г. Общие цели этих звеньев:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- физическое и психическое развитие детей.
Перечислим задачи дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия и развития его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, творческого самовыражения, произвольности;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой деятельности детей;
- знания должны быть: доступными (по возрасту), ориентированными, научно проверенные (т.е. знать, что даешь);
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в разные формы сотрудничества.
Задачами ступени начальной школы являются:
- осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, деловая и др.);
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность , самостоятельность, сотрудничество;
- совершенствование достижений дошкольного развития.
Перечислим психолого-педагогические условия для реализации непрерывного образования:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и др.;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений с вчерашними);
- создание образовательной среды, способствующий развитию ребенка и сокращению его индивидуальности;
- формирование ведущей деятельности как важного фактора развития (переход от игровой к учебной деятельности);
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных форм активности.
Итак, переход от игры в бучение происходит в начальной школе, а также возрастает самостоятельность, дисциплина, снижение движения, формируется регламентированность отношений «педагог-ребенок», происходит ограничение игровой деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.
Проблема преемственности между ДОУ и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...
Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ....
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....
Статья «Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования»
В.А.Сухомлинский«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется ...
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...