Выявление одаренных детей в ДОУ
консультация (младшая группа)

Забелина Елена Андреевна
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_odarennyh_detey_zabelina.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Городской методический кабинет

Заседание секции ГМО «Одаренный ребенок»

Сообщение на тему:

«Выявление одаренного ребенка в ДОУ»

Выполнила:

Забелина Елена Андреевна,

Воспитатель МБДОУ д/с 15 «Снегирек»

Саяногорск 2022

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство педагогов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность можно дифференцировать как актуальную и потенциальную.

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Кроме того выделяют: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения по программам детского сада.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом всего вышесказанного мной были сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых организуются определенные развивающие влияния, снимаются типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на методы, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей, естественный эксперимент.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. Поэтому должен использываться широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми в различных видах деятельности.  Например, выявление уровня сформированности  игровых навыков.  Где анализ игровой деятельности осуществлялся по нескольким критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия и т.д. Оценка уровня игровых навыков по тому или иному критерию зависела от соответствия возрастной нормы, опережении ее или отставания. Аналогично проводилось наблюдение и в других видах деятельности: учебной, трудовой. У всех детей с признаками одаренности был отмечен высокий, т.е. выше возрастной нормы уровень развития тех или иных навыков.
  • включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, театрализованную деятельность. Здесь немаловажную  роль  играет  театральная  студия.  В  работе  студии  принимают  активное  участие,  как  воспитатели,  так  и  родители.  Такая  совместная  творческая  деятельность  расширяет  круг  общения,  создает  полноценную  среду  развития,  а также помогает выявить творчески одаренных детей.
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами.  В этом нам очень помогает сотрудничество со специалистами  Детской школы искусств.
  • организация интеллектуальных олимпиад для дошкольников, спортивных соревнований, творческих конкурсов: «Умники – умницы», «Салют талантов», «Мы россияне» и др,
  • участие в различных  фестивалях: 
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
    Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

В заключении, хотелось бы сказать, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Литература:

1. Венгер Л.А. Умственное развитие детей дошкольного возраста. М., 1986

2.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. Санкт-Петербург, 2003

3. Маркова А.К. «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"

В презентации показаны этапы работы с родителями  по выявлению одаренных детей...

Методика выявления одаренных детей

Консультация для педагогов...

план график по выявлению одаренных детей

План – график по выявлению одарённых детейАктуальностьСамым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характе...

мониторинг выявления одаренных детей

В данном материале представлена методика определения одаренности детей(  методика А.А.Лосева)....

Выявление одаренных детей в детском саду и организация работы с ними.

В этой статье вы можете прочитать о детской одаренности....