Выявление одаренных детей в ДОУ
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_odarennyh_detey_zabelina.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской методический кабинет
Заседание секции ГМО «Одаренный ребенок»
Сообщение на тему:
«Выявление одаренного ребенка в ДОУ»
Выполнила:
Забелина Елена Андреевна,
Воспитатель МБДОУ д/с 15 «Снегирек»
Саяногорск 2022
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство педагогов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность можно дифференцировать как актуальную и потенциальную.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Кроме того выделяют: общую (или умственную) и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения по программам детского сада.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом всего вышесказанного мной были сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых организуются определенные развивающие влияния, снимаются типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на методы, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей, естественный эксперимент.
Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. Поэтому должен использываться широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Например, выявление уровня сформированности игровых навыков. Где анализ игровой деятельности осуществлялся по нескольким критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия и т.д. Оценка уровня игровых навыков по тому или иному критерию зависела от соответствия возрастной нормы, опережении ее или отставания. Аналогично проводилось наблюдение и в других видах деятельности: учебной, трудовой. У всех детей с признаками одаренности был отмечен высокий, т.е. выше возрастной нормы уровень развития тех или иных навыков.
- включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, театрализованную деятельность. Здесь немаловажную роль играет театральная студия. В работе студии принимают активное участие, как воспитатели, так и родители. Такая совместная творческая деятельность расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а также помогает выявить творчески одаренных детей.
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами. В этом нам очень помогает сотрудничество со специалистами Детской школы искусств.
- организация интеллектуальных олимпиад для дошкольников, спортивных соревнований, творческих конкурсов: «Умники – умницы», «Салют талантов», «Мы россияне» и др,
- участие в различных фестивалях:
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
В заключении, хотелось бы сказать, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Литература:
1. Венгер Л.А. Умственное развитие детей дошкольного возраста. М., 1986
2.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. Санкт-Петербург, 2003
3. Маркова А.К. «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Консультация для родителей и педагогов «Выявление одаренных детей раннего возраста на занятиях лепкой с использованием театральной деятельности»
консультация для родителей и педагогов...
Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"
В презентации показаны этапы работы с родителями по выявлению одаренных детей...
Методика выявления одаренных детей
Консультация для педагогов...
план график по выявлению одаренных детей
План – график по выявлению одарённых детейАктуальностьСамым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характе...
мониторинг выявления одаренных детей
В данном материале представлена методика определения одаренности детей( методика А.А.Лосева)....
Выявление одаренных детей в детском саду и организация работы с ними.
В этой статье вы можете прочитать о детской одаренности....