Консультация для родителей и педагогов «Выявление одаренных детей раннего возраста на занятиях лепкой с использованием театральной деятельности»
материал (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Выявление одаренных детей раннего возраста
на занятиях лепкой с использованием
театральной деятельности»
Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей. (В.А. Сухомлинский)
Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, воспитываться по своей образовательной траектории. Задача взрослых — увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможность для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – от 2 до 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности. Первичное проявление способностей - в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Именно раннее детство и дошкольный возраст являются сензитивным периодом для развития способностей. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
Отличительными чертами дошкольного детства являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Умелое использование потенциальных возможностей ребенка в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат. Для этого необходимо создание условий, обеспечивающих развитие и прежде всего – выявление одаренных детей дошкольного возраста, что требует глубокого теоретического и практического обоснования методов оценки его способностей. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине. Малыш эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку, цветовое пятно; взяв в руки игрушку, обследует её форму. У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий: - творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи; - в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно- образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем; - дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Малыши начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта. возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой, например изготовление посуды и угощений для кукол, лепка фигурок для игры в зоопарк и т. д. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Проявление творческих способностей у малышей возможно только под руководством и участии взрослого, задача которого создать условия для формирования предпосылок творчества, сохранения интереса к рисованию.
Эффективным условием является использование на занятиях ИЗО игровых приемов. Умело, используя его можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием и т.д.
Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Удачным является внесение театральных кукол на такие занятия. Как правило, к концу таких занятий снижается умственная работоспособность. Практика подтвердила, что внесение кукол вызывает активность детей. Им приходится перестраивать речь, непосредственно обращаться к персонажу, что, безусловно, способствует обобщению знаний, умению рассказать об одном и том же, используя разнообразные формулировки ответов, следовательно, развивает грамматический строй речи. Удачным приемом является использование театральных кукол на лепке, где куклы обращаются с просьбой, например, слепить для зайца морковку.
Использование игровых ситуаций со знакомыми, любимыми игрушками, т.к. с ними связаны эмоции, переживания ребенка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и педагогов «Развитие сенсомоторики в раннем возрасте»
Консультация с картинками для родительского уголка. В ней даются понятия о сенсорном восприятии, крупной и мелкой моторике и сенсомоторике....
Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются....
Консультация для родителей и педагогов по адаптации детей раннего возраста
Материал полезен как для родителей, так и педагогов групп раннего возраста...
Консультация для родителей «Легоконструирование - фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Легоконструирование - фактор развития одаренности детейдошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной м...
Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер....
Консультация для родителей «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Играя в конструктор дети: Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности. Получают математические знания о счете, форме, пропорции, с...
Комментарии
одаренность
мне нравится