Выявление одаренных детей в детском саду и организация работы с ними.
статья на тему
В этой статье вы можете прочитать о детской одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выявление одаренных детей в детском саду и организация работы с ними. | 13.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление одаренных детей в детском саду и организация работы с ними.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В каждом ДОО есть такие дети, достижения которых необходимо отмечать на начальном и этапе и развивать в дальнейшем. Каждый воспитатель знает особенности «своего» ребенка, видит его сильные и слабые стороны. Учитывая «одаренность» воспитанников педагоги разрабатывают программы для работы с одаренными детьми и успешно их реализуют.
Многие авторы считают, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей дошкольного образования, особенно учитывая то, что работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей и их уровень развития способностей уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу деятельности такие детей, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, а направить их, помочь увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
Работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям:
- реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов.
- Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
- Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.
- Студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста
Кружковая работа помогает решать следующие задачи:
- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;
- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;
- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;
- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.
Кулагина Е.А. предлагает следующую систему работы с одаренными детьми:
Систему работы с одаренными детьми можно поделить на
несколько этапов:
I этап – подготовительный.
Цель:Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.
На первом этапе необходима диагностика,независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.
Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.
От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Ребенок диагностируются по следующим направлениям:
- творческое мышление;
- уровень самооценки;
- толерантность;
- предпочтительные виды деятельности;
- доминирование правого или левого полушария;
- сила интуиции;
II этап – аналитический.
Цель:Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.
III этап - организационно -деятельностный.
Цель:Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.
Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:
1.Координационное направление:
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
2.Научно- исследовательское направление:
Проведение диагностики одаренных детей.
Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.
Создание банка данных одаренных детей.
3.Научно-методическое направление:
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
4.Экспериментальное направление:
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
IV этап –Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.
Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.
Задачи:- Диагностика склонностей детей.
-Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
-Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.
- Адаптация учебных программ.
- Повышение квалификации педагогов.
Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.
Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.
И конечно, результаты совместной деятельности должны видеть и воспитанники и их родители. В нашем ДОО «одаренные дети» постоянно участвуют в различного уровня конкурсах и являются дипломантами. Дипломы вручаются в торжественной обстановке на родительских собраниях и праздничных мероприятиях. Кроме того, педагоги, подготовившие ребенка – победителя тоже получают дипломы и сертификаты, которые могут положить в свое портфолио.
В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашний детский сад. Взаимодействие частной инициативы и муниципального детского сада по организации работы с детьми, неохваченными услугами дошкольного образования
АннотацияВыпускной аттестационный проект посвящен решению актуальной проблемы повышения доступности дошкольного образования в России путем создания домашних детских садов. Автор провел анализ организа...
«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ».
Развитие способных и одаренных детей....
Создание творческой среды для одаренных детей в детском саду по развитию музыкально-театральных способностей
В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты воспитания таланта и создания творческой среды для развития одаренных детей на основе многолетнего практическо...
Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в детском саду
В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и раз...
"Одаренные дети в детском саду"
Научная статья...
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».
Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...
Выявление одаренных детей в детском саду.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-э...