план график по выявлению одаренных детей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
План – график по выявлению одарённых детей
Актуальность
Самым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность , потребность в умственной нагрузке . у него развита интуиция , яркость , конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. «родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия , творческое воображение , нестандартность мышления , кроме этого , проявляется особая чувствительность ,отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей о общеобразовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости , проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей , опираясь на собственную активность детей , объединяя усилия педагога – психолога , воспитателей , узких специалистов , родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_grafik_odarennye_deti.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
План – график по выявлению одарённых детей
Актуальность
Самым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность , потребность в умственной нагрузке . у него развита интуиция , яркость , конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. «родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия , творческое воображение , нестандартность мышления , кроме этого , проявляется особая чувствительность ,отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей о общеобразовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости , проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей , опираясь на собственную активность детей , объединяя усилия педагога – психолога , воспитателей , узких специалистов , родителей.
Цель
Создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса , направленного на продуктивное психическое , интеллектуальное и творческое развитие одарённых детей , на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи
- Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста.
- Выявлять детей с предпосылками одарённости.
- Составить индивидуальные маршруты психолого –педагогического сопровождения одарённых детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Планируемые результаты
- создание банка данных детей с предпосылками детей с различными видами одарённости.
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной , творческой и других направлениях деятельности , к которым у них есть способности.
-высокая динамика результатов продуктивного творческого мышления детей с общей одарённостью.
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | Общая одарённость (интеллектуальная ,творческая);специальная одарённость. |
По типу предпочитаемой деятельности | -творческая ; -академическая ; -психомоторная ;-коммутикативная |
По интенсивности проявлений | -повышенная способность к обучению (способные) -одарённые -высокоодарённые (талантливые) |
По темпу психического развития | - с нормальным темпом психического развития -со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | -стабильная -приходящая |
Виды одарённости в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды одарённости | составляющие |
Как проявляются |
академическая | Мотивационно- личностная | Стремление ребёнка к получению знаний и умений, познавательная активность ,проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
творческая | художественная | Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки и т.п) |
вокальная | Умение понимать и воспроизводить мелодию , чувство ритма . хороший голос ,музыкальный слух | |
литературная | Хорошая речевая фантазия , умение составлять рассказы , сказки, чувство ритма, лёгкое запоминание стихов | |
артистическая | Умение «вжиться» в роль , держаться на публике, желание подражать вымышленным (реальным )персонажам , двигательная и речевая память | |
конструкторская | Развитое пространственное мышление , любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций , способность к изобретательству , рационализации | |
психомоторная | спортивная | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом , стремление к движению , воля к спортивным достижениям , физические данные и выносливость |
хореографическая | Чувство ритма , музыкальный слух , способность копировать движения , хорошая двигательная память | |
коммуникативная | Социально- личностная | Умение понимать партнёра по общению , чувствовать его эмоциональное состояние ,гасить конфликты |
лидерская | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело , игру , настойчивость в достижении цели , умение добиваться результатов , стремление контролировать ситуацию |
Исследовательно – диагностический этап
Цель : получение первичной информации о характере и направленности интересов , склонностей и способностей.
Задачи:
-Разработать систему выявления одарённости воспитанников детского сада.
-Выявить детей с предпосылками одарённости
Этап ведётся в трёх направлениях
Принципы тестирования детей
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормативам.
2. Игровой характер тестовых методик.
3. Доброжелательная готовность ребёнка к процессу тестирования.
4. Психологическая готовность ребёнка к процессу тестирования.
5. Согласие родителей на психолого – педагогическое сопровождение ребёнка.
Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одарённости является исследовательно – диагностический , подразумевающий использование разносторонней информации , включающий мнение родителей , воспитателей , тестирование педагога – психолога , оценки специалистов. Методики исследования одарённости детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников , охватывать познавательную и личностную сферу развития , поведенческую характеристику ребёнка , что позволяет определить приоритетную сферу его интересов , а также уровень развития творческого мышления. диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении, по результатам заполнения экспертных листов воспитателями , специалистами , родителями , а также по результатам собственных наблюдений (психолога ,воспитателя или специалиста).нужно иметь в виду , что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик . по результатам психолого – педагогической деятельности по исследованию одарённости воспитанников детского сада ,определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости ,в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Специалисты , ведущие различные кружки и секции , проводят самостоятельно мониторинг развития способностей детей в своём направлении по собственным методикам (входная , промежуточная и итоговая деятельность , анализ динамики изменений , выводы)
Если большинство показателей по всем результатам исследования ребёнка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30% , то можно говорить об его общей одарённости.
Для родителей должны быть разработаны опросники по выявлению одарённости детей , адаптированные для разных возрастных групп.
Первая младшая группа (от2 до 3)
Виды одарённости | составляющие | Методики диагностирования | Кружок , секция , направленное на развитие качества | |
Воспитатель(специалист) | психолог | |||
Академическая | Мотивационно-личностная | -наблюдение -пед.диагностика -ведение инд.карт развития -анализ индивидуальных карт развития -беседы с воспитанников -беседы с родителями -изучение продуктов детского творчества | ||
Способность к обучению | ||||
Творческая | художественная | |||
вокальная | ||||
литературная | ||||
артистическая | ||||
конструкторная | ||||
Психомоторная | спортивная | |||
хореографическая | ||||
Коммуникативная | Социально-личностная | |||
лидерская |
Вторая младшая группа ( от 3 до 4)
Виды одарённости | составляющие | Методики диагностирования | Кружок , секция , направленное на развитие качества | |
Воспитатель(специалист) | психолог | |||
Академическая | Мотивационно-личностная | -наблюдение -пед.диагностика -ведение инд.карт развития | -Экспресс-методика для второй младшей группы -изучение продуктов детского творчества -наблюдение -наблюдение в свободной деятельности | |
Способность к обучению | ||||
Творческая | художественная | |||
вокальная | ||||
литературная | ||||
артистическая | ||||
конструкторная | ||||
Психомоторная | спортивная | |||
хореографическая | ||||
Коммуникативная | Социально-личностная | |||
лидерская |
Средняя группа (от 4 до 5)
Виды одарённости | составляющие | Методики диагностирования | Кружок , секция , направленное на развитие качества | |
Воспитатель(специалист) | психолог | |||
Академическая | Мотивационно-личностная | -наблюдение -пед.диагностика -ведение инд.карт развития -лист экспертной оценки | -наблюдение -экспресс-методика для средней группы -тестирование | Кружок по изучению англ.языка |
Способность к обучению | ||||
Творческая | художественная | -изучение продуктов детского творчества | -худ.кружок -муз.кружок (школа вокала) -кружок речевого творчества -театральный кружок -кружок познавательно-исслед. деятельности | |
вокальная | ||||
литературная | ||||
артистическая | ||||
конструкторная | ||||
Психомоторная | спортивная | -физкультурный кружок -кружок по плаванию -хореографический кружок | ||
хореографическая | ||||
Коммуникативная | Социально-личностная | Игры сюжетно - ролевые | ||
лидерская |
Старшая группа (от 5 до 6 )
Виды одарённости | составляющие | Методики диагностирования | Кружок , секция , направленное на развитие качества | |
Воспитатель(специалист) | психолог | |||
Академическая | Мотивационно-личностная | -наблюдение -пед.диагностика -ведение инд.карт развития -лист экспертной оценки | -наблюдение | -кружок по изучению англ.языка -кружок познавательно-исслед.деятельности |
Способность к обучению | ||||
Творческая | художественная | -изучение продуктов детского творчества -тестирование -наблюдение в играх - | -худ.кружок -муз.кружок (школа вокала) -кружок речевого творчества -театральный кружок -кружок познавательно-исслед. деятельности | |
вокальная | ||||
литературная | ||||
артистическая | ||||
конструкторная | ||||
Психомоторная | спортивная | -физкультурный кружок -кружок по плаванию -хореографический кружок | ||
хореографическая | ||||
Коммуникативная | Социально-личностная | -наблюдение в свободной деятельности -анализ анкетирования родителей -оценка коммуникативных способностей дошк. | Игры сюжетно - ролевые | |
лидерская |
Подготовительная группа (от 6 до 7 )
Виды одарённости | составляющие | Методики диагностирования | Кружок , секция , направленное на развитие качества | |
Воспитатель(специалист) | психолог | |||
Академическая | Мотивационно-личностная | -наблюдение -пед.диагностика -ведение инд.карт развития -лист экспертной оценки -изучение образовательной потребности дошкольников | -наблюдение -экспресс – методика для подготовительной группы | -кружок по изучению англ.языка -кружок познавательно-исслед.деятельности |
Способность к обучению | ||||
Творческая | художественная | -изучение продуктов детского творчества -тестирование -наблюдение в играх | -худ.кружок -муз.кружок (школа вокала) -кружок речевого творчества -театральный кружок -кружок познавательно-исслед. деятельности | |
вокальная | ||||
литературная | ||||
артистическая | ||||
конструкторная | ||||
Психомоторная | спортивная | -физкультурный кружок -кружок по плаванию -хореографический кружок | ||
хореографическая | ||||
Коммуникативная | Социально-личностная | -наблюдение в свободной деятельности -анализ анкетирования родителей -оценка коммуникативных способностей дошк. | Игры сюжетно - ролевые | |
лидерская |
«ОДАРЁННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО МАЛЕНЬКИЙ РОСТОЧЕК ,
ЕДВА ПРОКЛЮНУВШИЙСЯ ИЗ ЗЕМЛИ И ТРЕБУЮЩИЙ К СЕБЕ
ОГРОМНОГО ВНИМАНИЯ. НЕОБХОДИМО ХОЛИТЬ И ЛЕЛЕЯТЬ ,
УХАЖИВАТЬ ЗА НИМ, СДЕЛАТЬ ЕГО БЛАГОРОДНЕЕ , ЧТОБЫ ОН
ВЫРОС И ДАЛ ОБИЛЬНЫЙ ПЛОД »
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
Способности в отличии от задатков – приобретённое качество. Даже слабые способности ребёнка можно развить , если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности , в том числе одарённость , не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем или реализуются лишь небольшая часть его возможностей.
Способность- это индивидуально- психические особенности человека , выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнением.
Талант- определённые способности , которые раскрываются с приобретением опыта и навыка.
Одарённость- качественное, своеобразное сочетание способностей , обеспечивающее успешность выполнение деятельности.
Одарённость есть проявление гениальности (наивысшая степень проявление творческих сил человека , высшая степень развития его способностей).
Одарённым принято называть того , чей дар явно превосходит средние возможности. Одарённость , также как и способность может быть общей и специальной.
Для одарённых детей характерны упорство в достижении цели , сопровождающееся тем , что ребёнок несколько часов подряд может быть поглощён делом ,возращаясь к нему в течении нескольких дней , если что то заинтересовало ребёнка или его это не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребёнка к совершенству ,желанием сделать что-то очень хорошо , достигнуть высшего уровня выполнения задания(рисунок, постройки, прочтения стихотворения и т.п )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Консультация для родителей и педагогов «Выявление одаренных детей раннего возраста на занятиях лепкой с использованием театральной деятельности»
консультация для родителей и педагогов...
Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"
В презентации показаны этапы работы с родителями по выявлению одаренных детей...
Методика выявления одаренных детей
Консультация для педагогов...
мониторинг выявления одаренных детей
В данном материале представлена методика определения одаренности детей( методика А.А.Лосева)....
Перспективный план работы по выявлению одаренных детей в дошкольном учреждении
Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями, однако, не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Самым сенситивным п...
План работы по самообразованию Тема: «Основы робототехники LEGO- WeDo, как способ выявления одаренных детей и повышения научно-технического потенциала дошкольников»
Повышение своего профессионального уровня в организации работы по робототехнике. Изучение и внедрение в активную практику системы работы по робототехнике....
- Мне нравится (1)