ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В))
материал
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_rechevogo_razvitiya_s_ispolzovaniem_mnemotehniki.docx | 71.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В))
Подготовила:
Воспитатель:
Елизеева А.В.
г.о. Домодедово
Содержание:
1. Актуальность
2. О технологии
3. Цель
4. Задачи
6. Предполагаемый результат
7. Методы работы над технологией
8. Приложение
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.Ушинский
1 ) Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно - образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, ассоциативное мышление повысить внимательность.
2 ) О технологии
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,
эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- восприятие
- развивает кругозор
- развивает все стороны речи
Структура мнемотехники.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам
Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами.
Мнемоквадраты
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже картинки заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.
Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете. Но опираясь на свой опыт я отметила, что и старших дошкольников заинтересовывают цветные изображения , поэтому в своей работе я наряду со схематичными изображениями использую цветные картинки.
Используются элементы опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
После знакомства с мнемоквадратом, занятие усложняется, демонстрируя мнемодорожки – это уже дорожка из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются: предметные картинки, - силуэтные изображения, геометрические фигуры. таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком, нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:
• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток
• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Мнемотехнику возможно применять при реализации задач всех образовательных областей
Во время опытно- экспериментальной деятельности,
в изобразительной деятельности используют, как образец рисования предметов; при разучивании стихов, чистоговорок; при составлении рассказов,при пересказах художественной литературы,
Отгадывание загадок;
при обучении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.
Этапы работы с мнемосхемами.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. или самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
3) ЦЕЛЬ : развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.
4) ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью мнемотехники.
3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
6. Обучать детей правильному звука произношению.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1 Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2 Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
5) Предполагаемый результат: У детей расширится круг знаний об окружающем мире; появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появится интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
6) Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:
- зрительного, слухового, кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений .
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
- метод «крокирования» (от франц. Croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи:
- Закрепление различных методов запоминания.
- Развитие фотографической памяти.
- Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
- Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Эффективность применения педагогической технологии
( Речевого развития с использованием мнемотехники)
№ п/п № | Ф.И. ребенка | «Расскажи по картинке» | «Расскажи стихотворение» | «Пересказ сказки» | Итог |
Показатели мониторинга:
Низкий уровень - называет отдельные слова.
Средний уровень - рассказывает по вопросам воспитателя.
Высокий уровень - ребенок рассказывает и пересказывает самостоятельно.
Низкий уровень: 6человек; ( 100*6:32 = 18,7)
Средний уровень: 15 человек; ( 100*15 :32 = 46,8)
Высокий уровень: 11 человек. ( 100*11:32 = 34,3)
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: что используемый в течение года метод мнемотехники по развитию речи детей способствовали положительной динамике и речь детей заметно улучшилась.
Дети научились отвечать на вопросы по содержанию картины, могут составить рассказ совместно с взрослыми; могут пересказать текст знакомой сказки. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный. Повысился интерес детей к данным видам занятий
При реализации темы столкнулась с некоторыми трудностями: не у всех детей имеется достаточно высокий уровень развития связной речи. Есть дети, которые не научились в достаточной степени пользоваться мнемотаблицами как планом для пересказа. Не все умеют высказать свою мысль и данную работу необходимо продолжать для достижения наилучших результатов.
Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии
«Речевого развития с использованием мнемотехники»
( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В)
за 2020- 2021учебный год
№п | Организация | Мероприятие | Год | Примечание |
С детьми
1 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Заучивание стихотворения «Фрукты». | 2020 | Конспект занятия |
2 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Путешествие в Сказку «Репка» | 2021 | Конспект занятия |
С родителями
МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Консультация ( наглядная) «Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» | 2021 | Наглядная информация, сайт группы | |
2 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Памятка (наглядная) по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. | 2021 | Наглядная информация, сайт группы |
С педагогами
1 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Консультация (наглядная) Мнемотехника в детском саду. | 2021 | Наглядная информация, сайт группы |
Эффективность применения педагогической технологии
( Речевого развития с использованием мнемотехники)
за 2021- 2022 учебный год
№ п/п № | Ф.И. ребенка | Описание предмета (картину, игрушку). | «Составить рассказ на заданную тему» | «Пересказ сказки или рассказа» | Итог |
Показатели мониторинга:
3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно
2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям
1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.
Время проведения – май 2022 г
Высокий уровень развития связной речи составил -9 %. Средний уровень развития связной речи - 74%. Низкий уровень развития связной речи составил 9%.
Диаграмма
2021-2022
Проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности применения метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Дети стали более уверено и точно употреблять обиходные слова. В активной лексики появились разнообразные части речи. Дети уверенно и правильно используют в своей речи падежные окончания, но еще затрудняются использовать словообразование. В речи преобладают простые предложения, но при этом дети стали строить их развернуто и правильно. У некоторых еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова - это мешает овладеть звуковым анализом и синтезом.
Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии
«Речевого развития с использованием мнемотехники »
( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В)
за 2021- 2022 учебный год
№п | Организация | Мероприятие | Год | Примечание |
С детьми
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Пересказ р.н.с « По щучьему велению» | 2021 | Мнемотаблица |
2 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Составление описательного рассказа по картинке «Зима» | 2022 | Мнемотаблица |
С родителями
Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» | 2021 | Наглядная информация ( папка передвижка) | |
2 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация «Использование мнемотехники дома » | 2022 | Наглядная информация ( папка передвижка) |
С педагогами
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация «Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц» | 2022 | Наглядная информация |
Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии
«Речевого развития с использованием мнемотехники »
( Воробьева В.К, Ткаченко Т.А, Омельченко Л.В)
за2022 - 2023 учебный год
№п | Организация | Мероприятие | Год | Примечание |
С детьми
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Пересказ р.н.с « Колосок » | 2022 | Мнемотаблица |
2 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Составление описательного рассказа по картинке «Цирк» | 2023 | Коллаж |
С родителями
Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация «Как заниматься по таблицам» | 2023 | Наглядная информация |
С педагогами
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация « Пересказ сказок с использованием мнемотаблиц» | 2023 | Наглядная информация |
Эффективность применения педагогической технологии
( Речевого развития с использованием мнемотехники)
за 2022- 2023 учебный год
№ п/п № | Ф.И. ребенка | Описание по картинке | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Составление рассказа на свободную тему | Итог |
Показатели мониторинга:
3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно
2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям
1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.
Время проведения – октябрь 2022г
Высокий уровень развития связной речи составил -10 %. Средний уровень развития связной речи - 66%. Низкий уровень развития связной речи составил 23%.
После проведенной работы было проведено обследование уровня связной речи дошкольников на конец учебного года. Обследование проводилось по той же методике, что и в начале года и в той же группе детей.
Диагностика состояния связной речи детей
на конец года
Время проведения – май 2023г
Высокий уровень развития связной речи составил - 20%. Средний уровень развития связной речи - 73%. Низкий уровень развития связной речи составил 4%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 3).
Диаграмма
за 2022-2023 уч.год
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что мнемотехника эффективна, как средство развития уровня связной речи.
Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Колобок»
Цель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом.I. Образовательные задачи:Закрепить умение детей строить ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в группе комбинированной направленности детей 6-го года жизни Тема: «Весна»
Конспект НОД с использованием менмотехники по теме: "Весна" для старших дошкольников....
«Можно ли писать без букв. Звук и буква –В-». Занятие по речевому развитию с использованием мнемотехники.
использование мнемотехники на занятии...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники на тему: Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»
Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.Упражнять детей в составлении переск...
План-конспект НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники "Поход с Иванушкой в тридевятое царство".
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Поход с Иванушкой в тридевятое царство» в подготовительной группе. Цель: развитие связной речи с помощью мнемотехники....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехники
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехникиЦели:Продолжать воспитывать умение рассказывать сказку с опорой на мнем...