Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.
Упражнять детей в составлении пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemo_tablitsy._zanyatie_ob_oseni.docx | 143.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе
Тема: «Осень»
Воспитатель: Фокина Юлия Сергеевна
Цель: развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление. Упражнять детей в составлении пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать интерес к особенностям осенних месяцев.
Оборудование: мнемотаблицы .
Работа с мнемотаблицами:
1. Взрослый читает рассказ, в процессе чтения последовательно указывает на картинки;
2. После прочтения дети воспроизводят рассказ по одному предложению (с использованием мнемотаблицы: по вопросам взрослого или по картинкам);
3. Повторное чтение ( при необходимости)
4. Затем весь текст пересказывается ребенком (с использованием мнемотаблицы);
5. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст (без мнемотаблицы).
Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами – рисунками мнемоквадратов ,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».
Ход НОД:
Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение
« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.
-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем, и кто её написал?
-Назовите осенние месяцы?
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
Стук в дверь, появляется корзинка.
-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.
Возьмите осенние листочки в руки и давайте выполним зрительную гимнастику:
Мы листочки увидали
И с листочками играли
Листья вправо полетели
Глазки вправо посмотрели
Листья влево полетели
Глазки влево посмотрели
Ветер листья поднимал
И на землю опускал
Все на землю улеглись
Глазки закрываем
Глазки отдыхают.
- Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень. Ах, осень решила рассказать нам о своих месяцах. Давайте расскажем о каждом из них.
Сентябрь
Сентябрь – 1 месяц осени.
В лесу много грибов.
1 сентября – день знаний, дети идут в школу.
На деревьях желтеют листья.
Птицы улетают в теплые края.
С грядок снимают урожай овощей, с деревьев урожай фруктов.
Звери в лесу делают запасы на зиму: желуди, грибы, ягоды.
Октябрь
Октябрь – пора золотой осени.
Лес желтеет и становится золотым.
Все чаще дует ветер.
Деревья сбрасывают листья.
И только хвойные деревья стоят зелеными.
Начинаются затяжные дожди.
Ноябрь
Ноябрь – приносит холод.
Все сильнее дуют ветра.
Поэтому люди одеваются в теплую одежду.
На реках и озерах появляется первый ледок.
Деревья стоят голые: ветер сбросил почти все листья.
И вот долгожданный первый снег.
Почти наступила зима.
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.
Песня-танец с осенними листочками. (Дети под фонограмму поют и танцуют)
Молодцы, хорошо потанцевали - проходите, садитесь на стульчики.
-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.
Образец рассказа по мнемотаблицам.
-Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)
Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
- Сжимание и разжимание пальцев
- Сгибание по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название
- Ладони на колени
-Что вам сегодня понравилось?
-Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.
-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)
-Замечательные стихи вспомнили ребята.
-Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить? ( показываю картинки - об одежде людей осенью, о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу речевое развитие с использованием мультимедийного оборудования старшей группе Тема: "« Сказочная страна».
Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей. Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы; развивать память, мышление, наблюдательность, речь; побужд...
Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»
Организованно- образовательная деятельность направлена на развитие умений по составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....
Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с применением мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»
Цель данного занятия: научить детей работать с мнемотаблицами. С помощью значков-символов ребенок учится составлять целое предложение.В данном конспекте представлено занятие,где дети отрабатываю...
Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»
Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...
Конспект непосредственной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»
Конспектнепосредственной образовательной деятельностиПо развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.Тема «Осень»Цель: обучать детей пересказывать текст с наг...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: развитие связной речи детей, обобщение и систематизи...