Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фокина Юлия Сергеевна

Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.

Упражнять детей в составлении пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo_tablitsy._zanyatie_ob_oseni.docx143.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе
Тема: «Осень»

Воспитатель: Фокина Юлия Сергеевна

Цель: развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление. Упражнять детей в составлении пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать интерес к особенностям осенних месяцев.
Оборудование: мнемотаблицы .

Работа с мнемотаблицами:
1. Взрослый читает рассказ, в процессе чтения последовательно указывает на картинки;
2. После прочтения дети воспроизводят рассказ по одному предложению (с использованием мнемотаблицы: по вопросам взрослого или по картинкам);
3. Повторное чтение ( при необходимости)
4. Затем весь текст пересказывается ребенком (с использованием мнемотаблицы);
5. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст (без мнемотаблицы).

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами – рисунками мнемоквадратов ,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

                        

                                                  

Ход НОД:

Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем, и кто её написал?

-Назовите осенние месяцы?

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

 Возьмите  осенние листочки в руки  и давайте выполним зрительную гимнастику:

        Мы листочки увидали

        И с листочками играли      

        Листья вправо полетели

        Глазки вправо посмотрели

        Листья влево полетели

        Глазки влево посмотрели

        Ветер листья поднимал

И на землю опускал

        Все на землю улеглись

        Глазки закрываем

        Глазки отдыхают.

- Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень. Ах, осень решила рассказать нам о своих месяцах. Давайте расскажем о каждом из них.

Сентябрь

Сентябрь – 1 месяц осени.
В лесу много грибов.
1 сентября – день знаний, дети идут в школу.
На деревьях желтеют листья.
Птицы улетают в теплые края.
С грядок снимают урожай овощей, с деревьев урожай фруктов.
Звери в лесу делают запасы на зиму: желуди, грибы, ягоды.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11780_f2e7e56ddfb76d045dbd69951659d390.png.jpg

Октябрь

Октябрь – пора золотой осени.
Лес желтеет и становится золотым.
Все чаще дует ветер.
Деревья сбрасывают листья.
И только хвойные деревья стоят зелеными.
Начинаются затяжные дожди.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11780_aae28756d9f10f7c90f81e7ebcf85d94.png.jpg

Ноябрь

Ноябрь – приносит холод.
Все сильнее дуют ветра.
Поэтому люди одеваются в теплую одежду.
На реках и озерах появляется первый ледок.
Деревья стоят голые: ветер сбросил почти все листья.
И вот долгожданный первый снег.
Почти наступила зима.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11780_0a3c948ca2b2769aec98c7889c70cc6e.png.jpg

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с  осенними  листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками. (Дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали - проходите, садитесь на стульчики.

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблицам.

-Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,  давайте поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал,                   

Ветер листики считал:                

Вот дубовый,                              

Вот кленовый,                             

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки        

Ветер бросил на тропинку.

 

-    Сжимание и разжимание пальцев

 

-   Сгибание по одному пальцу на обеих    руках одновременно на каждое   название

      

- Ладони на колени

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)

-Замечательные стихи вспомнили ребята.

-Дети,  а за ваши умения и старания   осень передала вам  осенние дары.  Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить? ( показываю картинки - об одежде людей осенью,  о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу речевое развитие с использованием мультимедийного оборудования старшей группе Тема: "« Сказочная страна».

Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей. Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы; развивать память, мышление, наблюдательность, речь; побужд...

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с применением мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»

Цель данного занятия: научить детей работать с мнемотаблицами. С помощью значков-символов  ребенок учится составлять целое предложение.В данном конспекте представлено занятие,где дети отрабатываю...

Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностиПо развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.Тема «Осень»Цель: обучать детей пересказывать текст с наг...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Тема: «В гостях у Снежной Королевы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: развитие связной речи детей, обобщение и систематизи...