Проект по речевому развитию для старшей группы «Книжкина неделя"
проект (старшая группа)
Проект по речевому развитию для старшей группы «Книжкина неделя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_knizhkina_nedelya_-_dlya_starshego_doshkolnogo_vozrasta1.docx | 95.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Санагинский детский сад «Ургы»
Проект
по речевому развитию
для старшей группы
«Книжкина неделя»
Разработала: Дармаева Василиса Николаевна
Воспитатель старшей группы
2020г
Тема проекта: «Книжкина неделя»
Продолжительность проекта: Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.
Актуальность:
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Цель проекта:
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней.
Задачи проекта:
- пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками;
- развивать стремление общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, вызывать свое отношение, оценку, делать обобщение;
- развивать познавательную активность, творческие способности: память, воображение, мышление, коммуникативность, фантазию;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;
- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, а также желание и потребности читать книги, бережного отношения к ней;
- поощрять активное использование детьми разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей; в аппликации упражнять в наклеивании заготовок; совершенствовать навыки работы с ножницами.
Ожидаемые результаты:
1.Повысится интерес к чтению детских книг
2.Дети узнают о значении книги в жизни человека
3. Владеть понятием библиотека, библиотекарь, библиотечные формуляры
4. Дети узнают как нужно беречь книгу
5. Уметь совместно с родителями, а затем и самостоятельно изготовлять книжки-самоделки.
6.Педагоги ДОУ проявляют свои лучшие творческие способности
7. Родители активные участники всех мероприятий в детском саду.
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
- выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом,
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта
- выставка книг
- провести анкетирование родителей.
- беседа-опрос детей.
Практический:
Дни недели | Совестная деятельность взрослого и детей | Н.О.Д. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Работа с родителями | ||
Утро | Вечер | Утро | Вечер | |||
Понедельник | - Беседа: «Зачем людям книги». - Чтение: книга С.Я.Маршак «Пожар» (ситуативный разговор о правилах пожарной безопасности) | - Дидактическая игра «Назови автора» - Рассматривание книги «Олимпийское движение» | - Рисование: «Маленький гномик» - ФЦКМ: «Коллекционер бумаги» - Рисование: «Моя любимая сказка» | - Раскраски с изображением сказок. | - Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Гадкий утенок» | - Оформление уголка для родителей «Роль детской книги в формировании дошкольников». - Акция силами педагогов и родителей « Подари ребенку книгу» для детей детского приюта. |
Вторник | - Беседа: «Книжки бывают разные» (рассматривание разных видов книг) - Чтение: книга В.Сутеев «Палочка – выручалочка» | - Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» - Викторина «Загадки из сказок» | - Конструирование: «Буратино» (из природного материала) | - Рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к сказкам. | - Подготовка к конкурсу рисунков «Что за прелесть эти сказки!» | - Семинар – практикум для родителей «Как правильно учить с детьми стихотворение» (как учить стихи с детьми дома) |
Среда | - Беседа-сказка «Откуда книга пришла?» - Чтение: книга Н.Носов «Затейники» | - Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин» - Дидактическая игра «Найди героев сказки» | - Лепка: «Любимый сказочный герой» - Коммуникация: устное народное творчество: сказки | - Лепка «Мой любимый герой сказки» | - Дидактическая игра «Сложи картинку (сказку)» | - Представление: произведения авторов в исполнении родителей. |
Четверг | - Мини-викторина: «Знатоки сказочных героев». - Чтение: книга С.Михалков «Дядя Степа» (ситуативный разговор о ПДД) | - Конкурс рисунков «Что за прелесть, эти сказки!» - Игра-имитация: «Кошкин дом» | - Конструирование: «Книжка-малышка» - Чтение: пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» - Рисование: «По замыслу» | - Просмотр музыкальной сказки «Дюймовочка» | - Ручной труд: создание «Книжки-малышки». | - Помощь в создании «Книжки-малышки» |
Пятница | - Хоз/бытовой труд: «Книжкина больница» (ремонт книг). - Чтение: Книжка-раскладушка «Гуси-лебеди» | - Развлечение «Книжкины именины» (в библиотеке) | - Игры с конструктором: постройки зданий к «Сказке о рыбаке и рыбке» | - Участие в развлечении. |
Заключительный:
- Развлечение «Книжкины именины».
- Приобретение новых книг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подготовительный этап
Беседа - опрос детей
по теме «Ознакомление с художественной литературой»
1. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?
2. Есть ли у тебя дома книги? Кто тебе их читает ?
3. Какие книги ты любишь?
4. Есть ли у тебя любимая книга?
5. Кто твой любимый герой?
6. Какие сказки вы знаете?
7. Знаете ли вы писателей? Назовите их.
8. Ты хотел бы научиться читать?
Анкета для родителей
по теме «Ребенок и книга»
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:
- ежедневно
- несколько раз в неделю
- редко, когда есть время
2. Вы читаете детям книги:
- по просьбе ребенка
- по своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг
(приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)
5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:
- сказки
- стихи
- литературу о природе
- энциклопедии, книги познавательного содержания
- нет определённых предпочтений
6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в
детском саду?
7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?
8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения ? Если
да, то какие последние произведения вы прочитали?
9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:
- периодическую литературу (журналы, газеты)
- познавательную литературу
- художественную литературу
Беседы
«Откуда книга пришла?»
Все эти книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки со¬сны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.
Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше - варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает I бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.
«Зачем людям книги?»
В нашем доме самый мудрый — большой книжный шкаф. Когда у меня появляются вопросы, я иду к нему.
— Многоуважаемый шкаф, — начинаю я, перебирая пальцами разноцветные корешки плотно утрамбованных на полках книжек. — Что бы такого почитать моему сыну?
— Почитать, — повторяет шкаф и тяжело вздыхает.
В солнечном луче, который всегда проникает в окно по утрам, видно, как лёгкое облачко книжной пыли (той самой, где вместе с пылинками роятся сюжеты, идеи и мысли) взлетает и кружится по комнате. И как только оно поднимается, легкий перезвон невидимых колокольчиков (тех, что звенят лишь тогда, когда от тяжёлого вздоха книжного шкафа в воздух поднимается волшебная пыль) заполняет маленькую комнату загадочным ожиданием.
— А зачем? — лукаво спрашивает книжный шкаф, и голос его утопает в нежном перезвоне.
— Зачем читать книги? — удивилась я. — Вот уж не ожидала от тебя такого вопроса. Люди читают для того, чтобы узнать что-то новое.
— Для этого достаточно учебника или даже справочника, содержащего новую информацию. Книга ничего нового не преподаст.
— Э-э-э… Может быть, думать? Книга заставляет задуматься?
— Некоторые люди размышляют, даже когда смотрятся в зеркало. Это свойство постоянное или нет, и книги здесь не так много значат.
— Тогда действительно — зачем? — озадачилась я. — Ты знаешь?
— Чувства, — многозначительно прошептал шкаф. — Чувства — вот, что ищут в книгах люди. Осознают они или нет, но именно это приводит их к книжным шкафам. Приводит и не отпускает, ибо насытиться чувствами нельзя.
— Слишком сложно. Мне бы просто детскую книжку.
— Наоборот, очень просто, — прошелестел страницами шкаф. — Люди хотят плакать и смеяться, радоваться и грустить.
— Грустить? Скажешь тоже: плакать! — недоверчиво заметила я.
— Конечно, плакать! Весёлая книга забывается быстрее грустной, ты не замечала?
Я задумалась на минуту.
— Может быть. Но детям нужны весёлые книги.
— Не только. Людям, большим и маленьким, обязательно нужно иногда грустить.
Дидактические игры
«Назови автора»
Воспитатель читает отрывок из произведения, ребенок называет автора.
«Найди героев сказки»
Воспитатель называет сказку, ребенок ищет на картинках нарисованных героев.
Викторина
«Загадки из сказок»
1. «Подумай и ответь». В этом раунде командам так же предстоит ответить на 3 вопроса. За 3 правильных ответа в этом раунде команды так же получают по 1 баллу.
- Что охраняли братья в сказке «Сивка-бурка»?
- Что охраняли братья в сказке «Иван царевич, серый волк и жар-птица»?
- Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (Печку)
- Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)
- Где жили герои многих русских народных сказок?
(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве) - Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?
(Жили - были)
2. «Слова сказочных героев». Участникам игры необходимо назвать, каким персонажам принадлежат слова из сказок. За правильные ответы в этом раунде команды получают по 1 баллу.
- Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост! (лисе из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
- Аленушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
(Иванушке из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
3. Пятый раунд называется «Загадки по сказкам». Командам необходимо послушать загадку и угадать, к какой сказке она относится. За правильные ответы в этом раунде команды получают по 2 балла.
- Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
(«Сивка-бурка») - Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса») - Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка») - Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
(«По щучьему велению»)
4. «Придумай загадки». Животные частые герои русских народных сказок. Придумайте по одной загадке про этих персонажей, (проводится жеребьевка). За выполненное задание в этом раунде команды получают по 2 балла.
5. В последнем раунде командам необходимо выполнить коллективное творческое задание собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. (проводится жеребьевка). Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название («Лисичка-сестричка и серый волк» и «Три медведя») Это задание на скорость. Команда, выполнившая это задание быстрее, получает 2 балла.
6. Подведение итогов викторины. Награждение участников.
«Знатоки сказочных героев»
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Дружно хором отвечай!
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся…(Чиполлино).
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (Крокодил).
Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала –
Спасётся наша… (Белоснежка).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит).
Враг людей и враг зверей.
Злой разбойник…(Бармалей).
Любит мёд, друзей встречает
И ворчалки сочиняет.
А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!
Забавный медвежонок… (Винни-Пух).
У отца был мальчик странный,
Симпатичный, деревянный,
И любил папаша сына –
Шалунишку… (Буратино).
Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут её… (Дюймовочка).
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
Скачет лошадь непростая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конёк,
Удивительный конёк
По прозванью… (Горбунок).
«Назови, из какой сказки герои»
- Девочка, братец, гуси-лебеди, баба-яга, мышка.
- старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
- мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.
- коза, козлята, волк.
«Какой герой лишний»
- «Гуси-лебеди» - девочка, баба-яга, медведь.
- «Теремок» - заяц, кабан, волк.
- «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.
- «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.
Игра-имитация
«Кошкин дом»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА К о ш к а
Х о р На дворе — высокий дом. У неё, у кошки, Платье новое на ней, Выйдет кошка на прогулку Да не так она сама, Да не так её тесьма, Про богатый кошкин дом Р а с с к а з ч и к Слушайте, дети: Тили-тили-тили-бом! Против дома, у ворот, Вот пришли к богатой тётке К о т я т а Тётя, тётя кошка, К о т В а с и л и й Кто там стучится у ворот? К о т я т а Мы — кошкины племянники! |
К о т В а с и л и й Вот я вам дам на пряники! К о т я т а Скажи ты нашей тётке: К о т В а с и л и й Пошли вы, попрошайки! К о ш к а С кем говорил ты, старый кот, К о т В а с и л и й Котята были у ворот — К о ш к а Какой позор! Была сама Чего от нас они хотят, Нет от племянничков житья, Раздаётся звонок и шум голосов. Добро пожаловать, друзья, Р а с с к а з ч и к К богатой кошке гость пришёл, Петух явился боевой, К о ш к а Козёл Козлович, как дела? К о з ё л М-м-моё почтенье, кошка! Застиг нас дождик на пути, К о з а Да, м-мы сегодня с м-мужем К о ш к а Привет мой Пете-петушку! П е т у х Благодарю! Кукареку! К о ш к а А вас, кума-наседка, К у р и ц а Ходить к вам, право, нелегко — К о ш к а Здорово, тётушка свинья. С в и н ь я Спасибо, кошечка, хрю-хрю, Своих малюток-поросят К о з а Сейчас пришли мы впятером К о ш к а Мой дом для вас всегда открыт! С в и н ь я Вот это стол — К о з а Вот это стул — К о ш к а Вы ошибаетесь, друзья, К о з а Сказать по правде, мы с козлом С в и н ь я А посади свинью за стол — П е т у х Вот потому о вас идёт (Кошке) В какую комнату ведёт К о ш к а Направо — шкаф, мои друзья, П е т у х Смотри, перина — чистый пух! К у р и ц а Она цыплят крадёт, петух! К о з ё л А это что? К о ш к а Обновка — Коты на родине моей К у р и ц а Как он пушист! П е т у х Как он хорош! К о ш к а Он на меня чуть-чуть похож,.. А здесь моя гостиная, К о з ё л Смотри, какие зеркала! К о з а Протри как следует глаза! С в и н ь я Вам это кажется, друзья: К у р и ц а Ах, нет! Какая там свинья! К о з ё л Соседи, до каких же пор К у р и ц а Пускай с тобой споёт петух. П е т у х Пою я чаще по утрам, К о з ё л Я только этого и жду. К о ш к а Мяу-мяу! Ночь спустилась. П е т у х Ах, куда ты удалилась? К о з а Слушай, дурень, перестань К о з ё л Ты попробуй. Очень вкусно. П е т у х Ах, куда ты удалилась? К о з ё л Бесподобно! Браво, браво! К о ш к а Нет, давайте танцевать... К о з ё л Нет, сыграй галоп козлиный! К о з а Козью пляску на лугу! П е т у х Петушиный танец звонкий С в и н ь я Мне, дружок, «Три поросёнка»! К у р и ц а Вальс куриный «Де-воляй»! К о ш к а Не могу же я, простите, Все пляшут. Вдруг музыка резко обрывается и слышатся голоса котят. К о т я т а Тётя, тётя кошка, Если нет кровати, К о ш к а Василий-кот, завесь окно! К о т В а с и л и й Пожалуйте, готово! К о ш к а Спасибо, Васенька, мой друг! (козлу) Ну, начинай! К о з ё л ...Давным-давно П е т у х Клевал пшено... К о з а Капусту ел... С в и н ь я И рыл навоз... К у р и ц а И как-то раз яичко снёс! К о ш к а Вот он мышей ловить пошёл... К о з ё л Козёл? П е т у х Петух, а не козёл! К о з а Нет, нет, коза! С в и н ь я Свинья, свинья! К у р и ц а Такая ж курица, как я! К о ш к а Нет, это кошка, кошка, кошка!.. К о з ё л Друзья, постойте-ка немножко! К у р и ц а Какой прекрасный был приём! П е т у х Какой чудесный кошкин дом! К у р и ц а Уютней в мире нет гнёзда! П е т у х О да, курятник хоть куда! К о з ё л Какая вкусная герань! К о з а Ах, что ты, дурень, перестань! С в и н ь я Прощай, хозяюшка, хрю-хрю! К у р и ц а А я прошу вас в среду К о з а А мы попросим вас прийти К о ш к а Я обязательно приду, П е т у х Соседка, с нынешнего дня С в и н ь я Ну, кошечка моя, прощай, К о ш к а Прощайте, до свиданья, Голоса — Спускайтесь осторожно: Р а с с к а з ч и к Хозяйка и Василий, Словечко за словечком — Ещё одно мгновенье — Взобрался по обоям, Вернулся кот Василий С треском, щёлканьем и громом Как увидели грачи Тили-тили, Бежит курица с ведром, Г р а ч и Эй, пожарная бригада, Поскорей, без проволочки, Стой, свинья! Постой, коза! С в и н ь я Я несла вам воду в сите, Г р а ч и Чем пожар тушить мы будем? Ты не знаешь ли, баран, О в ц а Я сказать вам не могу, Г р а ч и Ну, от этих толку мало — С т а р ы й б о б ё р Мы, бобры, народ рабочий, Не мешайте, ротозеи, Б о б р ы Все заборы мы обрушим, К о ш к а Погоди, старик бобёр! Кресла, стулья, зеркала — Б о б р ы Не спасёте вы добра — К о ш к а Мне ковров персидских жалко!.. Б о б ё р Торопись! Ударит балка — С т а р ы й б о б ё р Берегитесь! Рухнет крыша! С в и н ь я Что такое? Я не слышу! Б о б ё р Разбегайтесь кто куда! К у р и ц а Куд-куда! Беда, беда!.. Кошкин дом рушится. П е т у х Вот и рухнул кошкин дом! К о з ё л Погорел со всем добром! К о ш к а Где теперь мы будем жить? К о т В а с и л и й Что я буду сторожить?.. Р а с с к а з ч и к Чёрный дым по ветру стелется, К о ш к а Ах, Василий мой, Василий! К о т В а с и л и й Что ж, хозяюшка, пойдём Р а с с к а з ч и к Вот шагает по дороге К о ш к а Ах, кума моя наседка, К у р и ц а Я бы рада и сама П е т у х Ко-ко-ко! Кукареку! К у р и ц а Слышишь, злится мой петух. К о ш к а А зачем же в эту среду К у р и ц а Я звала не навсегда, Молодые петушки — Кукареку! Бей рябого! К у р и ц а Ах, разбойники, злодеи! Петушки Эй, держи кота и кошку! К о ш к а Что ж, пора нам, милый Вася, К у р и ц а Постучись в соседний дом — К о т В а с и л и й Ох, невесело бездомным Р а с с к а з ч и к Идёт-бредёт Василий-кот, К о з ё л Ты с ума сошла, коза, — К о з а Что ворчишь ты, бестолковый? К о з ё л Бубны были в прошлый раз, К о з а Пропади ты с ними вместе! К о з ё л Нет, начнём игру сначала! К о з а И без карт я это знаю! К о з ё л Ты потише!.. Забодаю! К о з а Борода твоя долга, К о ш к а Эй, хозяюшка, впусти! К о з а Добрый вечер. Я вам рада! К о ш к а На дворе и дождь и снег, К о з а Нет кровати в нашем доме. К о ш к а Можем спать и на соломе. К о з а Вы спросите у козла. К о ш к а Что ты скажешь нам, сосед? К о з а Говори, что места нет! К о з ё л Мне коза сейчас сказала, К о з а Шутит, видно, бородатый!.. К о ш к а Что же, Васенька, пойдём, К о з а Будь здорова! К о ш к а Что же делать нам, Василий? К о т В а с и л и й Вот забор её и хата. П о р о с я т а Я — свинья, и ты — свинья, Ешьте, чавкайте дружней, Вот несут ведёрко нам, С в и н ь я Поросята, по местам! К о т В а с и л и й Вот как весело поют! К о ш к а Мы нашли с тобой приют! С в и н ь я Кто стучится? К о т В а с и л и й Кот и кошка! К о ш к а Ты впусти меня, свинья, С в и н ь я Не твоя, кума, печаль К о ш к а Ах, Василий, мой Василий, К о т В а с и л и й Вот напротив чья-то хата. Р а с с к а з ч и к Вот шагает по дороге К о т В а с и л и й Я кошкин дворник, старый кот. К о т я т а Ах, кот Василий, это ты? К о т В а с и л и й Какой я дворник без двора! К о ш к а Простите, если я была К о т В а с и л и й Теперь наш дом сгорел дотла, 1-й к о т ё н о к Я навсегда забыть готов К о ш к а Мне до ночлежки не дойти. К о т В а с и л и й Туда окольного пути К о ш к а А по короткому пути 2-й к о т ё н о к Ну, что ты скажешь, старший брат, К о т В а с и л и й Сказать по совести, назад 1-й к о т ё н о к Ну, что поделать! В дождь и снег 2-й к о т ё н о к Да ведь у нас убогий дом, К о т В а с и л и й А мы, ребята, вчетвером, К о ш к а Я буду вам вторая мать. 1-й к о т ё н о к Да я вас, тётя, не гоню! 2-й к о т ё н о к Нет у нас подушки, К о ш к а Жмётесь вы друг к дружке? К о т В а с и л и й Не дали кровати, Зябнет ваша тётя, 1-й к о т ё н о к Вот сухая корка, 2-й к о т ё н о к Вот для вас ведёрко, Котята Хоть у нас и тесно, К о ш к а Спать мне хочется — нет мочи! (Засыпает.) Х о р Бим-бом! Тили-бом! Тили-тили-тили-бом! Уж такая домоседка! Поумнел и старый кот. Целый вечер напролёт Тесно жить им вчетвером — К о т В а с и л и й Непременно ставить нужно. К о т я т а Ряд за рядом брёвна К о т В а с и л и й Ну, готово. А теперь К о ш к а Окна расписные, 1-й к о т ё н о к Вот и печка 2-й к о т ё н о к Для крылечка 1-й к о т ё н о к Чердачок построим. 2-й к о т ё н о к Тёсом дом покроем. К о ш к а Щёлки паклею забьём. В с е И готов наш новый дом! К о ш к а Завтра будет новоселье. К о т В а с и л и й На всю улицу веселье. В с е Тили-тили-тили-бом!
|
Сюжетно-ролевые игры
«Книжный магазин»
«Книжный магазин» | Покупатели выбирают книгу, советуются с продавцом, платят деньги в кассу, чеки отдают продавцу. Продавец вежливо разговаривает с покупателями, предлагает им разные книжки, рассказывает, чем они хороши, отпускает книгу, благодарит за покупку |
«Библиотека»
«Библиотека» | Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают стенды, выбирают книги. Библиотекарь выдает нужные книги, записывает их в формуляры читателей |
Работа с родителями
Оформление уголка для родителей «Роль детской книги в формировании дошкольников».
Согласно образовательной программе МБДОУ, одним из направлений образовательной деятельности является воспитание у детей интереса к книге как источнику знаний, формирование системы деятельности, содержание которой определяется книгами. С первых дней пребывания ребенка в детском саду он овладевает различными видами деятельности, связанной с книгой: рассматривание иллюстраций, общение со взрослыми о том, что нарисовано на страницах книжек с картинками, слушание, пересказ и чтение книг взрослыми. Педагогическая поддержка развития деятельности детей, предметом которой являются издания детской литературы, предусматривает организацию занятий по детской литературе, ежедневное чтение книг из детсадовской библиотеки, индивидуальные и коллективные беседы с детьми о прочитанных книгах. Воспитатели подбирают небольшие экспозиции детских книжек для обобщающих занятий по ознакомлению с окружающим. В целях поддержания интереса к книге, воспитатели организуют индивидуальные диалоги с детьми о том, что им понравилось, что заинтересовало в прочитанной книжке, что они узнали нового. Дети привыкли сообщать воспитателям о том, какие новые книжки появились в их домашней библиотеке.
Отбирая записи для детсадовской аудио - и видеотеки, воспитатели ориентируются на наличие в группе соответствующих печатных изданий. Дети, как правило, рассматривают иллюстрации этих книг при самостоятельном слушании выбранных ими записей.
В программе ЦРР №1127 предусмотрены литературные вечера: - «Моя любимая книжка», «Вечер поэзии», «Покажи сказку». Весной в детском саду традиционно проводится праздник детской книги. В большей части это деятельность, организуемая взрослыми. При косвенной поддержке воспитателей, дети уже по своей инициативе, рассматривают или рисуют иллюстрации к понравившимся книгам, общаются друг с другом, рассматривая иллюстрации и рассказывая наизусть, будто «читая» другу любимую книгу. Заметив интерес детей к чтению, педагоги показали своим воспитанникам приемы драматизации литературных произведений: - предложили детям посмотреть разыгранную по ролям сказку в постановке настольного театра, а затем подготовили самодеятельный спектакль с их сверстниками. Игрушки, декорации и костюмы, используемые для постановок, стали предметами для самодеятельных режиссерских и театрализованных игр детей.
Анализ результатов выполнения образовательной программы по данному направлению работы показал, что дети относятся к книгам с интересом. У книжного шкафчика каждый раз оказывались дети, рассматривающие иллюстрации, делающие мини-книжки.
Таким образом, можно заключить, что развитию у детей представлений о месте, роли, смысле и ценности книги в жизни человека способствует разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может включать как формы, организуемые взрослыми, так и самостоятельную творческую деятельность самих детей.
Литературное воспитание детей в семье.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес родителей ко всем вопросам воспитания и образования детей. В то же время бурные успехи научно-технической революции порождают и противоречия, невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, сколько естественно-научными знаниями, техническими способностями. Это достаточно чётко проявляется в современном семейном воспитании, когда родителей порою интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребёнка к овладению точными науками, когда освящённое многовековой традицией общение с дошкольниками в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, игр с компьютером, прослушиванием магнитофонных или DVD- записей. Средства массовой информации (особенно телевидение) вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной»К. Батюшков. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Детская книга пишется для воспитания, а воспитание – велико дело: «им решается участь человека», так говорил В.Г. Белинский.
Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Но это могучее воздействие книги на воспитание ребенка надо использовать осторожно и умело родителям и воспитателям.
Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребёнка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. Белинский говорил: «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился - вы сделали свое дело».
Надо умело подбирать книги для чтения детям. Не надо читать все подряд. Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека. Многое детям в книгах не понятно, что важно довести до сознания детей. Очень важны беседы по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему?
Попросите выполнить зарисовку. Дошкольник, да и школьник, с большим интересом выполняют эти задания. Такие задания будят мысль детей, влияют на личность самого ребенка, на его поведение.
Для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок по натуре эмоционален. Его привлекает все красивое, яркое. И надо обратить внимание ребенка на то, кто эту книгу так красочно оформил – художник, познакомить с другими профессиями людей участвующими в создании книги.
Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения. Ребенок, придя в школу, затрудняется в определении главной идее произведения. Он старается подробно пересказать весь текст рассказа, что совсем не требуется. Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, надо как писал известный русский методист Д.И. Тихомиров – «научить маленьких наших читателей (или слушателей) мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому родители должны читать детям книги очень выразительно. Именно посредством голоса, дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.
Подбор книг для дошкольника.
Важную роль в формировании маленького читателя играет отбор книг. Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. Охватить это богатство невозможно. В педагогической науке были разработаны критерии, которые при отборе книг для детей позволяют избежать субъективности, вкусовщины, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств. Какие это критерии?
Проблема отбора книг для детского чтения - одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта, на важном этапе -этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолевать все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.
Важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения. Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом.
Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др.
Литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей - обязательное условие для его духовного становления.
В круг детского чтения входят также фольклор и авторские произведения для детей народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.
Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Для детей дошкольного возраста это лучшие произведения фольклора, стихи и сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого, рассказы и сказки К. Д. Ушинского, стихи для маленьких В. А. Жуковского, А. Н.Плещеева, Н.А. Некрасова, В. В.Маяковского, А. А. Блока, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Л. Барто и др. В золотую библиотеку для дошкольника также вошла проза наших отечественных писателей: «Воробьишко» А. М. Горького; «Поход», «Чук и Гек», «Голубая чашка» А. П,Гайдара; «Обвал», «На льдине», «Что я видел» Б. С.Житкова; «Золотой ключик» А. Н. Толстого; «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» М. М. Пришвина; «Волчишко», «Медвежата» и др. Е. И. Чарушина; «Лесные домишки», «Первая охота», «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки и др. Традиционно включают в детское чтение и произведения зарубежной классики: сказки Ш. Перро, братьев Гримм, X. К. Андерсена.
Круг чтения дошкольника, однако, не ограничивается основным списком. Он значительно шире и включает в себя огромное книжное богатство. Это как бы второй круг детского чтения. Переход к нему требует подготовленности, которая формируется в результате знакомства с основным минимумом - ядром детского чтения. Второй круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышение их начитанности. Он направлен также на удовлетворение возникших литературных интересов к произведениям определённого жанра или определённой тематики.
Библиотека современного ребёнка уже не мыслится без стихов Л. Квитко, Е. Благининой, Д. Хармса, П. Воронько, 3. Александровой, Я. Коласа, Н. Забилы, стихов и сказок Д. Родари, рассказов и сказок Н. Носова, рассказов В. Драгунского, сказок А. Волкова, произведений Л. Пантелеева, Ю. Тувима, А. Линдгрен, А. Милна и др.
В нашей отечественной детской литературе широко представлено поколение талантливых писателей: Р. Погодин, В. Берестов, Б. Заходер, С. Баруздин, Э. Шим, С. Капутикян, и, Токмакова, В. Витка, Э. Успенский, К. Тангрыкулиев, С. Вангели, И. Зиедонис, Ю. Дмитриева, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков, С. Сахарнов и других, без которых уже невозможно представить себе библиотеку современного ребёнка.
Если Вы решили купить своему ребёнку новую книгу
При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:
- как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный;
- соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий;
- та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной;
- обладает ли книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально;
- хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению;
- нравится ли книга вам. Если вы считаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.
Как обращается с книгой Ваш ребенок?
По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:
- прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;
- книгу читают и рассматривают за столом;
- бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной.
- не играй с книгой, она от этого портится;
- после того, как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;
- правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;
- если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.
Десять "почему" детям необходимо читать
- Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
- Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
- Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
- Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
- Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
- Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
- Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
- Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Советы родителям «Как помочь ребёнку стать читателем»
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
- Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
- Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.
Семинар-практикум «Как правильно учить с детьми стихотворение»
Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию... Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.
Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.
Способ №1 .
Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше.
Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет».
Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет.
Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.
И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ№2.
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ№3.
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые родители приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребенок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.
Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение.
Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения.
И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ№5.
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и дошкольникам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ№6.
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.
Итоговое мероприятие
«Книжкины именины»
Дети входят под песню «В мире много сказок»
Вед. Здравствуйте дорогие дети! Здравствуйте ,уважаемые взрослые!
Добрый день! Веселый час!
Рады здесь мы видеть вас!
Ведь сегодня праздник книжки!
Ну так ,что ?Начнем детишки?
Дети:Да!
Вед.:А вы знаете откуда появился этот праздник? День рождения книжки!
2 апреля родился великий сказочник Г.Х.Андерсен и этот день был объявлен Международным днем детской книги. А замечательный детский писатель Лев Кассиль предложил назвать его «Книжкиными именинами»
Реб. Именины, Именины!
У Андрюши,У Ирины?
У девчонок?У мальчишек?
Все: Нет! У наших детских книжек!
Реб.:Дружно с книжками живем,
Их не пачкаем,не рвем.
Жить без них никак нельзя-
Книги-лучшие друзья!
Песня «Песня про книжку»
Действительно,без книги нельзя прожить,и в этом нас убеждают поговорки:
Кто много читает,тот многое знает.
Книга-твой друг ,без нее как без рук.
С книгой жить-век не тужить
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Вот по этому ребята с книгами надо дружить и конечно же их беречь .Дети показывают картинки и говорят:
1.Книги надо брать чистыми руками.
2.Книги нельзя рвать, мять, загибать углы.
3.Нельзя рисовать на книгах.
Молодцы ребята, сразу видно ,что вы любите, бережёте книги
и наверное много знаете.
Сейчас мы проверим знаете ли вы сказки.
Звучит мелодия “В гостях у сказки”.
Первый конкурс “Угадай сказку”.
Сказки вспомнили пора вспомнить и сказочных героев.
Второй конкурс ”Сказочное лото”.
Я буду называть слово а вы будете досказывать полное название:
Сивка Гадкий
Царевна крошечка
Конёк мальчик с
Гуси Иван
Аленький сестрица
Бременские жар
Спящая Василиса
Ну что же сказочных героев вы тоже знаете ,тогда отгадайте какие сказочные герои исполняют эти песни .
Третий конкурс “Узнай чья песня”.
Молодцы ребята ,я вижу вы сказки знаете и любите, а как же их не любить ведь в них чудеса.
Давайте споём песню “Чудо сказки”.
Ребята посмотрите ,а к нам на Книжкины именины пришло много гостей:
И родители и детей. Они наверное тоже любят и знают много книг .И так следующий конкурс для родителей:”Вспомним детство золотое”-вспомнить и прочитать детское стихотворение.
Следующий конкурс –викторина “знатоки сказок”.(представьте что вы попали в сказочную страну ,нужно произнести волшебное заклинание: вызвать сивку бурка ,открыть дверь в сокровищницу вместе с Али- Бабой, сварить кашу в волшебном горшочке загадать желание с помощью цветика семи цветика.)
Еще сегодня в гостях у нас маленькие зрители .А вы малыши любите сказки .Тогда отгадайте из какой книжки эти страницы .
Танец” колобок”.
Молодцы ребята и взрослые а хотите сказку посмотреть ?Тогда начнём!Дети :
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Вед: Одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету…
Звучит р.н.м.”Во саду ли в огороде”.На сцене декорации дом, огород.
Вед: Жил в одной деревне дед
Вместе с бабой много лет .
Дед: Посмотри- кА народ ,
Есть у нас огород!
Баба: Ловко примемся за дело,
Чтоб все к осени поспело!
Дед и баба имитируют копание лопатой,сеят семена,приговаривая.
Дед: Помидоры,лук,салат,
Огурцы сажаем в ряд.
Баба: Тут посадим мы картошку,
Баклажаны и морковку.
Дед:Вам скажу еще друзья:
Посажу кА репку я!
Баба: В огороде овощи сами по себе не растут,
Уход за ними нужен и великий труд!
(имитируют рыхление)
Внучка с ведерками бежит
Я речной водицей огород полью
Дедушке и бабушке старым помогу.
Вместе: Потрудились мы не зря
Отдохнуть пришла пора!
Садятся на скамейку.
Выбегает Жучка
Я зовусь собачкой Жучкой
У меня хвостик закорючкой,
К деду с бабой ласкаюсь,лаем заливаюсь…
Ав-ав-ав!
Садится рядом
Выходит кошка
Кошка : А я красивая кошка,
Могу мяукать и петь немножко.
В эти дни весенние
Пою песни современные!
Песня «Мурлыка»
Пробегает мимо мышка
Мышка:Тут и мышка бежала
Кошке хвостиком махала!
Кошка убегает за мышкой,Жучка,внучка,бабка,дедка.
Вед.:Время быстро идет
Поспевает огород!
Расск.1:Репка подрастала
Выше деда с бабой стала.
Выходит репка:Уважаема в народе
Я расту на огороде.
Вот какая я большая!До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая!Называюсь репкой я!
Дед: Репка выросла на славу..
Не видал такую право!
Что за чудо из чудес?!
Репка-чуть не до небес!
(подходит и пытается выдернуть)
Расск.1:Дед тянет потянет,
Вытянуть не может.
Зовет дед бабку
Чтоб бежала без оглядки.
Дед:Бабка!
Выходит бабка
Дед:Чтобы вытянуть нам реку
За меня держись ты крепко!
Все:Тянут потянут,вытянуть не могут!
Рассказ:Баба с дедом старики
Не справятся с репой они.
Дед и баба:Ох!...Не вытянуть ни как…
Надо внучку нам позвать!
Внучка:Я бегу спешу на помощь
Где он непослушный овощ?
Все:тянут –потянут,вытянуть не могут!
Удивленно разводят руками:нет не вытянуть никак
Надо Жучку на помощь звать!
Все:Жучка,жученька !Беги!
РЕПКУ ДЕРГАТЬ ПОМОГИ!
Жучка :Гав!Помочь готова Жучка!
Уцеплюсь гав-гав,за внучку!
Все: тянут –потянут ,вытянуть не могут!
Расск.2:На славу уродилась репка
И в земле застряла крепко.
Никакого с репой сладу-
Тут на помощь кошку надо!
Жучка: Мурка! Кисонька! Беги!
Репку дергать помоги!
Кошка: Мя-у! Мур! Помочь я рада!
Все: тянут –потянут ,вытянуть не могут!
Рассказ1:Тут вприпрыжку
Выбегает мышка!
Мышка: Как хотите ,да иль нет,
Дам я вам один совет:
Надо всем вам друзья ,
Больше закаляться
Физкультурой по утрам
Надо заниматься
Вот я мышка, хоть мала
Но со спортом я дружна.
Хвостиком поведу,
Деду с бабой помогу!
Старики и все ребятки
Должны делать физзарядку!
Все дети выполняют «Веселую зарядку» под музыку.
Рассказ1:Друг за другом снова встали.
Все: Раз, два, взяли, раз, два взяли!
Вот и вытянули репку.
Расск.1:Сказке нашей конец, а кто слушал, молодец!
Вед: Пора теперь заканчивать,
Мы рады всем гостям,
Что выбрали вы время
И заглянули к нам!
Пусть эта «Книжкина неделя»
Продлится только до апреля,
Но вы читающий народ.
Любите книжку круглый год!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
Познавательно-речевой проект для детей средней группы "Книжкина неделя"
краткосрочный (недельный) проект для детей средней группы "Книжкина неделя"...
Познавательно – речевой творческий проект «Книжкина неделя» для детей первой младшей группы
В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Целью нашего проекта является привитие детям любви к книге....
Познавательно - речевой проект для II младшей группы "Книжкина неделя"
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участие в проектировании ставит детей и взрослых ...
Нод по речевому развитию в рамках логопедической недели Тема: «В поисках потерянных лучиков» в средней группе
-Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания); Упражнять детей в...
Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе «Экскурсия в библиотеку» в рамках итоговой недели «Книжкина неделя».
Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе «Экскурсия в библиотеку» в рамках итоговой недели «Книжкина неделя»....