Мастер - класс «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников»
материал
Мастер - класс "Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема мастер- класса
«Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников»
Подготовила: Овчинникова Т.И.
Цель мастер- класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи:
- Обобщение опыта по теме «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников»;
- Передача опыта путем прямого и комментированного показа игр, направленных на формирование активности и инициативы;
- Обмен опытом по использованию игр, данной направленности в практике;
- Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ход мастер- класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер - класса «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников». Для создания положительного настроя предлагаю вам поиграть.
- Ритуал приветствия:
«Легенда своего имени»
Цель: создание положительного эмоционального настроя группы.
Каждый участник должен подобрать прилагательное на первую букву своего имени: например: Катя – красивая, Марьяна - милая.
«Сердечки»
Цель: создание положительного эмоционального настроения.
Каждому из вас я сейчас раздам сердечко – вы должны написать на нём одно прилагательное о человеке в нашей группе и подарить его тому - кому вы хотели бы.
- Погружение в тему
Социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.
Необходимым условием развития инициативного поведения ребенка является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.
- Игра- ассоциация «Что такое инициатива?»
Цель: усиление познавательной активности педагогов, определение формулировки понятия.
Участники по кругу дают определение понятия «инициатива- это…»
Определение: Инициатива (Советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком – либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких – либо действиях.
Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
- Упражнение «Где проявляется инициатива»»
Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на полосках бумаги разные варианты ответов, участники зачитываю лишь те, которые правильные)
Варианты ответов:
-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-игра с правилами,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-выполняет прямые указания взрослого,
-задание по образцу,
-сюжетно- ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра – импровизация,
-моделирование,
-просмотр телепередачи.
Действительно, только в интересной содержательной деятельности проявляется инициатива и самостоятельность, ведущей из которых является игра. Игра является универсальной формой работы и выступает как основное средство развития этих качеств.
- Составление игрового практикума
Все вы знакомы с играми, которые используются в педагогической практике, предлагаю составить игровой практикум (участники разбирают цветные полоски с названиями игр, затем объединяются в компании по цвету полосок)
сюжетно- ролевые,
режиссерские,
театрализованные,
игры со строительным материалов,
игры- эксперименты,
игры- фантазирования,
игры с правилами,
спортивные,
развивающие,
словесные,
дидактические.
К какому виду классификации относятся эти игры? Найдите обруч с нужным названием и объединитесь в компании: творческие, игры с правилами.
Все эти игры способствуют решению ряда задач.
Давайте определим их вместе с вами. Отметьте галочкой только те задачи, которые, по вашему мнению, могут быть решены в процессе игровой деятельности.
- формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
- развитие произвольного внимания
- развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу
- учить решать арифметические задачи
- активизировать внимание, развивать мышление, речь
- установление последовательности событий
- развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов
- учить способам выполнения задания по образцу
- формировать умение сравнивать, классифицировать
- установление игровых правил
- учить порядковому счету
- использование выразительных средств
- формирование навыков общения
- формирование навыков совместной деятельности
- умение действовать по правилам
- умение выполнять роли в игре
- учить правила безопасного поведения с опасными предметами
- формирование умения вступать в разговор
- формирование умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости
- взаимодействия в коллективе.
Все игры способствуют развитию активности, таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности.
Итак, мы с вами определили задачи, которые решаются в процессе игровой деятельности.
Существуют специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности, развитию творчества, помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.
Кроме этих традиционных игр, в своей практике широко использую систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей самостоятельности и активности.
- Содержание блоков
Условно я их объединила в 4 блока:
- Игры на развитие познавательной активности
- Игры на внимание
- Игры на ориентировку и достижение цели
- Задания на развитие воображения
Давайте немного поиграем. На карточках написаны примерные задачи игр разной направленности.
Возьмите каждый по одной карточке и объединитесь в компании по их направленности задач (По залу расположены четыре обруча в соответствии с тематикой игр. Участники располагаются вокруг кругов и выбирают оратора, который обоснует принцип, по которому они объединились в компании).
Вопрос компаниям: почему вы выбрали именно этот круг?
- Верно, это направления игр.
7. Презентация игр
- Игры на развитие познавательной активности
Они характеризуются познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи;
- добиваться результата и анализировать его.
Игра: «Времена года»
Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.
Игра «Да-Нет»
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.
Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
Игровое упражнение «Кем (чем) был? Кем (чем) будет», «Что сначала, что потом?»
Цель: формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.
Предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котёнок – кошка, мальчик – мужчина. Далее игра усложняется: проводится без опоры на наглядность, отражаются изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течение некоторого периода времени. Например: весна – лето – осень – зима; семечко – росток – саженец – дерево и т. д.
-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками
Имитационная игра «Угадай, что я загадала»
Ведущий загадывает слово «Слон», участники задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.;
- Игры на внимание
Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Игра «Зачеркни кружок с точкой»
Задача игры: Развитие распределения внимания.
На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.
Игра «Слушаем и хлопаем»
Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.
Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:
Ёлка, ландыш, слон, ромашка.
Кукла, заяц, гриб, машина.
Виноград, река, лес, белка.
Лыжи, жираф, самолет, ваза.
По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.
-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками
- Игры на ориентировку и достижение цели
Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.
Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме.
Содержание: педагог прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно».
Игра «Бешеная муха»
Цель: научить детей ориентироваться на листе в клетку по словесным указаниям.
Содержание: раздать детям листочки бумаги в клетку и по одному черному кругу «муха». Выполнять указания ведущего.
- Задания на развитие воображения.
Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения, самостоятельность.
Игра «Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
Игра «На что похожи облака?»
Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.
-Одну игру из этого направления мы проиграем. Игра проводится с участниками
7. Моделирование
А сейчас я вам предлагаю заполнить предложенную таблицу играми из вашего личного опыта, а может быть и авторскими играми.
8. Заключение
Упражнение «Дерево успеха»
У вас на столах лежат ленточки трех цветов, давайте украсим дерево. Кто взял, что-то новое для себя – украсьте дерево зеленой лентой; кто считает, что было интересно – красной; кто считает, что было неинтересно – желтой. Наш мастер - класс закончился. Мне приятно видеть, что ваши представления о формировании активности и инициативы через игру значительно пополнились, я думаю, вы будете использовать их в своей практике. А вам я приготовила небольшие буклеты с набором игр на формирование активности и инициативы. Надеюсь, что они пригодятся вам в вашей работе.
Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Мастер- класса «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников»
Обобщение опыта по теме: "Игры, направленные на активности и самостоятельности у дошкольников". Обмен опытом по использованию игр, данной направленности в практике....
Мастер-класс "Игра, направленная на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и воспитателем, формирование доверительных отношений "Секрет"
Цель: Формировать желание общаться со сверстниками, преодолевать застенчивость, находить различные способы для достижения своей цели....
Мастер – класс «Игры на развитие инициативы и самостоятельности в двигательной активности».
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным сам...
Мастер-класс « Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».
Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалис...
Мастер- класс «Игры, направленные на формирование активности и самостоятельности у дошкольников»
Цель мастер- класса: Повышение педагогической компетентности педагогов по развитию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.Задачи:Создать условие д...
Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»1.Дидактическая игра «Герб города» Цель: закрепить представление детей о гер...