Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал

Козловская Ирина Викторовна

Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство – это период, когда ребёнок развивается стремительно быстро. Этот период является наиболее благоприятным  с точки зрения развития психических процессов дошкольника.  Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), в особенности, дети с общим недоразвитием речи (ОНР), заключается в недостаточной подготовки детского сада.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, требует необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, подход к процессу обучения и воспитания предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а это в свою очередь требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Немаловажное значение имеет развивающая среда.  Предметно – развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности и, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.

Построение коррекционно-педогогического процесса обусловлено определенными трудностями, а именно тем, что в таком учреждении категория детей с ОВЗ разнородна по своему составу. Это заключается, в первую очередь, с возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Позднее включение ребенка с ОВЗ с систему психолого педагогической диагностики также может  является замедляющим фактором.

Все больше детей в настоящее время нуждаются в коррекции нарушений речи. Открывается  огромное количество  логопедических центров, логопедические группы в ДОУ. Но логопеды, воспитатели этих групп, испытывают ряд проблем в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.

Основной  формой коррекционного обучения в детском саду являются – логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовке к школе.  

Можно отметить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми:

- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;

-преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;

- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;

- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие основных психических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение) [1].

В настоящее время наиболее эффективными формами и методами работы с детьми с ОНР являются: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, арт-терапия, фольклор.

Более практичной и удобной формой взаимодействия с детьми дошкольного возраста в ДОУ является игровая деятельность.

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. Именно с помощью игры  формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия.

Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. 

Основные коррекционно-развивающие игры для детей 4-5 лет, направленные на развитие основных психических процессов, мелкой моторики, также на развитие общих и умственных способностей и т.д.:

1.Игры на развитие слуховых реакций: “Оркестр”, “Что звучит?” «Где звучит игрушка?», “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

2.Игры на развитие понимания речи: “Собираемся на прогулку”, «Делай как я», «Поручение»

3. Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют и углубляют  границы умственных возможностей малыша, помогают в развитии сенсорных эталонов. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения.

4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности.

 Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добившись  определенного результата, ребенок  развивает целенаправленность собственных действий.

5. Детям с  ограниченными возможностями здоровья будут очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, содействуют снятию напряжения. [2, 3, 4].

Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости использования в обучении в игры, что помогает развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.

Игровое обучение — это форма учебного процесса, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

В связи с тем,  что у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации,  то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной для них форме.

Список литературы:

1.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.

2.Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет. – М.: АРКТИ, 2006.

3.Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.

4.Гришвина А.В. и др. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягко...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c ограниченными возможностями здоровья

Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c OВЗВ последнее время в нашей стране  фиксируется рост количества детей c ограниченными возможностями здоровья (OВЗ). ...

Использование координационных лестниц в комплексной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Детям на занятиях по физической культуре в детском саду необходимо осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рацио...