Использование координационных лестниц в комплексной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по физкультуре
Детям на занятиях по физической культуре в детском саду необходимо осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия интегрируя с другими видами деятельности.
Именно поэтому необходимо развивать ловкость детей, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям. Таким эффективным средством является координационно - скоростная лестница.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование координационных лестниц в комплексной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается ребенок. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Координационная способность — это умение наиболее правильно управлять своим телом, опираясь на чувства времени и темпа, оценку прилагаемых усилий, а также положение в пространстве.
Способности у всех детей не одинаковы. Они зависят от управляющих функций нервной системы. У одних они развиты лучше от рождения, у других — даже при наличии тренировок улучшаются медленно. Однако доказано, что координационные способности при соответствующих систематических тренировках могут быть значительно улучшены.
На занятиях по физической культуре с детьми для развития координации, я использую координационные лестницы.
Координационная лестница — это своего рода удобный и компактный тренажер для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости.
Она является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Упражнения на координационной лестнице заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее.
Методика работы на координационных лестницах.
По принципу «от простого к сложному». Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа. Вначале, чтобы вызвать у детей интерес, предлагаю детям простые упражнения: пройтись по лестнице, ступая в каждый пролет, пройтись, переступая через один, правым-левым боком. Попрыгать на одной ноге, на двух и т.п. Затем разучиваем упражнения с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе уделяю не скорости, а правильности выполнения движений. На втором этапе совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп. На третьем этапе используя знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности, подвижных играх. Закрепляя упражнения, можно проводить индивидуальную работу.
Координационная лестница не требует большой площади, ее использование возможно в маленьких спортивных залах, в группе, на улице, дома. В детском саду лестница используется, как для утренней гимнастики, разминок, физкультминуток, подвижных играх так и для развития основных видов движений. Как элемент полосы препятствий в играх – эстафетах.
Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, считалки) и координационной лестницы, способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее и лучше развивается его речь. Детям предлагается выполнять задания, произнося при этом короткий речитатив и постараться сделать это ритмично.
Используемая образовательная технология современна и актуальна. Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения, новый речевой материал и совершенствуют полученные знания.
Упражнения с использованием «скоростной (координационной) лестницы»
1. «Лошадка».
И. п. — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.
1. Шаг правой ногой с высоким подниманием колен в первую ячейку лестницы.
2. Шаг левой ногой с высоким подниманием колен в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).
Усложнение:
- Шагаем правым-левым боком.
- Шагаем спиной вперед
Выполнить упражнение до конца лесенки под стихотворение.
Едем, едем на лошадке.
По дороге гладкой.
В гости к нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету. (цокаем языком)
2. «Зайка»
И.п. — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.
1. Прыжок ноги вместе, поставив ноги в первую ячейку лестницы и так до конца лесенки.
Усложнение:
- Прыжок ноги вместе, поставив ноги в первую ячейку лестницы, далее прыжки через один пустой квадрат, так до конца лесенки.
- Прыжком ноги вместе-ноги врозь, поставив ноги снаружи первой ячейки лестницы, далее прыжок ноги вместе и так чередуя до конца лестницы.
- Чередуем хлопки- в первой ячейке лестницы хлопок перед собой, во второй- хлопок за спиной.
Выполнить упражнение до конца лестницы под стихотворение.
Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.
Подвижные игры
«По местам»
Цель: развитие координации движений, внимания, ориентировки в пространстве.
Задача: сориентироваться в пространстве и добежать до своей ячейки.
Ребята занимают ячейку на скоростной лестнице и запомнить свое место. Воспитатель подает сигнал. Играющие разбегаются. По второму сигналу воспитателя дети должны найти свое место и встать. Отмечает ребят, справившихся с заданием. Игру повторить 2-3 раза.
«Воробушки и автомобили»
Цель: развитие координации.
Задачи: развивать память, внимание, упражнять детей действовать по трем цветовым сигналам, выполнять бег врассыпную, использовать все пространство зала.
Ход игры: Каждый играющий занимает место в гараже (ячейке лестницы) получает руль (картонный или фанерный). По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время воспитатель поднимает флажок желтого цвета, дети переходят на ходьбу. На поднятый флажок красного цвета – «автомобили» останавливаются. На сигнал в «гараж» занимают ранее выбранную ячейку.
Игры на обогащение словарного запаса
Игра «Какой предмет? Что делает?»
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед (усложнение: с предметом- средним мячом, зажатым между коленями либо большим мячом для подбрасывания вверх)
Задачи: развивать умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов - признаков, действий, согласовывая их в числе и падеже с существительным.
Ход игры. Ребенок выбирает картинку или предмет, далее должен подобрать признак или действие к выбранной карточке. Ребенок называет как можно больше признаков или действий согласно показанным подсказкам символам. (усложнение: символы, разложенные в ячейки «лесенки», обозначающие определенный признак), перепрыгивая на по «лесенке» вперед на двух ногах или с предметом на каждое слово. Цель – дойти до конца «лесенки».
Игра «Большой – маленький»
Цель: развитие прыгучести, ловкости и координации.
Задачи: развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами с помощью карточек-символов.
Ход игры. Воспитатель раздает предметные картинки детям. Они по цепочке
называют существительные с увеличительными, уменьшительно-ласкательными суффиксами, перепрыгивая на одной ноге из одной ячейки «лесенки» в другую, преобразовывая существительное согласно символу, расположенному в ячейке.
Например: рука-ручка-ручища
заяц – зайчишка – зайчище
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
«Использование координационной лестницы в комплексной работе с детьми с нарушениями развития речи»
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что...
Обобщение педагогического опыта «Создание системы коррекционной работы и модели комплексного взаимодействия педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) в целях их успешной с
Гиперссылка на передовой педагогический опыт (свидетельство №836, от 29.05.2020 г.) выдано Министерством образования Сахалинской области.Обобщение опыта (yuzhno-sakh.ru)...
Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...
Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c ограниченными возможностями здоровья
Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c OВЗВ последнее время в нашей стране фиксируется рост количества детей c ограниченными возможностями здоровья (OВЗ). ...
Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование коррекционно-развивающих игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...