Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с применением этнопедагогических эллементов «Россия в былинах,сказках и песнях»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
«Россия в былинах,сказках и песнях»
Подготовлен воспитателем Логиновой О.М.
Цель: Формирование у детей основ патриотизма через знакомство с фольклором как сокровищницей русского народа, воспитание интереса и любви к культуре и истории России.
Задачи:
- Воспитание на основе содержание русских былин, сказок и песен уважения к традициям народной культуры;
- Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа;
- Знакомство с русскими народными инструментами;
- Погружение в мир сказок А.С.Пушкина;
- Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русского народного фольклора;
Обоудование:
Интерактивная доска, репродукцией «Три богатыря» В.Васнецова, муз.ролик «Во поле берёзка стояла», иллюстрации по былинам и по сказкам А.С. Пушкина, народные муз.инструменты, сундучок с загадками, цветок с заданиями по ходу занятия.
Предварительная работе:
Беседы о русском народном фольклоре, по мотивам былин, чтение сказок А.С.Пушкина, проведение анологий с русским народным фольклором, прослушивание русской народной музыки с анализом инструментов звучащих в произведении.
Ход занятия:
Ребята заходят в группу под русские народные мотивы, рассаживаются на стульчики перед столом на котором лежит цветок с заданиями.
Воспитатель:
- Ребята посмотрите какой цветок вырос у нас, на что он похож?
Ответы детей ...( цветик-семицветик)
-Может быть и у нашего цветка волшебные лепестки? Давайте посмотрим. (достаём первый лепесток)
I лепесток
Воспитатель:
Холмы,перелески, луга и поля-
Родная,зелёная наша земля
Земля где ты сделал свой первый шажок
Где вышел когда-то к развилке дорог
И понял, что это раздолье полей
частица Великой Отчизны твоей!
-Ребята о чём это стихотворение? Что мы называем Отчизной? (ответы детей)
-Скажите, а какие символы нашей страны вы знаете? (ответы детей)
-Назовите город который является столице нашей родины. (ответы детей)
-Ребята мы живём с вами в самой большой стране в мире, она богата просторами, ресурсами своим дружным народом и своей неповторимой культурой. И сегодня благодаря нашему волшебному цветку мы отправимся в путешествие по страницам древних былин, сказок и переливам хороводных песен. Давайте посмотрим что же нам предложит следующий лепесток. (открываем след.лепесток с заданием, читаем задание)
II лепесток
- «Найди волшебный сундучок» что же в нём ребятки? Вот для нас загадки.
( поочерёдно вытягиваем ленточки с загадками)
- По всем странам славится Русская красавица: Белые одёжки, Золото – серёжки, С расплетённою косой, Умывается росой. (БЕРЁЗА)
- Уверен, друзья, отгадаете вы Ту крепость старинную в центре Москвы. На шпилях её ярко звёзды горят, На башне там Спасской куранты звонят. (КРЕМЛЬ)
- Кукла – символ материнства И семейного единства. Сарафан её одёжка, Вся из дерева… (МАТРЁШКА)
- На столе стоит пузатый. Носик – кран его горбатый. Рядом пряники, конфеты… Загудит вдруг, как ракета, Запыхтит, из носа – пар! Тульский это… (САМОВАР)
- В озорные три струны Все в России влюблены. (БАЛАЛАЙКА)
- Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины. (МАСЛЕНИЦА)
- Ребята вы большие молодцы! Эти загадки о том уникальном с чем наша страна ассоциируется во всём мире.
- Давайте же посмотрим что же нам готовит следующий лепесток
III лепесток
- Ребята в древние времена по Руси путешествовали певцы-гусляры и потешные люди. Они радовали всех весёлыми песнями да серьёзными былинами. Именно из былин мы узнаем о том, как жили наши предки, русичи, как крестьянствовали, что их заботило и волновало.Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, её защищать, как готовить себя к ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость. Давай те же познакомимся с героями русских былин– могучими богатырями. ( проходим к интерактивной доске с репродукцией картины В.Васнецова «Три богатыря» на столах рядом разложены иллюстрации подвигов богатырей, а так же облачения и оружия воинов древней Руси)
- Обратите внимание на картину. Чья это работа? (ответы) Кто изображён на картине? Назовите богатырей. Кто из них старший? Кто младший? (ответы) Почему мы с вами определяем что это могучие воины?(ответы детей о облачении богатырей) Ребята какие подвиги наших богатырей вы знаете? (ответы детей сравниваются с иллюстрациями богатырских подвигов, обсуждаются)
-Благодаря таким могучим воинам наше государство превратилось в ту Великую страну в которой мы живём. А кто же сейчас защищает наши границы? (ответы)
-Ребята давайте ка посмотрим что же еще для нас приготовил наш цветок. ( открываем следующий лепесток.
IV лепесток
Воспитатель:«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок...»
В культуре каждого народа существует традиция рассказывать сказки, они наполнены народной мудростью, в них сокрыты знания о традициях и обрядах. Как же они дошли до наших дней? Из поколения в поколение рассказывая их своим детям люди передавали эти чудо сказки от матерей, бабушек, нянюшек к своим детям. И такая нянюшка была и у великого русского поэта А.С.Пушкина. Как же её звали? А какие сказки Пушкина вы любите?(ответы детей)
-Ребята посмотрите мне кажется что герои из сказок А.С.Пушкина заблудились и не могут найти свои сказки, давайте им поможем. (дети распределяют иллюстрации с героями сказок) Какие же сказки тут собрались?
-Какая тут сказка? (Сказка о мёртвой царевне) Чьё это зеркальце?Что говорила царица смотрясь в него?Как звали собачку семи богатырей?А почему тут яблоко? (ответы детей)
-Посмотрите герои какой сказки собрались здесь? (Сказка о рыбаке и рыбке)Чьё это корыто?Что старик закидывал в море? Что старику отвечала золотая рыбка? (ответы детей)
-А какая сказка ждёт нас тут? (Сказка о царе Салтане...) В кого превращался царь Гвидон?Что говорили о белке? Кем оказалась лебедь? (ответы детей)
-Посмотрите откуда к нам пришёл учёный кот? (Лукоморье)? Кто помнит как начиналась эта присказка? Что делал кот когда шел на право? Следы каких зверей встречались в Лукоморье?
-Спасибо вам что помогли нашим героям! Ребятки в сазках А.С.Пушкина живёт герой похожий на птицу охраняющую наши границы с герба нашей страны. Кто же это? (ответы детей, анализ сходства золотого петушка с двухглавым орлом)
-Понравилось вам в мире сказок А.С.Пушкина? Ребята посмотрите у нас остался последний лепесток. Что же он нам готовит?
V лепесток
Звучит народная музыка.
Воспитатель
-Ребята послушайте. Вам нравися? Говорят «В песне заключается душа народа...» Послушайте какие инструменты звучат в этой мелодии? (ответы) Пойдёмте с ними познакомимся.
Подходим к столу с инструментами.
-Ребята какие инструменты вам знакомы? (ответы) Посмотрите тут есть инструменты которые использовали в быту и вовсе не для музыки.Например РУБЕЛЬ приспособление для стирки и глажки белья, а вот и знакомые вам ложки. В старину люди не всегда были обладателями музыкальных инструментов и поэтому использовали для игры то что было под рукой.
Мы вокруг берёзки хороводом встали
Белые платочки мы в руках подняли
В хороводе мы идём
О тебе берёзонька песенку поём
Ребята песня приглашает нас в хоровод...(хоровод «Во поле берёзка стояла...»)
Проходим на стульчики
-Ребята вот и закончилось наше с вами путешествие. Вам понравилось? Что интересного вы узнали? Что вам понравилось? (ответы детей)
У нашей Родины такая богатая история,культура... Так щедра земля наша на великих, талантливых людей... Возможно,спустя много лет и о вас будут рассказывать в былинах, сказках и песнях как о великих сынах и дочерях своей страны...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию Подготовительной группы Тема: «Мир вокруг нас»
АктуальностьВ настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне, воспитания чувств собственного достоинст...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию. подготовительная группа Тема: «Чкаловск – родина моя»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.Цель занятия: Формировать уважительное отношение к малой Родине. Закреплять и обобщать элементарные знания об истории Чкало...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с применением нетрадиционной техники рисования (солью) «Дремлет лес под сказку сна»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с применением нетрадиционной техники рисования (солью) «Дремлет лес под сказку сна»...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе с применением ИКТ «В гостях у Феи Природы»
Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению...