Конспект НОД «Дерево держится корнями, а человек семьей» для детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
- создать условия для развития интереса к традициям семьи, через любовь к народному фольклору
- формировать представления о народном творчестве, его разновидностях ( сказки, потешки, колыбельные)
- расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества
- формировать представления о семье, семейных традициях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nodderevo_derzhitsya_kornyami_a_chelovek_semey.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Дерево держится корнями, а человек семьей»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создать условия для развития интереса к традициям семьи, через любовь к народному фольклору.
Задачи:
Обучающие
- продолжать формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, потешки, колыбельные);
- расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества;
- формировать представления о семье, семейных традициях.
Развивающие
- активизировать и обогащать словарь детей, через потешки, сказки, колыбельные;
- развивать познавательную активность, творчество, инициативность.
Воспитательные
- воспитывать интерес к произведениям народного творчества;
- поощрять желание вспоминать знакомые сказки, песенки, потешки и тд.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, Презентация «Народный фольклор» (Приложение №1); маски для драматизации сказки «Рукавичка»; куклы.
Предварительная работа:
1. Создание картотеки «Наши потешки», аудиотеки «Колыбельные»;
2. Подготовка презентации «Народный фольклор» (Приложение №1);
3. Работа с родителями - анкетирование «Русский народный фольклор» (Приложение №2), аудиозапись потешек (Приложение №1);
4. Беседы, игры с детьми.
Планируемые результаты:
Ребенок:
- знает основные литературные понятия по фольклору: песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки и тд.;
- умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
- создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
Ход:
1. Организационный момент:
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, дети встают в круг.
Воспитатель:
Небо, небо голубое
Солнце, солнце золотое
Дай нам, солнышко ответ
Ты нас любишь или нет?
Дарит солнце света луч
Освещает всё вокруг!
Мы берём в ладоши свет
Улыбаемся в ответ
- Давайте улыбнёмся солнышку, новому дню и друг другу.
Воспитатель: Ребята проходите, пожалуйста, и рассаживайтесь.
2. Вводная часть - мотивация:
Воспитатель:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело было и счастливо жилось.
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал.
Сам народ для себя песни, шутки слагал.
Колыбельные да сказки сочиняли,
Из уст в уста передавали.
Нам с вами тоже оставили,
Да вспоминать заставили (слайд №2)
- Рассказывать сказки, прибаутки, петь песни, потешки и колыбельные - это давние традиции русского народа. Они передаются из поколения в поколение и бережно хранятся в семье. И мы сегодня вспомним некоторые из них.
3. Основная часть:
Воспитатель: Наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились.
В записи звучит потешка «Ладушки», слайд №3
Воспитатель: Ребята вы узнали эту потешку?
Дети: Да
Воспитатель: Откуда вы её знаете?
Дети: Мама дома рассказывала, пела.
Воспитатель: Потешка - это весёлое произведения устного народного творчества. Они представляют собой короткие простые стишки, чтение которых сопровождаются жестами. Потешки, прежде всего, учат маленького ребёнка понимать человеческую речь и выполнять различные жесты, движения, которыми руководит слово.
Воспитатель: Давайте повторим все вместе потешку «Ладушки»
(дети повторяют с движениями потешку «Ладушки»)
Ладушки! ладушки!
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили,
А остынут, поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки прилетели,
Оладушки съели,
Оладушки съели,
Шу-у! и улетели.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, какие ещё вы знаете потешки.
Примерные ответы детей: «Водичка - водичка», «Сорока - белобока», «Петушок - петушок» и др.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть.
Игра «Узнай по голосу» (дети отгадывают, чья мама говорит потешку, слайд №4)
Воспитатель: Мамы и бабушки читают детям потешки в разное время. На каждый случай потешка у них припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребята, когда можно использовать эту потешку (слайд №5):
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд
Ответы детей: при расчёсывании, при заплетании косичек.
Воспитатель: Правильно, чтобы ребенок не убегал в другую комнату, завидев расческу, расскажем ему потешку о том, какой он красивый станет после того, как причешется.
- Следующая потешка (слайд №6):
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели
Чтобы смеялся роток
Чтоб кусался зубок
Ответы детей: при умывании.
Воспитатель: Ну, какой малыш любит умываться? И тут на помощь приходит эта потешка.
- Когда же произносят вот такую потешку? (слайд №7):
Вот они сапожки
Этот с левой ножки
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет
Наденем мы сапожки
Этот с левой ножки
Этот с правой ножки.
Ответы детей: при одевании.
Воспитатель: Ну конечно, во время сборов на прогулку с потешками легче и веселее одеваться.
- Ну а эту потешку, вы тоже узнаете (слайд №8):
Бай, бай, бай, бай
Ты собаченька, не лай
И в гудочек не гуди -
Наших деток не буди
Наши детки будут спать
Да большими вырастать
Они поспят подольше
Вырастут побольше.
Ответы детей: когда детки засыпают, ложатся спать.
Воспитатель: Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, и тогда детям ласково поют потешки перед сном.
Воспитатель: Ребята, у многих из вас есть младшие братья и сёстренки.
Я предлагаю вам выучить новую потешку и рассказать её дома (слайд №9):
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Воспитатель: А теперь немного разомнемся под веселую потешку:
«Ручки - ручки потягушки» (слайд №10)
Ручки-ручки - потягушки (разведите руки в стороны)
И ладошки - похлопушки. (похлопайте в ладоши)
Ножки-ножки - топотушки,
Побегушки, попрыгушки. (легко похлопайте себя по коленям)
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки!
Щёчки-цветочки - (ладонями попеременно слегка касайтесь щёк)
Чмок!
Мы проснулись! (покачайте головой)
Сладко - сладко потянулись
Всем друзьям улыбнулись! (широко улыбнулись)
В записи звучит колыбельная «Ой, люли, люлюшеньки»(слайд №11).
Воспитатель: Ребята, что за песенка прозвучала?
Дети: Колыбельная.
Воспитатель: Почему она так называется?
Дети: Её поют перед сном.
Воспитатель: Вспомните, какую колыбельную вам пела мама?
Дети: «Баю - баюшки - баю не ложись на краю, придет серенький волчок…»
Воспитатель: Колыбельная - это самая первая песня, которую слышит человек в своей жизни. Обычно это мелодия или песня, напеваемая для успокаивания и засыпания. Колыбельные песни появились в глубокой древности. Мать баюкала дитя и напевала простые, но ласковые слова. Понравившеюся песню повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя мелодию. Так и тянулось народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению (слайд №12).
(вызвать 4-5 девочек, девочки берут кукол и поют им колыбельную)
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок,
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Воспитатель: Во многих семьях существуют колыбельные, которые поют перед сном детям. И в семье Максимовых тоже есть своя колыбельная, которая передаётся из поколения в поколение (слайд №13). Эту колыбельную пела когда - то ещё прабабушка Алёны своим детям.
Ой, люлú-люлú-люлú,
Прилетели к нам гулú,
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Они стали ворковать,
Алёне спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте,
Дайте Алёнушке поспать.
Первая гуля говорит:
«Алёну спать надо валить!»
А вторая говорит:
«Надо кашкой накормить!»
Третья гуля говорит:
«Погулять надо сходить!»
Воспитатель: колыбельные нас совсем убаюкали, нужно немного развлечься и поиграть.
Проводится русская народная игра «Семь сыновей» (слайд №14)
Начинает педагог, дети сопровождают слова соответствующими движениями:
У Варвары, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей (показывают брови),
Вот с такими глазами (показывают большие глаза),
Вот с такими ушами (показывают огромные уши),
Вот с такой головой (показывают большую голову),
Вот с такой бородой (показывают длинную бороду).
Ничего они не ели,
Все на бабушку смотрели,
Делали вот так («бабушка» показывает любое движение, дети повторяют).
Игра повторяется по желанию детей, теперь они показывают движения.
Воспитатель: А кроме колыбельных, что еще рассказываю вам перед сном?
Дети: Сказки.
Воспитатель: Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Мы помним сказки с детства. И во взрослом возрасте найдется много людей, читающих и любящих слушать сказки (слайд №15).
Воспитатель: Вспомните, какие русские народные сказки вам рассказывали дома?
Ответы детей: Колобок, Теремок, Два мороза, Каша из топора, Морозко, Рукавичка, Курочка Ряба и тд. (слайд №16)
Воспитатель: Русские народные сказки делятся на три группы:
Сказки о животных
Волшебные сказки
Бытовые сказки
- Назовите, в каких русских народных сказках встречаются животные?
Ответы детей: Колобок, Гуси-лебеди, Сказка об Иване - Царевиче и сером волке, Сивка - бурка, Лиса и тетерев, Крошечка - Хаврошечка, Теремок и тд. (слайд №17)
Воспитатель: Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?
Ответы детей: ковёр - самолёт, сапоги - скороходы, ступа Бабы Яги, шапка невидимка, зеркальце и тд. (слайд №18)
Драматизация сказки «Рукавичка» (слайд №19)
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?
Какое настроение было у вас в начале?
А какое настроение сейчас?
Покажите свое настроение с помощью солнышка или тучки.
Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Колыбельные, потешки и сказки известны с давних времен. В детстве их слушали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Все это - традиции нашего народа и ваших семей. Мы вспомнили с вами потешки, колыбельные и сказки, которые рассказывали и пели вам ваши бабушки и мамы. Теперь каждый из вас может рассказать их своим друзьям и родственникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «Дерево держится корнями, а человек семьей»
Уважаемые коллеги предлогаю вашему вниманию конспектзанятия по правам ребенка.Целью занятия является формирование представления о семье как о людях, которые живут вместе, воспитывать желание заботитьс...
Конспект НОД по окружающему миру "Трудом человек славится" для детей старшего дошкольного возраста
Одним из основных принципов дошкольного образования является полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, что указано в Федеральном государст...
Мастер-класс для родителей «Дерево держится корнями, а человек семьей»
Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания....
Образовательный проект «Дерево держится корнями, а человек семьей»
Цель проекта: способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.Задачи:Образовательные:- формировать у детей представление о семье.Развивающие:- развивать коммуникативные навыки де...
Конспект спортивного праздника «Папа, мама, я — спортивная семья!» Для детей старшего дошкольного возраста
Конспект спортивного праздника «Папа, мама, я — спортивная семья!» Для детей старшего дошкольного возраста...
Проект по патриотическому воспитанию "Дерево держится корнями , а человек семьей"
Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям....