Проект по патриотическому воспитанию "Дерево держится корнями , а человек семьей"
проект

Погорелова Екатерина Николаевна

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevo_derzhitsya_kornyami_a_chelovek_semey.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Герб

                            городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7



Проект по патриотическому воспитанию
в старшей группе

«Дерево держится корнями, а человек семьей»

Подготовила:                      

                                                                   Воспитатель

Погорелова Е.Н.

             

                                               г. Химки 2019 г.                                                                              

                 Проект по патриотическому воспитанию

«Дерево держится корнями, а человек семьей»

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Ф. Бекон

(Фрэнсис Бэкон – великий мыслитель эпохи Возрождения Англии)

«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! »

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь - май)

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта: 

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

6. Укрепление связи семьи и ДОУ.

7. Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.

8. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь).

Цель: Анкетирование родителей, диагностика детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе определялась цель и основные задачи проекта. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработан перспективный план.

2 этап - формирующий (декабрь-апрель)

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, и привлечения к активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателей и родителей.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников.

3 этап - заключительный (апрель-май)

Цель: Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя семейный праздник   «День открытых дверей»: ООД «В гостях у Лесовичка» (интегрированное занятие с патриотической направленностью), семейное исполнение песни о Родине (мама, папа, сын и дочь – семья Приходько) – первая половина дня, совместный досуг «Пижамная вечеринка» - вторая половина дня.

  В рамках семейного праздника будет организована фотовыставка «Генеалогическое древо».

Актуальность проекта

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям особенно среднего  дошкольного возраста. Да детям доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут наши дети.

Но в последние годы в патриотическом воспитании детей в условиях семьи сегодня невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:

- отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов;

- незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;

- негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;

- отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.

Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Введение детей в тему проекта

Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети.

- Назовите, кого вы здесь видите? - Как можно назвать одним словом?

- Из скольких человек состоит ваша семья? Назовите.

- А знаете ли вы своих близких родственников? - Как нужно относиться к членам своей семьи?

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

«Для чего человеку семья? А что я знаю о своей семье»

Ввод в игровую ситуацию.

А поможет нам в этом разобраться Домовёнок «Кузя» (появляется игрушечный домовёнок, который присутствует на протяжении всего проекта) .Он живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. «Кузя» очень добрый и хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. Мы будем вместе с ним играть в игры, читать стихи и рассказы, а ваши родители будут нам помогать. Вместе с ними вы сделаете семейные альбомы, где поместите свои самые любимые и интересные фотографии.

/Родителям сообщается о проведении проекта, вывешивается объявление и план реализации проекта. Просьба к родителям обращаться при возникновении каких-либо затруднений, а так же учитывать мнение ребёнка, подхватывать его идеи, поощрять, вселять уверенность. /

Этапы проекта

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

Что я знаю о семье?

Что я хочу узнать?

Как я могу найти ответы на свои вопросы?

• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру

• Где работают родители

• Свой адрес • Что такое традиции?

• Откуда берется отчество?

• Что означает мое имя?

• Кто самый главный в семье?

• Кем работали бабушка и дедушка?

• Зачем празднуют день рождения?

• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?

• Когда мы поедем на дачу? • Спросить у мамы, папы.

• Спросить у воспитателя

• Спросить у друзей

• Прочитать в книгах

• Посмотреть в компьютере с мамой

Подготовительный этап:

• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;

• Опрос детей «Что я знаю о семье? »

• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья»: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», и т. д.

• Изучить историю составления родословной и составить рекомендации по ее составлению для родителей.

• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».

• Привнесение в группу предметов семейных фотографий.

• Подбор дидактического и наглядного материала для НОД, бесед и игр с детьми.

• Изготовление дидактических игр и пособий «Кому, что нужно для работы», «Генеалогическое дерево», «Обязанности в семье».

• Организация тематической библиотеки: иллюстрации, открытки, сюжетные картинки.

• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по темам «Семья», «Профессии», «Посуда», «Мебель».

• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.

• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;

• Организация выставки «Как две капли…», «Мама мое солнышко», «Генеалогическое древо»

Продуктивный этап.

Социально- коммуникативное развитие:

• Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций.

• Рассказ педагога о своей семье.

• Беседы: «Дружат в нашей группе мальчики и девочки», «Что такое семья», «Что такое традиции и традиции в нашей семье», «Права и обязанности в семье», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома, «Как мы отдыхаем», «Что такое родословная моей семьи», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении)

• Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

• Загадки о семье, профессиях, мебели и посуде.

• Заучивание стихов и потешек о семье.

• Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет? », «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь? », «Сломался стул/ игрушка»

• Игра – тренинг «Я потерялся», «Я один дома»(ОБЖ)

• Игра «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ)

• дидактические игры «Разложи по порядку»(картинки людей с учетом возрастных изменений, «Собери портрет из деталей», «Радость или огорчение» (родителям от поступков детей, игра с фишками, «Бабушкино лукошко» (вредная и полезная еда, «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки? », «Что из чего? », «Четвертый лишний», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения», лото, «Собери матрешку», «Что сначала, что потом» (сервировка стола)

• сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».

• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.

• Ситуативное обсуждение домашних рецептов /отзывы о приготовлении блюд дома/

• Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой… »

• Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса»

Познавательное развитие:

проведение сравнительного анализа с фотографиями родственников «Чем похожи? ».

конструирование из строительного материала «Мой дом - моя крепость»;

конструирование из бумаги «Сердце» (техника оригами) .

• Формирование целостной картины мира:

Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Путешествие в мир посуды», «Веселая семейка мебели».

Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», Федорино горе», «Мойдодыр».

Речевое развитие:

• Разучивание стихов, песен, хороводов.

• Рассматривание иллюстраций картин (портретов, составление описательных рассказов по алгоритму.

• Дидактические игры «Один-много», «Какой? Какая? Какие? », «Придумай загадку» (упражнение в описании предмета, «Назови ласково», «Какое слово отличается от других? », «Закончи предложение», «Какое слово самое короткое? ».

• чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас? », Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», К. Ушинский «Косточка»., М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик- семицветик », Е. Пермяк «Мамина работа», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Белов «Мамина дочка», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т. А. Шорыгина «Похищенное имя», Б. Житков «Чудесное имя».

• Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».

• Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

• загадки по теме

• Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы? », «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа»

• Словесные игры «Радио», «Кто старше/ младше? », «Заверши предложение», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют? ».

Художественно-эстетическое развитие:

• прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

• разучивание колыбельных песен

• рисование «Мой дом», «Моя семья» (по шаблону, «Чайный сервис» (закрепляем дымковский орнамент, «Хохломские ложки расписные», «Кресло»

• рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки»

• аппликация «Фартук для бабушки», «Блюдце гжель» (объемная аппликация)

Физическое развитие:

• подвижные игры: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим… » (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы»,

• Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек, игра-соревнование «Разложи рабочую и праздничную одежду»(с обручами)

• Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал? »

• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»

• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники», а также по темам проекта (посуда, мебель)

• Игры с крупами для развития мелкой моторики ««Поможем бабушке рассортировать семена для посадки»

Заключение

В настоящее время проект “Любовь к Родине начинается с семьи” актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, так как именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и многие другие.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном или дочерью не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание « Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Родительское собрание проводится в виде викторины между родителями и детьми. Материалом для викторины служат пословицы и поговорки о семье и о труде.  К собранию  прилагается презентация....

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Уважаемые коллеги предлогаю вашему вниманию конспектзанятия по правам ребенка.Целью занятия является формирование представления о семье как о людях, которые живут вместе, воспитывать желание заботитьс...

Мастер-класс для родителей «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и               семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания....

Образовательный проект «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цель проекта: способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.Задачи:Образовательные:- формировать у детей представление о семье.Развивающие:- развивать коммуникативные навыки де...

Проект "Дерево держится корнями, а человек семьёй".

Для ребёнка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни дошкольника. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде....

Проект "Дерево держится корнями, а человек семьей"

В.А. Сухомлинский сказал: « Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастл...

Конспект НОД «Дерево держится корнями, а человек семьей» для детей старшего дошкольного возраста

- создать условия для развития интереса к традициям семьи, через любовь к народному фольклору - формировать представления о народном творчестве, его разновидностях ( сказки, потешки, колыбельные)...