Консультация "Воспитательная роль сказок"
методическая разработка (старшая группа)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_rol_skazok.docx | 143.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»
Консультация для воспитателей на тему: «Воспитательная роль сказок»
Подготовила воспитатель:
Никонорова Нина Васильевна
г. Москва, г. о. Троицк
ноябрь 2020 г.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.
Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.
На примере русских народных сказок дети учатся культуре общения, культуре поведения.
- Сказка «Волк и семеро козлят» поможет рассмотреть правила общения с чужими людьми и правилам поведения ребенка, который остался дома один.
«Теремок» - нравственный урок «В тесноте, да не в обиде».
Сказки подсказывают как себя вести в трудных ситуациях или как себя не надо вести.
Например, «Морозко» прославляет трудолюбие, терпение, скромность и показывает, что бывает со злыми и ленивыми. «Репка» учит, что, позвав на помощь других, можно решить то, что не под силу одному. «Колобок» показывает малышу, что может произойти, если убежать от мамы и папы. В сказке «Хаврошечка» герои были наказаны за злые дела и награждены за добрые!
Тема эта увлекательная и поистине неисчерпаемая.
Сказка - это игра!
Сегодня у нас есть все или почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития маленького человека. Условия для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически. Чтобы образовать и развить его ум. Чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.
Дети любят сочинять сказки сами. Об этом нужно помнить, развивая творческие способности дошкольников. Основная цель обучения детей сочинению сказок – сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умения управлять им. А одна из задач – показать родителям, как читать и обсуждать с ребенком художественные произведения, дать представление о некоторых приемах и способах подобной работы.
Все более творческой становиться работа каждого воспитателя. Ибо воспитатель — это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.
И дети в нашей группе любят придумывать сказки. Чудесные сказки оформляются в книжечки. Традиция в нашей группе - это чтение сказок перед дневным сном, прослушивание аудио сказок. Детям это очень нравиться!
Рекомендации при работе над сказкой:
- При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить какие-то негативные стороны его личности, и развить позитивные.
- Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей.
- Не рекомендуется давать детям книжки с картинками во время прослушивания сказок. Дело в том, что детское восприятие отличается от восприятия художника, нарисовавшего их.
- Читая несколько сказок одну за другой, обязательно разделяйте их заключительной фразой. Следите за свое дикцией, выговаривайте четко все звуки. В обратном случае ребенок может перенять от вас неправильное произношение, а избавиться от него будет крайне затруднительно.
- Малыш должен понимать, что происходит в сказке. Если вы заметили, что с первого раза он не совсем уяснил ее смысл, перечитайте ее еще раз. При частом чтении сказок у детей будет развиваться любовь к чтению.
- С помощью сказок можно направить детскую фантазию в положительное русло. Для этого нужно постоянно обращать внимание малыша на положительных героев. Воспитание детей при помощи сказок - это всем доступное и в то же время очень эффективное средство развития детской психики. Оно формирует жизненно необходимую уверенность в себе и в своих силах.
- Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.
Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения с помощью сказок.
- Чтение сказок.
- Беседа по прочитанному.
- Дискуссия по прочитанному.
- Проигрывание ситуаций.
- Выставки (книг, творческих работ, рисунков).
- Театрализация.
- Придумывание сказок.
Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на ребенка. Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказок в воспитании опрятности детей 3-4 лет на примере сказки «Туфельки».
Эта сказка помогает объяснить ребенку, как отличать на какую ножку какую обувь одевать, почему нельзя путать левую и правую обувь....
Роль сказок в воспитании детей
Сказка играет огромную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Она способствует развитию красивой, связной, правильной речи. Сказка оказывает влияние на формирование нравственных чувств: доброты...
Роль сказок в жизни детей
консультативный материал для родителей...
"Роль сказок в экологическом воспитании дошкольников"
сообщение из оппыта работы...
статья: "Роль сказок в воспитании дошкольников"
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, прост...
Роль сказок в воспитании.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят...
Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста.
Как известно дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, реб...