Проект «Народно прикладное искусство»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мягкова Анна Сергеевна

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народно прикладное искусство»

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

По продолжительности: март – май 2023 г

Участники проекта: дети подготовительной  группы и их родители, воспитатели.

Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».

Задачи проекта:

  • продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
  • учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
  • учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
  • продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
  • развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
  • формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
  • знакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков). 

Формы реализации:

  • беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
  • рассматривание видов росписи;
  • выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • выполнение работ из глины;
  • подвижные и малоподвижные народные игры;
  • работа с родителями:
  • совместные работы с детьми;
  • консультация для родителей;
  • беседы;
  • обогащение предметно-развивающей среды;
  • создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.

Актуальность проекта.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».

 Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Гипотеза.

        Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно – патриотических чувств.

Предполагаемый результат.

  • развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
  • создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
  • умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

Продукт проектной деятельности: Выставка: «Многообразие русских народных промыслов»

Реализация проекта через разные виды деятельности.

Образовательные

  области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

1. Беседы: «О народном творчестве»; «Есть на Волге город древний, по названью – Городец»; «В мастерской дымковской игрушки»; «Жостовские подносы»; «Золотая хохлома»; «Весёлые матрёшки».

2. Познавательные занятия:

«Дымковская игрушка».

«Русская матрёшка».

«Хохлома».

«Сине-голубое чудо гжели».

«Знакомство с городецкой росписью. Городецкие мастера».

3. Рассматривание фото и иллюстраций о русском народном творчестве: «Дымка», «Золотая хохлома», «Гжель», «Городец», «Жостово», «Матрёшки».

Речевое развитие

В. Крупин «Дымка».

Л. Печникова «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька».

Е. Благинина «Пёстрый хоровод».

«О хохломе» В. Боков; «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева.

П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко».

Русские народные песенки, потешки, пословицы.

Т. Дёмина «Голубая гжель»; «Частушки о городце» И. Кодухина; Сказка «Чудо – птицы» Т. Тимофеева.

Художественно-эстетическое

развитие

Рисование:

«Роспись дымковской игрушки».

«Дымковские кони».

«Раскрась матрёшку».

«Роспись миски хохломским узором».

«Доски с хохломским узором».

«Рисование гжельских цветов».

«Гжельский чайник».

«Роспись доски - городецким узором».

«Жостовский орнамент».

Лепка:

«Конь».

«Весёлые матрёшки» - плоскостная фигурка (пластилинография).

«Чашка с блюдцем».

Частушки о жостовских подносах.

Л. Гулыга «Частушки о матрёшках».

Песни на мелодию р.н.п. «Ой, вставала я…».

Слушание сюиты «Музыка русских узоров» ст. П. Синявский, муз. Ю. Чичкова.

Исполнение парного танца.

Физическое

развитие

Подвижные игры:

«Горелки», «Гори-гори ясно».

Народная игра – хоровод «На горе-то калина».

«Ворон», «Подсолнухи», «Весёлые ребята».

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Назови дружную семью матрёшки».

«Продолжи узор».

«Собери гжельскую розу».

«Угадай, какая роспись?»

«Составь узор».

«Найди свой элемент».

«Дорисуй».

«Продолжи роспись».

«Узнай узор по знакомым элементам».

Сюжетно-ролевая игра:

«Магазин промыслов».

Настольно-печатные игры: 

 «Домино».

«Народные промыслы».

Культурно-досуговая

деятельность

Выставка детских работ «Неделя народных мастеров».

Составление альбома «Красота своими руками».

Открытие мини-музея «Чудо-роспись».

Презентация проекта «Народно-прикладное искусство» для родителей (в электронном виде).


Перспективное планирование с детьми по проекту.

Месяц

Работа с детьми

Март

Введение в ситуацию.

1.Беседа: «Знакомство с русским народно-декоративно прикладным искусством».

2. Рассматривание фотографий, иллюстраций о народном творчестве (проект Коловановых).

3. Познавательное занятие «Дымковская игрушка».

4. Рисование «Роспись дымковской игрушки».

5. Защита проекта «Дымка» Игнатьевой Маргариты.

6. Лепка «Конь».

7. Чтение В. Крупин «Дымка».

8. Рисование «Дымковские кони».

9. Познавательное занятие «Русская матрёшка».

10. Защита проекта «Русские матрёшки» Калачевой Виктории.

11. Рисование «Раскрась матрёшку».

12. Лепка «Весёлые матрёшки» - плоскостная фигурка (пластилинография).

13. Д/и «Назови дружную семью матрёшки», «Продолжи узор».

14. П/и «Горелки», «Гори, гори ясно».

15. Чтение худож. литературы «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька» Л. Печникова. Е. Благинина «Пёстрый хоровод», частушки о матрёшках Лена Гулыга.

Апрель

1. Познавательное занятие «Хохлома».

2. Защита проекта «Золотая хохлома» Протасовой Маргариты.

3. Чтение худ. литературы «О хохломе» В. Боков, «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева.

4. Песня на мелодию р.н.п. «Ой, вставала я …».

5. Рисование «Роспись миски хохломским узором».

6. Проведение нар. игры: хоровод «На горе-то калина», «Горелки».

7. Слушание сюиты «Музыка русских узоров» ст. П. Синявский, муз. Ю. Чичкова.

8. Рисование «Доски с хохломским узором».

9. Познавательное занятие «Сине-голубое чудо гжели».

10.Защита проекта «Сине-голубая гжель» Веретенниковой Вари.

11. Рисование «Рисование гжельских цветов».

12. Чтение худож. литературы П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко»; русские народные песенки, потешки, пословицы.

13. Лепка «Чашка с блюдцем».

14. Чтение худ. литературы Т. Демина «Голубая гжель».

14. Д/и «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись?».

15. Рисование «Гжельский чайник».

16. Исполнение парного танца.

17. Размещение материалов в мини-музей «Чудная роспись».

Май

1. Беседа «Есть на Волге город древний, по названью – Городец».

2. Познавательное занятие «Знакомство с городецкой росписью. Городецкие мастера».

3. Защита проекта «Городецкие узоры» Степановой Влады.

4. Рисование «Роспись доски городецким узором».

5. Чтение худ.литературы: частушки о городце. И. Кодухина; сказка «Чудо птицы» Т. Тимофеева.

6.  Д/и «Составь узор»,  «Найди свой элемент», «Дорисуй», «Продолжи роспись».

7.  Оформление альбома «Красота своими руками».

8. Сюжетно – ролевая игра  «Магазин промыслов».

9. Беседа с детьми о жостовских узорах.

10. Защита проекта «Жостовские узоры» Дроботенко Егора.

11.Чтение худож. литературы:  «История происхождения росписи на подносе» Л. Кирюхина,  частушки о жостовских подносах.

12.Защита проекта «Павло-поссадские платки» Ташбаевой Ули.

13. Презентация проекта (для родителей) в электронном виде.

14. Настольно-печатные игры: «Домино», «Народные промыслы».

15. Проведение народной игры «Ручеёк».


Используемая литература:

1. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006 г.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008 г.

4. «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб.: Акцидент, 1997 г.

6. Романова А. Ф. Народные промыслы. 2003 г.

7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

8. Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

9. Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.

10. Соломенникова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.

11. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961 г.

12. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Сказочная Гжель». 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народно-прикладное искусство"

Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, ...

Проект "Народное прикладное искусство"

ull; Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству....

Проект "Народно-прикладное искусство"

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства,...

Проект народно – прикладное искусство «Хохломская роспись»

         Проект народно – прикладное искусство«Хохломская роспись"Давным-давно жил мастер который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в ...

Проект «Народно-прикладное искусство»

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое бол...

Проект "Народно-прикладное искусство"

Проект в подготовительной группе...

Долгосрочный проект «Народно-прикладное искусство»

Долгосрочный проект «Народно-прикладное искусство»...