«Технология развития критического мышления дошкольников». Прием « Таблица ЗХУ»
учебно-методический материал

Махмутова Гульнара Альбертовна

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В своей работе с детьми я использую такие технологии как: информационные компьютерные, здоровье сберегающие технологии, применение упражнений и игр на развитие психических способностей, проектную деятельность, использование исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.

Актуальность технологии развитиякритического мышлениясостоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1» городского округа закрытое административно-территориальное образование                                  город Межгорье Республики Башкортостан. 

          «Технология развития критического мышления дошкольников»

                                            Прием « Таблица ЗХУ»

                                                                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                                                                         Воспитатель:  Махмутова Г.А.


                                                                    Межгорье 2022 г.

                

                       

                     «Технология развития критического мышления у дошкольников».

Цели и задачи применения данной технологии:

• 1) Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.

• 2) Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.

• 3) Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В своей работе с детьми я использую такие технологии как: информационные компьютерные, здоровье сберегающие технологии, применение упражнений и игр на развитие психических способностей, проектную деятельность, использование исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.

Актуальность технологии развития

критического мышления

состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Цель моей работы над опытом:

Подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.

Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:

• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

• пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

• брать на себя ответственность;

• участвовать в совместном принятии решения;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

• умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

Структура технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

Эта стадия позволяет дошкольнику:

-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Приёмы развития критического мышления:

• ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

• Синквейн

• Корзина идей

Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм образовательной деятельности.

Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.

Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)

Этот прием используют с детьми трехлетнего возраста и старше. Объявляют  детям тему недели. Затем спрашивают, что они знают по этой теме. Записывают их высказывания либо вывешивают на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдают красную звездочку (вырезают из цветной бумаги). Спрашивают у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записывают их высказывания, выдают  ребенку зеленые звездочки за каждое. После того, как воспитатель отвечает  на все вопросы по объявленной теме и расскажут всю имеющуюся у педагога информацию, спрашивают у детей, что они узнали нового. Снова записывают  высказывания, выдают желтые звездочки за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет тему можно повторить на следующий день.

Пример: Тема – «Дикие животные».

Спрашивают  у детей:

-А что вы знаете о диких животных? (дети могут ответить, что они живут в лесу, добывают сами себе пропитание, есть травоядные, а есть хищные животные, они покрыты шерстью, волки живут стаями) (за каждое дается красная звезда) -А что бы вы хотели узнать о диких животных (дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос -желтая звезда)

Затем, педагог  старается  дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые  нужно найти  ответ. В таких случаях  говорим детям, что я обязательно об этом узнаю и расскажу завтра и выполняете свое обещание. На следующем этапе  спрашиваем  у детей: Что вы узнали?

(дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю желтую звездочку) Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, повышает их интерес к теме, так как цель занятия они поставили сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Синквейн как прием технологии развития критического мышления

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Составление синквейна требует от ребенка умение находить в излагаемом материале наиболее сущес...

Материал для семинара-практикума "Технология развития критического мышления дошкольников"

laquo;Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».Д. Халперн...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников».

Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления. Задачи:1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и ст...

Консультация для педагогов "Кластер" - прием технологии развития критического мышления (ТРКМ)

quot;Кластер" - прием технологии развития критического мышления (ТРКМ), позволяющий обобщить и систематизировать материал по определенной теме, используя графическое оформление....