Консультация для педагогов "Кластер" - прием технологии развития критического мышления (ТРКМ)
консультация

Вяткина Лариса Георгиевна

"Кластер" - прием технологии развития критического мышления (ТРКМ), позволяющий обобщить и систематизировать материал по определенной теме, используя графическое оформление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Кластер" - прием технологии развития критического мышления (ТРКМ), позволяющий обобщить и систематизировать материал по определенной теме, используя графическое оформление.
В центре записывается или схематично зарисовывается ключевое понятие - тема. Около отходящих от центральной картинки (слова) лучей зарисовываются или записываются понятия, связанные с ключевым. Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные "Кластеры" (картинки, фотографии, рисунки, схемы).
Создавая "Кластер", фиксируйте в нем все, что приходит в голову, постарайтесь построить как можно больше связей. Для рисунков хватает ватмана, но если детей много, то необходимо склеить пару листов. Кластер находится в группе несколько дней, дети время от времени подходят к нему, рассматривают, беседуют друг с другом. Таким образом, у детей будет возможность вернуться к ним, если будет желание.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения. Универсальность кластера в том, что этот прием могут использовать все педагоги ДОУ: воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи и другие специалисты. Я, например, оформляла более доступный метод кластера-«Планета и спутники». После беседы и обсуждения очередной темы, мы приступали к оформлению кластера: «Чем питается ёжик», «Что такое доброта», «Кто такая мама», «Что такое свет?», «Природа Алтайского края..», «Наш город Рубцовск», «Космос это…».

Наступила весна. А значит пора разбить огород на окне. Ребята не остались в стороне. Но что же посадить? Как выбрать?
Пожеланий и предложений от детей было много, но после обсуждения, что не всё может вырасти на подоконнике, решили посадить рассаду помидоров и огурцов для нашего огорода на участке, посадили луковицы для зелёных пёрышек, чтобы кушать его на обед. Свои предложения отразили в кластере-«Чудо огород». И вот теперь на нашем огороде растут различные овощи.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Применение кластера.

Метод кластера может применяться во время образовательной деятельности, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания. В последнем случае важно наличие у дошкольника определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения метода.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста? 

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.


Существует несколько видов кластеров:
1. Кластер – схема «Гроздь»
 показывает взаимосвязь между крупными и мелкими смысловыми единицами. Например, классификации транспорта, мебели, посуды можно изобразить в виде «Грозди».
2. Кластер – схема «Логическая цепь» показывает последовательность, цикличность или взаимосвязь объектов, явлений. Дети могут изобразить с помощью цепочки последовательность развития растений, времен года и т.д. В «перепутанных логических цепочках» дети находят ошибки и исправляют их.
3. Кластер – схема «Планета и спутники» наиболее простой и доступный, даже для младших дошкольников, прием: Вокруг ключевого слова пишутся его признаки, характеристики, образы. Например, в центре написано слово «волк», а вокруг располагаются прилагательные – определения: «серый», «злой», «зубастый», «голодный», «дикий» и др.
4. Кластер – «Таблица» помогает сравнивать, классифицировать, сопоставлять предметы и явления. Сравниваемые предметы или явления располагают по вертикали, а характеристики - по горизонтали.
В работе над кластером важно дать волю воображению и записывать все возникающие идеи.

Выводы. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  



Предварительный просмотр:

 

                 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:


1. Не бояться записывать все, что приходит на ум.  Дать волю воображению и интуиции.


2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.


3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. 

Составление кластера:

1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм»), подходящие для данной темы (модель «хаос»)

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

     

Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста? 

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

       Технология развития критического мышления направлена на формирование у детей навыков принятия обоснованных решений, работы с информацией и анализа явлений. Ее основные приемы включают кластеры – графический метод систематизации информации. Кластеры могут быть представлены в нескольких видах: "гроздь", "логическая цепь", "планета и спутники" и "таблица". Эти методы подходят для работы с детьми всех возрастов и на различных занятиях. Например, при использовании кластера "планета и спутники" дети могут исследовать темы, такие как природа, город или космос. Универсальность кластеров заключается в их доступности и возможности применения всеми педагогами дошкольных учреждений.

                                                                                                                                                                                   

Кластер пришел из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.

Кластер - это графический метод, который помогает структурировать обширную информацию, облегчая её восприятие. Эта визуальная техника способствует формированию у детей целостного понимания окружающего мира.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство»

Буклет

«Активные методы обучения в ДОУ. «Кластер»
Воспитатель:

Вяткина Л.Г.

         

г. Рубцовск

2024 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Дикие животные" с детьми средней группы (ТРКМ)

Технология развития критического мышленияСамый распространенный из приёмов ТРКМ - Кластер. Предлагаю вам конспект НОД направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Материал...

Синквейн как прием технологии развития критического мышления

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Составление синквейна требует от ребенка умение находить в излагаемом материале наиболее сущес...

«Технология развития критического мышления дошкольников». Прием « Таблица ЗХУ»

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является р...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования"

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста  является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формиро...