Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа
методическая разработка
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.marshrut.docx | 26.46 КБ |
iom_iop_abankina.docx | 65.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут для ребенка 5-6 лет с ЗПР на 2022-2023 учебный год
Ф.И. ребенка __________________________________________
Основные направления коррекционной работы:
Ознакомление с окружающим | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Формирование первичных представлений о смене времен года. | |||
2 | Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними. | |||
3 | Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначениям и функциям (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь). | |||
4 | Формирование представлений о значении труда взрослых. | |||
5 | Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни. |
Формирование элементарных математических представлений | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный ) | |||
2 | Обучение группировки предметов по цвету, величине форме. | |||
3 | Обучение использованию слов большой, маленький. | |||
4 | Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). | |||
5 | Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного). | |||
6 | Обучение прямому счету до 5 .Учить соотносить цифры 1,2,3,4,5 с количеством предметов. | |||
7 | Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными. |
Сенсорное развитие | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Развитие ориентировки в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову). | |||
2 | Формирование внимания к неречевым звукам, умение узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек). | |||
3 | Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый-квадратный), цвету (красный-желтый-зеленый-синий) предметы. | |||
4 | Освоение элементарной комбинаторики – размещение по заданному признаку: цвету, величине. | |||
5 | Формирование умения узнавать предметы на ощупь. |
Развитие психических функций | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. | |||
2 | Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций. | |||
3 | Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов ( игрушек, одежды, обуви ,посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например, три зайца и один самолет) | |||
4 | Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками. |
Развитие временных и пространственных представлений | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (сверху, внизу, впереди, сзади). | |||
2 | Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. |
Конструктивный праксис | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами). | |||
2 | Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно. | |||
3 | Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно. | |||
4 | Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски (Сегена) с 4-8 прорезями. | |||
5 | Построение фигур из 3-4 палочек. | |||
6 | Работа с палочками Кюизенера |
Развитие графических навыков | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Учить правильной посадке | |||
2 | Учить правильному захвату карандаша. | |||
3 | Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист. | |||
4 | Учить рисовать вертикальные, горизонтальные и кривые линии. | |||
5 | Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. | |||
6 | Учить изображать геометрические формы. |
Уровень развития по результатам диагностики на конец года _________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог Семенова С.М.
Родитель:________________________
Ознакомлены _____________________
Индивидуальный маршрут для ребенка 6-7 лет с ЗПР на 2022-2023 учебный год
Ф.И. ребенка __________________________________________
Основные направления коррекционной работы:
Ознакомление с окружающим | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Формирование первичных представлений о смене времен года. | |||
2 | Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними. | |||
3 | Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначениям и функциям (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь). | |||
4 | Формирование представлений о значении труда взрослых. | |||
5 | Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни. |
Формирование элементарных математических представлений | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный и т.д) | |||
2 | Обучение группировки предметов по цвету, величине форме. | |||
3 | Обучение использованию слов большой, маленький. | |||
4 | Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). | |||
5 | Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного). | |||
6 | Обучение прямому счету до 10 .Учить соотносить цифры с количеством предметов. | |||
7 | Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными. |
Сенсорное развитие | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Развитие ориентировки в цвете | |||
2 | Формирование внимания к неречевым звукам, умение узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек). | |||
3 | Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый-квадратный), цвету (красный-желтый-зеленый-синий) предметы. | |||
4 | Освоение элементарной комбинаторики – размещение по заданному признаку: цвету, величине. | |||
5 | Формирование умения узнавать предметы на ощупь. |
Развитие психических функций | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. | |||
2 | Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций. | |||
3 | Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов ( игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например, три зайца и один самолет) | |||
4 | Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками. |
Развитие временных и пространственных представлений | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (сверху, внизу, впереди, сзади). | |||
2 | Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. |
Конструктивный праксис | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами). | |||
2 | Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно. | |||
3 | Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно. | |||
4 | Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски (Сегена) с 4-8 прорезями. | |||
5 | Построение фигур из 3-6 палочек. | |||
6 | Работа с палочками Кюизенера |
Развитие графических навыков | 1 период | 2 период | 3 период | |
1 | Учить правильной посадке | |||
2 | Учить правильному захвату карандаша. | |||
3 | Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист. | |||
4 | Учить рисовать вертикальные, горизонтальные и кривые линии. | |||
5 | Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. | |||
6 | Учить изображать геометрические формы. |
Уровень развития по результатам диагностики на конец года _________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог Семенова С.М.
Родитель:________________________
Ознакомлены _____________________
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «СКАЗКА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
и допущено к работе приказом заведующего
ППк МАДОУ №1 «Сказка»
Протокол № 2 от «12» января 2022г. от «13» января 2022г. № 17-0
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа
ребёнка-инвалида 2015 года рождения
Группа: компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
от 6 до 7 лет
на 2021-2022 учебный год
г. Мегион
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению основной образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Оглавление
- Общие сведения
- Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы
- Создание «безбарьерной» среды
- Специальные условия педагогического процесса
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Освоение образовательной программы
- Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа
- Формирование социальной компетентности
- Работа с родителями
- Список литературы
I.Общие сведения
Ф. И.О. ребенка………….. Дата рождения: 08.04.2015 Группа: компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи Адрес: г. Мегион, ул. Ленина, д. 14, кв.7 Тел. 26100 | Ф.И.О. родителей: мать – Маргарита Владимировна А. отец – Владимир Викторович | Ф.И.О. воспитателей: Имашева Лидия Нуримановна Сайфуллина Альфия Ибрагимовна | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-дефектолог – Семенова Светлана Мухарамовна Учитель-логопед- Латыпова Лилия Салаватбатыровна Педагог-психолог – Жемчужная Оксана Валерьевна Музыкальный руководитель: Гришаева Ольга Витальевна Инструктор по физической культуре Усынина Марина Владимировна Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение: Задержка психического развития, слабослышащая. Рекомендовано: Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для слабослышащих обучающихся с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. Форма получения образования: в группе компенсирующей направленности. Тьюторское сопровождение обучающегося: осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП Коррекционные индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, младшего возраста первой ступени общего образования на доступном ему уровне и программа под. редакцией Боряковой Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) | ||
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной деятельности. | ||
Режим пребывания ребенка в дошкольном учреждении | Режим полного дня (5 дней в неделю) | ||
Взаимодействие специалистов в дошкольном учреждении | - Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - II Группа физических занятий – подготовительная | ||
Рекомендации офтальмолога | - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления. | ||
Противопоказания | - Нельзя работать на слишком большом расстоянии |
II.Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Индивидуальные, групповые | Воспитатели Имашева Лидия Нуримановна Сайфуллина Альфия Ибрагимовна |
Логопедические занятия | 4 раза в неделю индивидуальные, 3раза в неделю-групповые. | Индивидуальные, подгрупповые | Учитель-логопед Латыпова Лилия Салаватбатыровна |
Психологическая помощь - коррекционно-развивающая направленность -игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы | 2 раза в неделю
| Индивидуальные | Педагог-психолог Жемчужная Оксана Валерьевна |
Дефектологические занятия | 3 раза в неделю | Индивидуальные, подгрупповые | Семенова Светлана Мухарамовна |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель Гришаева Ольга Витальевна |
Художественно-эстетическое воспитание | 2 раз в неделю | Групповые | Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Инструктор по физической культуре Усынина Марина Владимировна |
III.Создание «безбарьерной» среды
Направление деятельности | Возможные задачи на период | Ресурсы для решения задач |
Формирование комфортной среды: -изменения в помещениях - материалы для нормализации активности, тонуса - оптическая поддержка | -зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны, комнаты для занятий, зона отдыха -правильное оборудование зон в комнате отдыха -расстановка столов, стульев -мягкие комплекты (кресла, сухой бассейн, мягкое лего) -оборудование места для подвижных игр -расписание, режим дня, способы деятельности | помещение, игровая зона, зона отдыха, комнаты для занятий должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение, трафареты; раскраски, развивающие альбомы; материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); календари со временами года |
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы материал был доступным - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. - В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению | |
Спец.орг-ция раб. позы ребенка | - Рабочая поза свободная, удобная - Постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | - Составлять короткие предложения - Артикуляционная гимнастика - Индивидуальный подход при работе с ребенком | |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | - Пособия и материалы среднего размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Работать на столе, на полу – на горизонтальной поверхности | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Умственной Характеристика учебно-наглядных пособий:
| Физической - При ходьбе по скамейке, бревну выполнять упражнения с помощью инструктора. - Медленный бег -Легкие общеразвивающие упражнения - Игры средней подвижности |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация), индивидуальное консультирование, тренинги | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ППк Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
VI. Освоение основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, Обозначение уровней сформирован- ности целевых ориентиров+ сформированно +- в стадии формирования - не сформировано) | ||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты (в том числе на прогулке) | Самостоятельная деятельность детей | ||||
Физическое развитие | У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-жениями. | Развитие общей моторики | Специально оборудованный зал -наглядный (предметный/образный) материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы | Ходьба, бег, ползанье, прыжки, ритмическая гимнастика, работа с мячом, метание. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту» и др. | Двигательная активность в течение дня *игра *утренняя гимнастика *самостоятельные спортивные игры | |
Познавательное развитие; развитие | • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания стремится проявлять самостоятельность в бытовом игровом поведении; проявляет навыки опрятности | Знакомство с окружающим миром | -Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы - орудийно-манипулятивные формы - конструктивные формы | Беседа | Общение со сверстниками | |
Художественно-эстетическое | Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Ребенок проявляет интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. Определяет звуки по длительности, высоте, тембру при поддержке взрослого. | Проявляет интерес к рисованию Реагирует на начало и конец музыки. Выполняет музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный) материал. Специально оборудованный зал -наглядный (предметный/образный) материал - вербальный материал | Рисование в свободное время под контролем взрослого. Слушанье музыки с предпочтением музыкального репертуара у ребенка. Придумывать музыкально-ритмические движения самостоятельно | Ребёнок рисует под контролем взрослого. Ребёнок выполняет ритмичные движения под музыку | |
Речевое развитие | Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми | -развивать фонематический слух; -продолжать формирование ритмико -мелодико- интонационной стороны языка; -продолжать формирование звукоподражания, -развитие общей, мелкой моторики | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный) материал | Создание ситуации общения в процессе режимных моментов | ребенок выполняет упражнения для дыхания, артикуляционную гимнастику
| |
Социально-коммуникативное развитие | Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», | - Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим; - формировать навыки вербальной коммуникации (работа в подгруппе) | - Игры с правилами | - Ситуация общения в процессе режимных моментов - Наблюдение на прогулке за манерой общения | - Игровое общение - Общение со сверстниками |
VII. Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
Образовательные области Направления работы | Задачи по каждому направлению | Игры и упражнения | Итоговые показатели |
1.Познавательное развитие: - сенсорное воспитание - ознакомление с окружающим миром - развитие психических функций -развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений |
Развитие внимания:
Развитие памяти:
Формирование мышления:
| Игры: «Посмотри и покажи», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк», «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «Где же наши пальчики?» и т.д. |
|
2. Социально-коммуникативное развитие |
| Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др. |
|
3. Речевое развитие -развитие понимания речи - развитие пассивного словаря. | Развитие пассивного словаря:
| Использовать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» (обработка А.Толстого), «Теремок», «Колобок». |
|
4. Художественно-эстетическое развитие | - Продолжать знакомить с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, ). - Формирование правильного пальцевого захвата и удержания карандша и кисти. - Воспитать интерес к изобразительной деятельности. Развитие захвата у ребенка во время рисования. Ладонный захват. Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони. -Воспитывать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. -Учить определять звуки по высоте, длительности, тембру. -Отрабатывать навыки игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. - Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования. - Учить выполнять музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки. | Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Игры «Петушок, Петушок», «Идет коза рогатая» и т.д. Музыкально-слуховые представления: 1. «Угадай колокольчик» 2.«На чём играю?» 3.«Громкая и тихая музыка» 4.«Узнай какой инструмент» Ладовое чувство: 1.«Грустно - весело» 2. «Слушаем внимательно» Чувство ритма 1.«Ритмическое эхо» 2. «Наше путешествие» 3. «Определи по ритму» | Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча. При использовании нетрадиционных техник, таких как рисование ватными пальчиками, ребенок большим и указательным пальцем держит уверенно ватную палочку и наносит на бумагу Ребенок проявляет интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. – Может определить звуки по длительности, высоте, тембру при поддержке взрослого. -Реагирует на начало и конец музыки. - Умеет выполнять музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки |
5. Физическое развитие | -стимулировать двигательную активность ребенка; -развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности; -обогащать двигательный опыт; -формировать положительное отношение к двигательным играм; -формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях; -развивать ориентировку в пространстве; -учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором; -формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу). | Упражнения на гимн. скамье (ходьба) Упражнение «Поймай мяч», «Пролезь и не задень», «Передай мяч товарищу», Не задень предмет», «Попади в корзину», «Прокати мяч», «Пожарные на учении» | -выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -выполнять серию движений под музыку; -выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки; -выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого; -захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»; -играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень. |
VIII. Формирование социальной компетентности
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности | Коррекционная, игровая, развивающая, трудовая | Умеет слушать, выполнять поручения | понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков | Самостоятельно помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно | Трудовая, игровая | Следит за чистотой вещей, ухожена | Контроль за умением самостоятельно организовать себя |
Формирование адекватного поведения в ситуациях | Умение слушать, ждать, играть в коллективной игре. Умение распознавать эмоции других | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах | Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. | Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности |
IX. Работа с родителями
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, специалист помогает им:
1. Преодолевать:
- отрицание реального состояния ребенка;
- фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
- искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
2. Осознавать и понимать:
- связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
- права и потребности своего внутреннего «Я»;
- работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение
3. Разрешать себе:
- меняться;
- принимать новые адаптивные идеи;
- моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
- непосредственно воспринимать реальность;
- выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
- принимать ребенка и других членов семьи.
4. Укреплять свою автономность:
- развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
- оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
- овладевать навыками саморегуляции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
- диагностика детско-родительских отношений;
- индивидуальные консультации родителей по запросу;
- тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
- родительские собрания;
- тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.
Список литературы
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа
1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа для ребенка-инвалида с ЗПР на 2017-2018 учебный год2. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образов...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный образовательный маршрути индивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развитиядля ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП) Цель: выстраивание системы работы...