Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа.
материал по коррекционной педагогике

 Нос Евгения Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут

и индивидуальная образовательная программа,

мониторинг индивидуального развития

для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

   Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Ф.И.О. ребенка           

Дата рождения           

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

I. Общие сведения

Дошкольная группа: старшая

Режим пребывания: группа полного дня;

Сопровождение тьютора: нет;

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

  • нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Образовательная программа:

  • адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;

Конкретизация категории ОВЗ:

  • ПрАООП ДО для детей с РАС

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: Опрятный, физическое развитие соответствует норме.
  • Исследование движений и действий: Недоразвитие общей и мелкой моторики, присутствует общая неловкость в движениях.
  • Состояние эмоционально-волевой сферы: Ребенок с расстройством аутистического спектра. Нарушение коммуникативных навыков.
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Познавательная деятельность ниже возрастной нормы. Грубая неравномерность с выраженными нарушениями поведения по типу двигательной расторможенности.
  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: Знает членов своей семьи, цвета, животных, фигуры и формы, владеет счетом до 10. Группирует предметы по основному признаку. Ориентировка в пространстве в пределах возрастной нормы.
  • Особенности речевой деятельности: Общее недоразвитие речи I уровня
  • Состояние игровой деятельности: Стереотипные игры, игровая деятельность недоразвита. В совместных играх не участвует.
  • Состояние продуктивной деятельности: Рисует красками, кисточку удерживает неправильно. В других видах продуктивной деятельности не участвует.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Освоение ребенком ООП МБДОУ «Детский сад села Алаторка», а также Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с РАС

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков организации эмоционально-волевой сферы, речевой, коммуникативной, речемыслительной и компенсации нарушений в развитии.

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута

Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)

Материально-технические условия:

  • Возможность уединения и выплеска расторможенности в двигательной зоне или уголке уединения в группе или классе.

Архитектурная среда и учебное пространство

Организация пространства с использованием оборудования для комнаты релаксации, для двигательной зоны, для альтернативной коммуникации.

Для визуализации предметно-пространственной развивающей образовательной среды используют:

  • наглядные пособия и дидактические материалы;

  • коммуникативный альбом: фотографии близких людей; любимых видов деятельности ребенка; пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет); изображением эмоций ребенка; базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в ООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

Третья группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

Наблюдение невролога

Противопоказания

Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом

Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

III. Индивидуальная образовательная программа

Модуль 3.1 Комплексирование программ

3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:

  • ПрАООП ДО для детей с РАС

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:

  • Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:

  • Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2016.

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук.

Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.

Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.

Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы.

Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.

Охранительный режим.

Выполнение заданий в парах.

Ступенчатый ввод ребенка в подгрупповые занятия с детьми.

Частая смена видов деятельности.

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.

Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога.

Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя.

Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания.

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.

Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

Развитие наглядно-действенного мышления.

Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.

Моделирование проблемных ситуаций.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.

Совместное рисование,  аппликация и лепка в паре со взрослым, родителями.

Конструирование в паре со взрослым и сверстником.

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

2 занятия в неделю

72 занятия (учебных часов) в год

Индивидуальные занятия

Воспитатели:

Нос Е.А.

Психологическая помощь

2 занятия в неделю

72 занятия (учебных часов) в год

Индивидуальные занятия

Игровые сеансы

Психолог:

Ардашова Е.В.

Логопедическая помощь

2 занятия в неделю

72 занятия (учебных часов) в год

Индивидуальные занятия

Игровые сеансы

Логопед:

Хабибова Э.Т.

Музыкальные занятия

2 занятия в неделю

72 занятия (учебных часов) в год

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

Музыкальный руководитель:

Индивидуальной план коррекционной работы учителя-логопеда

п/п

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

1

Развитие артикуляционной моторики:

*артикуляционные упражнения;

*мимическая гимнастика;

*самомассаж языка, щек и губ.

Индивидуальные

2

Развитие мелкой и общей моторики:

*пальчиковые игры и гимнастики;

*пальчиковый самомассаж;

*логоритмика.

Индивидуальные

3

Формирование правильного звукопроизношения гласных звуков.

Индивидуальные

4

Развитие фонематических процессов.

Индивидуальные

5

Уточнение, обогащение словаря по темам:

* «Мир растений»;

* «Мир животных»;

* «Мир человека».

Индивидуальные

6

Совершенствование психологической базы речи:

*расширение объема зрительной и слуховой памяти;

*развитие слухового внимания;

Индивидуальные

Индивидуальный план коррекционной работы педагога-психолога

Основные направления работы

Виды занятий

Содержание занятий

1

Формирование произвольной деятельности

Индивидуальные

Дидактические игры (Стребелева Е.А), пальчиковая гимнастика, нейропсихологические упражнения

2

Формирование коммуникативной и игровой деятельности

Индивидуальные

Дидактические игры (Стребелева Е.А), задания и игровые упражнения, направленные на развитие умения действовать по образцу, на развитие эмоционального интеллекта.

3

Формирование продуктивного взаимодействия, элементарной саморегуляции

Индивидуальные

Дидактические игры (Стребелева Е.А), пальчиковая гимнастика, нейропсихологические упражнения.

4

Формирование социально-эмоциональных коммуникаций

Индивидуальные

Дидактические игры (Стребелева Е.А),

5

Создание  условий для овладения сенсорными эталонами, ориентации во внешнем мире, развития внимания, памяти, мышления

Индивидуальные

Дидактические игры (Стребелева Е.А), различный дидактический материал.

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Индивидуальные беседы

Корректировка ИОМ и ИОП

Октябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП ДО и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

Индивидуальные консультации

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

Организация совместных праздников и досугов

В течение года

Педагог-психолог, методист

Проведение консультаций по освоению АОП ДО и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

Совместные поручения с детьми

Индивидуальные консультации

В течение года

Учитель-логопед,  педагог-психолог, методист, медсестра

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

Индивидуальные занятия со специалистами

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, логопед

V. Мониторинг индивидуального развития

5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа

1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа для ребенка-инвалида с ЗПР на 2017-2018 учебный год2. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образов...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья...