Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа
материал (старшая группа)
1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа для ребенка-инвалида с ЗПР на 2017-2018 учебный год
2. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа для ребенка-инвалида с ЗПР на 2018-2019 учебный год
3. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа для ребенка-инвалида с ЗПР на 2019-20120 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_iop_romanova_2.docx | 53.19 КБ |
iom_iop_romanova.docx | 52.28 КБ |
iom_iop_romanova.docx | 52.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «СКАЗКА»
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально- образовательная программа
для ребёнка-инвалида Анастасии Р.
Группа: общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет
на период с 16.09.2017 по 15.05.2018
г. Мегион
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению основной образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Оглавление
- Общие сведения
- Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы
- Создание «безбарьерной» среды
- Специальные условия педагогического процесса
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Освоение образовательной программы
- Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа
- Формирование социальной компетентности
- Работа с родителями
- Список литературы
I.Общие сведения
Ф. И.О. ребенка Романова Анастасия Владимировна Дата рождения: 25.06.2013 Группа: общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет Адрес: г. Мегион, ул. Ленина, д. 14, кв.7 Тел. 26100 | Ф.И.О. родителей: мать – Шалина Ольга Олеговна отец – Романов Владимир Викторович | Ф.И.О. воспитателей: Абдразакова Елена Рахимьзяновна Сайкумова Аминат Зайнутдиновна ____________________________________ | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед- Латыпова Лилия Салаватбатыровна Педагог-психолог – Буянова Ирина Николаевна Музыкальный руководитель: Гришаева Ольга Витальевна Инструктор по физической культуре Кагарманова Людмила Васильевна Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение: F 84.8. Общее недоразвитее речи I уровня. Задержка психического развития. Рекомендовано: Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. Форма получения образования: инклюзивно группе общеразвивающей направленности или в группе компенсирующей направленности. Коррекционные индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом. | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, младшего возраста первой ступени общего образования на доступном ему уровне и программа под. редакцией Боряковой Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) | ||
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной деятельности. | ||
Режим пребывания ребенка в дошкольном учреждении | Режим полного дня (5 дней в неделю) | ||
Взаимодействие специалистов в дошкольном учреждении | - Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - V Группа физических занятий – подготовительная | ||
Рекомендации офтальмолога | - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления. | ||
Противопоказания | - Нельзя работать на слишком близком расстоянии -Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз. - Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища -Подъём тяжестей, сотрясение тела, - Бег на скорость, соревновательный бег |
II.Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Индивидуальные, групповые | Воспитатели АбдразаковаЕлена Рахимьзяновна Сайкумова Аминат Зайнутдинова |
Логопедические занятия | 3 раза в неделю | Индивидуальные | Учитель-логопед Латыпова Лилия Салаватбатыровна |
Психологическая помощь - коррекционно-развивающая направленность -игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы | 2 раза в неделю
| Индивидуальные | Педагог-психолог Буянова Ирина Николаевна |
Дефектологические занятия | 4 раза в неделю | Индивидуальные | Латыпова Лилия Салаватбатыровна |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель Гришаева Ольга Витальевна |
Художественно-эстетическое воспитание | 1 раз в неделю | Групповые | Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | Групповые | Инструктор по физической культуре Кагарманова Людмила Васильевна |
III.Создание «безбарьерной» среды
Направление деятельности | Возможные задачи на период | Ресурсы для решения задач |
Формирование комфортной среды: -изменения в помещениях - материалы для нормализации активности, тонуса - оптическая поддержка | -зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны, комнаты для занятий, зона отдыха -правильное оборудование зон в комнате отдыха -расстановка столов, стульев -мягкие комплекты (кресла, сухой бассейн, мягкое лего) -оборудование места для подвижных игр -расписание, режим дня, способы деятельности | помещение, игровая зона, зона отдыха, комнаты для занятий должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над столами, на столах эталоны, трафареты; раскраски, развивающие альбомы; материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); календари со временами года |
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы материал был доступным - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. - В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению | |
Спец.орг-ция раб. позы ребенк | - Рабочая поза свободная, удобная - Постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | - Составлять короткие предложения - Артикуляционная гимнастика - Индивидуальный подход при работе с ребенком | |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | - Пособия и материалы среднего размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Работать на столе, на полу – на горизонтальной поверхности | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Умственной Характеристика учебно-наглядных пособий:
| Физической - При ходьбе по скамейке, бревну выполнять упражнения с помощью инструктора. - Медленный бег -Легкие общеразвивающие упражнения - Игры средней подвижности |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация), индивидуальное консультирование, тренинги | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ПМПк -Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
VI.Освоение основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Мониторинг - показатели Достижений (в терминологии целевых ориентиров) | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, Обозначение уровней сформирован- ности целевых ориентиров+ сформированно +- в стадии формирования - не сформировано | ||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты (в том числе на прогулке) | Самостоятельная деятельность детей | |||||
Физическое развитие | У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-жениями. | Развитие общей моторики | Специально оборудованный зал -наглядный (предметный/образный) материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы | Ходьба, бег, ползанье, прыжки, ритмическая гимнастика, работа с мячом, метание. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», | Двигательная активность в течение дня *игра *утренняя гимнастика *самостоятельные спортивные игры | ||
Познавательное развитие; развитие | • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания стремится проявлять самостоятельность в бытовом
| Знакомство с окружающим миром | -Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы - орудийно-манипулятивные формы - конструктивные формы | Беседа | Общение со сверстниками | ||
Художественно-эстетическое | Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). | Проявляет интерес к рисованию | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал | Рисование в свободное время под контролем взрослого | Ребёнок рисует под контролем взрослого | ||
Речевое развитие | Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми | -развитие фонематических процессов (речевых, неречевых), -формирование ритмико-мелодико- интонационной стороны языка; - формирование звукоподражания, -развитие общей, мелкой моторики | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал | Создание ситуации общения в процессе режимных моментов | ребенок выполняет упражнения для дыхания, артикуляционную гимнастику
— самомассаж языка, губ | ||
Социально-коммуникативное развитие | Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», | - Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим; - формировать навыки вербальной коммуникации (работа в подгруппе) | - Игры с правилами | - Ситуация общения в процессе режимных моментов - Наблюдение на прогулке за манерой общения | - Игровое общение - Общение со сверстниками |
VII. Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
Образовательные области Направления работы | Задачи по каждому направлению | Игры и упражнения | Итоговые показатели |
1.Познавательное развитие: - сенсорное воспитание - ознакомление с окружающим миром - развитие психических функций развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений |
Развитие внимания:
Развитие памяти:
Формирование мышления:
| - на выделение предметов из фона: «Посмотри и покажи», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др. «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «Где же наши пальчики?» |
|
2. Социально-коммуникативное развитие |
| Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др. |
|
3. Речевое развитие -развитие понимания речи - развитие пассивного словаря. | Развитие пассивного словаря:
| Использовать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» (обработка А.Толстого), «Теремок», «Колобок». |
|
4. Художественно-эстетическое развитие | Развитие захвата у ребенка во время рисования. Ладонный захват. Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони. | Первая ступень формирования ладонного захвата. Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. | Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча. |
5. Физическое развитие | -стимулировать двигательную активность ребенка; -развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности; -обогащать двигательный опыт; -формировать положительное отношение к двигательным играм; -формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях; -развивать ориентировку в пространстве; -учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором; -формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу). | Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др. Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока-ворона», «Цветок», «Замок» и др. | -выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -выполнять серию движений под музыку; -выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки; -выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого; -захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»; -играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень. |
VIII. Формирование социальной компетентности
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности | Коррекционная, игровая, развивающая, трудовая | Умеет слушать, выполнять поручения | понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков | Самостоятельно помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно | Трудовая, игровая | Следит за чистотой вещей, ухожен | Контроль за умением самостоятельно организовать себя |
Формирование адекватного поведения в ситуациях | Умение слушать, ждать, играть в коллективной игре. Умение распознавать эмоции других | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах | Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. | Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности |
IX. Работа с родителями
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, специалист помогает им:
1. Преодолевать:
- отрицание реального состояния ребенка;
- фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
- искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
- блокаду позитивных эмоций и отрешенность;
- фиксацию на прошлом;
- дезадаптивное защитное поведение;
- разобщенность с другими членами семьи;
- беспомощность;
- чувство вины, неполноценности;
- страхи.
2. Осознавать и понимать:
- связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
- права и потребности своего внутреннего «Я»;
- работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение
3. Разрешать себе:
- меняться;
- принимать новые адаптивные идеи;
- моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
- непосредственно воспринимать реальность;
- выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
- принимать ребенка и других членов семьи.
4. Укреплять свою автономность:
- развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
- оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
- овладевать навыками саморегуляции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
- диагностика детско-родительских отношений;
- индивидуальные консультации родителей по запросу;
- тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
- родительские собрания;
- тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
Содержанием индивидуального образовательного маршрута и программы ознакомлен(а)
Дата ___________ Подпись _________________
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 «СКАЗКА» (МАДОУ №1 «Сказка»)
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально- образовательная программа
для ребёнка-инвалида Анастасии Р.
Группа: компенсирующей направленности с иными ограниченными возможностями здоровья для детей
от 5 до 6 лет
на 2018 – 2019 учебный год
г. Мегион
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению основной образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Оглавление
- Общие сведения
- Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы
- Создание «безбарьерной» среды
- Специальные условия педагогического процесса
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Освоение образовательной программы
- Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа
- Формирование социальной компетентности
- Работа с родителями
- Список литературы
I.Общие сведения
Ф. И.О. ребенка Анастасия Р. Дата рождения: 25.06.2013 Группа: компенсирующей направленности с иными ограниченными возможностями здоровья для детей от 5 до 6 лет Адрес: г. Мегион, ул. Ленина, д. 14, кв.7 Тел. 26100 | Ф.И.О. родителей: мать – Ольга Олеговна Ш. отец – Владимир Викторович Р. | Ф.И.О. воспитателей: Абдразакова Елена Рахимьзяновна Сайкумова Аминат Зайнутдиновна | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед- Латыпова Лилия Салаватбатыровна Учитель-дефектолог – Латыпова Лилия Салаватбатыровна Педагог-психолог – Жемчужная Оксана Валерьевна Музыкальный руководитель: Гришаева Ольга Витальевна Инструктор по физической культуре Кагарманова Людмила Васильевна Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение: F 84.8. Общее недоразвитее речи I уровня. Задержка психического развития. Рекомендовано: Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. Форма получения образования: инклюзивно группе общеразвивающей направленности или в группе компенсирующей направленности. Коррекционные индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом. | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, младшего возраста первой ступени общего образования на доступном ему уровне и программа под. редакцией Боряковой Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) | ||
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной деятельности. | ||
Режим пребывания ребенка в дошкольном учреждении | Режим полного дня (5 дней в неделю) | ||
Взаимодействие специалистов в дошкольном учреждении | - Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - V Группа физических занятий – подготовительная | ||
Рекомендации офтальмолога | - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления. | ||
Противопоказания | - Нельзя работать на слишком близком расстоянии -Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз. - Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища -Подъём тяжестей, сотрясение тела, - Бег на скорость, соревновательный бег |
II.Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Индивидуальные, групповые | Воспитатели АбдразаковаЕлена Рахимьзяновна Сайкумова Аминат Зайнутдинова |
Логопедические занятия | 5 раз в неделю | Индивидуальные, подгрупповые | Учитель-логопед Латыпова Лилия Салаватбатыровна |
Психологическая помощь - коррекционно-развивающая направленность -игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы | 2 раза в неделю
| Индивидуальные | Педагог-психолог Жемчужная Оксана Валерьевна |
Дефектологические занятия | 2 раза в неделю | Индивидуальные | Латыпова Лилия Салаватбатыровна |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель Гришаева Ольга Витальевна |
Художественно-эстетическое воспитание | 2 раз в неделю | Групповые | Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Инструктор по физической культуре Кагарманова Людмила Васильевна |
III.Создание «безбарьерной» среды
Направление деятельности | Возможные задачи на период | Ресурсы для решения задач |
Формирование комфортной среды: -изменения в помещениях - материалы для нормализации активности, тонуса - оптическая поддержка | -зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны, комнаты для занятий, зона отдыха -правильное оборудование зон в комнате отдыха -расстановка столов, стульев -мягкие комплекты (кресла, сухой бассейн, мягкое лего) -оборудование места для подвижных игр -расписание, режим дня, способы деятельности | помещение, игровая зона, зона отдыха, комнаты для занятий должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над столами, на столах эталоны, трафареты; раскраски, развивающие альбомы; материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); календари со временами года |
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы материал был доступным - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. - В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению | |
Спец.орг-ция раб. позы ребенк | - Рабочая поза свободная, удобная - Постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | - Составлять короткие предложения - Артикуляционная гимнастика - Индивидуальный подход при работе с ребенком | |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | - Пособия и материалы среднего размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Работать на столе, на полу – на горизонтальной поверхности | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Умственной Характеристика учебно-наглядных пособий:
| Физической - При ходьбе по скамейке, бревну выполнять упражнения с помощью инструктора. - Медленный бег -Легкие общеразвивающие упражнения - Игры средней подвижности |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация), индивидуальное консультирование, тренинги | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ПМПк Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
VI.Освоение основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, Обозначение уровней сформирован- ности целевых ориентиров+ сформированно +- в стадии формирования - не сформировано) | ||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты (в том числе на прогулке) | Самостоятельная деятельность детей | ||||
Физическое развитие | У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-жениями. | Развитие общей моторики | Специально оборудованный зал -наглядный (предметный/образный) материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы | Ходьба, бег, ползанье, прыжки, ритмическая гимнастика, работа с мячом, метание. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту» и др. | Двигательная активность в течение дня *игра *утренняя гимнастика *самостоятельные спортивные игры | |
Познавательное развитие; развитие | • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания стремится проявлять самостоятельность в бытовом игровом поведении; проявляет навыки опрятности | Знакомство с окружающим миром | -Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы - орудийно-манипулятивные формы - конструктивные формы | Беседа | Общение со сверстниками | |
Художественно-эстетическое | Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Ребенок проявляет интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. Определяет звуки по длительности, высоте, тембру при поддержке взрослого. | Проявляет интерес к рисованию Реагирует на начало и конец музыки. Выполняет музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал. Специально оборудованный зал -наглядный (предметный/образный) материал - вербальный материал | Рисование в свободное время под контролем взрослого. Слушанье музыки с предпочтением музыкального репертуара у ребенка. Придумывать музыкально-ритмические движения самостоятельно | Ребёнок рисует под контролем взрослого. Ребёнок выполняет ритмичные движения под музыку | |
Речевое развитие | Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми | -развивать фонематический слух; -продолжать формирование ритмико-мелодико- интонационной стороны языка; -продолжать формирование звукоподражания, -развитие общей, мелкой моторики | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный) материал | Создание ситуации общения в процессе режимных моментов | ребенок выполняет упражнения для дыхания, артикуляционную гимнастику
| |
Социально-коммуникативное развитие | Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», | - Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим; - формировать навыки вербальной коммуникации (работа в подгруппе) | - Игры с правилами | - Ситуация общения в процессе режимных моментов - Наблюдение на прогулке за манерой общения | - Игровое общение - Общение со сверстниками |
VII. Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
Образовательные области Направления работы | Задачи по каждому направлению | Игры и упражнения | Итоговые показатели |
1.Познавательное развитие: - сенсорное воспитание - ознакомление с окружающим миром - развитие психических функций -развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений |
Развитие внимания:
Развитие памяти:
Формирование мышления:
| Игры: «Посмотри и покажи», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк», «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «Где же наши пальчики?» и т.д. |
|
2. Социально-коммуникативное развитие |
| Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др. |
|
3. Речевое развитие -развитие понимания речи - развитие пассивного словаря. | Развитие пассивного словаря:
| Использовать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» (обработка А.Толстого), «Теремок», «Колобок». |
|
4. Художественно-эстетическое развитие | - Продолжать знакомить с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, ). - Формирование правильного пальцевого захвата и удержания карандша и кисти. - Воспитать интерес к изобразительной деятельности. Развитие захвата у ребенка во время рисования. Ладонный захват. Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони. -Воспитывать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. -Учить определять звуки по высоте, длительности, тембру. -Отрабатывать навыки игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. - Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования. - Учить выполнять музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки. | Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Игры «Петушок, Петушок», «Идет коза рогатая» и т.д. Музыкально-слуховые представления: 1. «Угадай колокольчик» 2.«На чём играю?» 3.«Громкая и тихая музыка» 4.«Узнай какой инструмент» Ладовое чувство: 1.«Грустно - весело» 2.»Слушаем внимательно» Чувство ритма 1.«Ритмическое эхо» 2. «Наше путешествие» 3. «Определи по ритму» | Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча. При использовании нетрадиционных техник, таких как рисование ватными пальчиками, ребенок большим и указательным пальцем держит уверенно ватную палочку и наносит на бумагу Ребенок проявляет интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. – Может определить звуки по длительности, высоте, тембру при поддержке взрослого. -Реагирует на начало и конец музыки. - Умеет выполнять музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки |
5. Физическое развитие | -стимулировать двигательную активность ребенка; -развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности; -обогащать двигательный опыт; -формировать положительное отношение к двигательным играм; -формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях; -развивать ориентировку в пространстве; -учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором; -формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу). | Упражнения на гимн. скамье (ходьба) Упражнение «Поймай мяч», «Пролезь и не задень», «Передай мяч товарищу», Не задень предмет», «Попади в корзину», «Прокати мяч», «Пожарные на учении» | -выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -выполнять серию движений под музыку; -выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки; -выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого; -захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»; -играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень. |
VIII. Формирование социальной компетентности
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности | Коррекционная, игровая, развивающая, трудовая | Умеет слушать, выполнять поручения | понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков | Самостоятельно помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно | Трудовая, игровая | Следит за чистотой вещей, ухожен | Контроль за умением самостоятельно организовать себя |
Формирование адекватного поведения в ситуациях | Умение слушать, ждать, играть в коллективной игре. Умение распознавать эмоции других | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах | Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. | Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности |
IX. Работа с родителями
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, специалист помогает им:
1. Преодолевать:
- отрицание реального состояния ребенка;
- фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
- искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
- блокаду позитивных эмоций и отрешенность;
- фиксацию на прошлом;
- дезадаптивное защитное поведение;
- разобщенность с другими членами семьи;
- беспомощность;
- чувство вины, неполноценности;
- страхи.
2. Осознавать и понимать:
- связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
- права и потребности своего внутреннего «Я»;
- работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение
3. Разрешать себе:
- меняться;
- принимать новые адаптивные идеи;
- моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
- непосредственно воспринимать реальность;
- выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
- принимать ребенка и других членов семьи.
4. Укреплять свою автономность:
- развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
- оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
- овладевать навыками саморегуляции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
- диагностика детско-родительских отношений;
- индивидуальные консультации родителей по запросу;
- тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
- родительские собрания;
- тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.
Список литературы
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 «СКАЗКА» (МАДОУ №1 «Сказка»)
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально- образовательная программа
для ребёнка-инвалида Анастасии Р.
Группа: компенсирующей направленности с иными ограниченными возможностями здоровья для детей
от 5 до 6 лет
на 2019 – 2020 учебный год
г. Мегион
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению основной образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Оглавление
- Общие сведения
- Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы
- Создание «безбарьерной» среды
- Специальные условия педагогического процесса
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Освоение образовательной программы
- Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа
- Формирование социальной компетентности
- Работа с родителями
- Список литературы
I.Общие сведения
Ф. И.О. ребенка Анастасия Р. Дата рождения: 25.06.2013 Группа: компенсирующей направленности с иными ограниченными возможностями здоровья для детей от 5 до 6 лет Адрес: г. Мегион, ул. Ленина, д. 14, кв.7 Тел. 26100 | Ф.И.О. родителей: мать – Ольга Олеговна Ш. отец – Владимир Викторович Р. | Ф.И.О. воспитателей: Абдразакова Елена Рахимьзяновна Сайкумова Аминат Зайнутдиновна | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед- Латыпова Лилия Салаватбатыровна Учитель-дефектолог – Латыпова Лилия Салаватбатыровна Педагог-психолог – Жемчужная Оксана Валерьевна Музыкальный руководитель: Гришаева Ольга Витальевна Инструктор по физической культуре Кагарманова Людмила Васильевна Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение: F 84.8. Общее недоразвитее речи I уровня. Задержка психического развития. Рекомендовано: Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. Форма получения образования: инклюзивно группе общеразвивающей направленности или в группе компенсирующей направленности. Коррекционные индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом. | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, младшего возраста первой ступени общего образования на доступном ему уровне и программа под. редакцией Боряковой Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) | ||
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной деятельности. | ||
Режим пребывания ребенка в дошкольном учреждении | Режим полного дня (5 дней в неделю) | ||
Взаимодействие специалистов в дошкольном учреждении | - Создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - V Группа физических занятий – подготовительная | ||
Рекомендации офтальмолога | - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления. | ||
Противопоказания | - Нельзя работать на слишком близком расстоянии -Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз. - Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища -Подъём тяжестей, сотрясение тела, - Бег на скорость, соревновательный бег |
II.Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Индивидуальные, групповые | Воспитатели АбдразаковаЕлена Рахимьзяновна Сайкумова Аминат Зайнутдинова |
Логопедические занятия | 5 раз в неделю | Индивидуальные, подгрупповые | Учитель-логопед Латыпова Лилия Салаватбатыровна |
Психологическая помощь - коррекционно-развивающая направленность -игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы | 2 раза в неделю
| Индивидуальные | Педагог-психолог Жемчужная Оксана Валерьевна |
Дефектологические занятия | 2 раза в неделю | Индивидуальные | Латыпова Лилия Салаватбатыровна |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель Гришаева Ольга Витальевна |
Художественно-эстетическое воспитание | 2 раз в неделю | Групповые | Педагог дополнительного образования Хабибуллина Рушания Шакирьяновна |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Инструктор по физической культуре Кагарманова Людмила Васильевна |
III.Создание «безбарьерной» среды
Направление деятельности | Возможные задачи на период | Ресурсы для решения задач |
Формирование комфортной среды: -изменения в помещениях - материалы для нормализации активности, тонуса - оптическая поддержка | -зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны, комнаты для занятий, зона отдыха -правильное оборудование зон в комнате отдыха -расстановка столов, стульев -мягкие комплекты (кресла, сухой бассейн, мягкое лего) -оборудование места для подвижных игр -расписание, режим дня, способы деятельности | помещение, игровая зона, зона отдыха, комнаты для занятий должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над столами, на столах эталоны, трафареты; раскраски, развивающие альбомы; материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); календари со временами года |
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы материал был доступным - Соблюдение режима зрительных нагрузок - Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. - В начале любой самостоятельной деятельности необходима четкая инструкция по выполнению | |
Спец.орг-ция раб. позы ребенк | - Рабочая поза свободная, удобная - Постоянный контроль за осанкой | |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | - Составлять короткие предложения - Артикуляционная гимнастика - Индивидуальный подход при работе с ребенком | |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | - Пособия и материалы среднего размера - Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном месте, на достаточном для его восприятия расстоянии. - Работать на столе, на полу – на горизонтальной поверхности | |
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Умственной Характеристика учебно-наглядных пособий:
| Физической - При ходьбе по скамейке, бревну выполнять упражнения с помощью инструктора. - Медленный бег -Легкие общеразвивающие упражнения - Игры средней подвижности |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация), индивидуальное консультирование, тренинги | |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: развивающие, глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ПМПк Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
VI.Освоение основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, Обозначение уровней сформирован- ности целевых ориентиров+ сформированно +- в стадии формирования - не сформировано) | ||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты (в том числе на прогулке) | Самостоятельная деятельность детей | ||||
Физическое развитие | У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-жениями. | Развитие общей моторики | Специально оборудованный зал -наглядный (предметный/образный) материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы | Ходьба, бег, ползанье, прыжки, ритмическая гимнастика, работа с мячом, метание. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту» и др. | Двигательная активность в течение дня *игра *утренняя гимнастика *самостоятельные спортивные игры | |
Познавательное развитие; развитие | • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания стремится проявлять самостоятельность в бытовом игровом поведении; проявляет навыки опрятности | Знакомство с окружающим миром | -Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал - вербальный материал - вербально-коммуникативные формы работы - орудийно-манипулятивные формы - конструктивные формы | Беседа | Общение со сверстниками | |
Художественно-эстетическое | Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). Ребенок проявляет интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. Определяет звуки по длительности, высоте, тембру при поддержке взрослого. | Проявляет интерес к рисованию Реагирует на начало и конец музыки. Выполняет музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный)материал. Специально оборудованный зал -наглядный (предметный/образный) материал - вербальный материал | Рисование в свободное время под контролем взрослого. Слушанье музыки с предпочтением музыкального репертуара у ребенка. Придумывать музыкально-ритмические движения самостоятельно | Ребёнок рисует под контролем взрослого. Ребёнок выполняет ритмичные движения под музыку | |
Речевое развитие | Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми | -развивать фонематический слух; -продолжать формирование ритмико-мелодико- интонационной стороны языка; -продолжать формирование звукоподражания, -развитие общей, мелкой моторики | Специально оборудованный кабинет -наглядный (предметный/образный) материал | Создание ситуации общения в процессе режимных моментов | ребенок выполняет упражнения для дыхания, артикуляционную гимнастику
| |
Социально-коммуникативное развитие | Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», | - Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим; - формировать навыки вербальной коммуникации (работа в подгруппе) | - Игры с правилами | - Ситуация общения в процессе режимных моментов - Наблюдение на прогулке за манерой общения | - Игровое общение - Общение со сверстниками |
VII. Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
Образовательные области Направления работы | Задачи по каждому направлению | Игры и упражнения | Итоговые показатели |
1.Познавательное развитие: - сенсорное воспитание - ознакомление с окружающим миром - развитие психических функций -развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений |
Развитие внимания:
Развитие памяти:
Формирование мышления:
| Игры: «Посмотри и покажи», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк», «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «Где же наши пальчики?» и т.д. |
|
2. Социально-коммуникативное развитие |
| Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др. |
|
3. Речевое развитие -развитие понимания речи - развитие пассивного словаря. | Развитие пассивного словаря:
| Использовать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» (обработка А.Толстого), «Теремок», «Колобок». |
|
4. Художественно-эстетическое развитие | - Продолжать знакомить с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, ). - Формирование правильного пальцевого захвата и удержания карандша и кисти. - Воспитать интерес к изобразительной деятельности. Развитие захвата у ребенка во время рисования. Ладонный захват. Ребенок берет предметы, подгребая его пальцами к ладони. -Воспитывать интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. -Учить определять звуки по высоте, длительности, тембру. -Отрабатывать навыки игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. - Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования. - Учить выполнять музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки. | Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Игры «Петушок, Петушок», «Идет коза рогатая» и т.д. Музыкально-слуховые представления: 1. «Угадай колокольчик» 2.«На чём играю?» 3.«Громкая и тихая музыка» 4.«Узнай какой инструмент» Ладовое чувство: 1.«Грустно - весело» 2.»Слушаем внимательно» Чувство ритма 1.«Ритмическое эхо» 2. «Наше путешествие» 3. «Определи по ритму» | Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча. При использовании нетрадиционных техник, таких как рисование ватными пальчиками, ребенок большим и указательным пальцем держит уверенно ватную палочку и наносит на бумагу Ребенок проявляет интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на нее. – Может определить звуки по длительности, высоте, тембру при поддержке взрослого. -Реагирует на начало и конец музыки. - Умеет выполнять музыкально-ритмические движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки |
5. Физическое развитие | -стимулировать двигательную активность ребенка; -развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности; -обогащать двигательный опыт; -формировать положительное отношение к двигательным играм; -формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях; -развивать ориентировку в пространстве; -учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором; -формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу). | Упражнения на гимн. скамье (ходьба) Упражнение «Поймай мяч», «Пролезь и не задень», «Передай мяч товарищу», Не задень предмет», «Попади в корзину», «Прокати мяч», «Пожарные на учении» | -выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -выполнять серию движений под музыку; -выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки; -выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого; -захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»; -играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень. |
VIII. Формирование социальной компетентности
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | Освоить правила поведения в детском саду, осознать и усвоить свои обязанности | Коррекционная, игровая, развивающая, трудовая | Умеет слушать, выполнять поручения | понятен заданный материал полностью или частично), выполнены задания специалистов (полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков | Самостоятельно помыть руки, найти свое полотенце и повесить обратно | Трудовая, игровая | Следит за чистотой вещей, ухожен | Контроль за умением самостоятельно организовать себя |
Формирование адекватного поведения в ситуациях | Умение слушать, ждать, играть в коллективной игре. Умение распознавать эмоции других | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах | Сверстники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Адаптировался в группе сверстников, ведет себя адекватно. | Опрос и беседа с мамой, ребенком, педагогами. Наблюдение за ребенком на занятиях, в процессе игровой деятельности |
IX. Работа с родителями
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, специалист помогает им:
1. Преодолевать:
- отрицание реального состояния ребенка;
- фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
- искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
- блокаду позитивных эмоций и отрешенность;
- фиксацию на прошлом;
- дезадаптивное защитное поведение;
- разобщенность с другими членами семьи;
- беспомощность;
- чувство вины, неполноценности;
- страхи.
2. Осознавать и понимать:
- связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
- права и потребности своего внутреннего «Я»;
- работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение
3. Разрешать себе:
- меняться;
- принимать новые адаптивные идеи;
- моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
- непосредственно воспринимать реальность;
- выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
- принимать ребенка и других членов семьи.
4. Укреплять свою автономность:
- развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
- оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
- овладевать навыками саморегуляции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
- диагностика детско-родительских отношений;
- индивидуальные консультации родителей по запросу;
- тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
- родительские собрания;
- тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.
Список литературы
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуально-образовательная программа...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальный образовательный маршрути индивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развитиядля ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП) Цель: выстраивание системы работы...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья...