Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ
статья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики,
являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых
необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.
Кто же такие дети с ОВЗ?
Дети с ОВЗ это дети:
• с нарушением зрения;
• с нарушением слуха;
• с нарушениями речи;
• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
• с ДЦП и двигательными нарушениями;
• с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• со сложными дефектами развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley_po_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики,
являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых
необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.
Кто же такие дети с ОВЗ?
Дети с ОВЗ это дети:
• с нарушением зрения;
• с нарушением слуха;
• с нарушениями речи;
• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
• с ДЦП и двигательными нарушениями;
• с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• со сложными дефектами развития.
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются
практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой,
неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и
самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым
также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов. Часто педагоги
испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые
приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше
внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом, следует отметить,
что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с
поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ).
В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и
его «проблем». Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как
малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе
родители нормально развивающихся детей. На что необходимо обратить внимание воспитателям
при работе с детьми с ОВЗ?
Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это
развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за
незначительные достижения!
Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы
подачи информации. Например, на занятиях по художественноэстетическому развитию
(рисовании, детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие
дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для
выполнения задания, чем другим детям.
Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его
развитие идет другим, собственным путем.
Если в группе слабовидящий ребенок.
Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в
пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует
вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это
возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом
важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя через
коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения,
которая обеспечит успешную адаптацию.
Если в группе слабослышащий ребенок.
Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю
необходимо знать,что:
• Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его.
Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
• Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком
дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не
подвергать его стрессовой ситуации.
• Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося
обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за
движениями его губ.
•Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое —
левое, в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто
слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно
кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Рекомендации воспитателям по организации деятельности
ребенка с ЗПР
Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития» не всегда имеют
возможность обучаться в специализированных группах коррекционной направленности. Причины
этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя,
группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного
контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для
достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы.
В чем же он заключается?
• К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с
интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол,
вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию
«Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие, положи на стол (осуществление инструкции,
вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».
• Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная,
влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации,
но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные
требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его
выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
• Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой
дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой
психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от воспитателя.
• Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку
дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;
они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в
целом, понять причины ошибок.
• Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по
принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке
веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного,
комфортного состояния.
Рекомендации воспитателям по организации деятельности
ребенка с СДВГ
Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную
установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка
в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения
слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не
бегай», т. к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку
только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.Учите
расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно.
Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в
ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации
внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел
порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет
сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями
и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку
должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом.
Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые
занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать
единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы
себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов
ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор,
пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка,
сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не
обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его
реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже
приятными впечатлениями.
Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие
церебрального паралича
1. На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима:
• Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере
возможностей, напоминать о том, как важно правильно сидеть.
• Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики
2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и
временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на
календаре и т. д.).
3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и
учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная
тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от
громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его
выполнить).
4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм
нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть
максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число
повторений, подчеркнутое артикулирование.
5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с
одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать
использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...
«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»
Советы педагога- психолога для воспитателей....
Общие методические рекомендации для воспитателя по работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата
Перечислены рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата...
Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с общим недоразвитием речи
Рекомендации для воспитателей группы компенсирующей направленности по работе с детьми с общим недоразвитием речи....
«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»
laquo;Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с ...
Консультация для воспитателей "Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ"
В настоящее время в дошколньых образовательных учреждениях все больше открывается групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье мы рассматриваем...
Методические рекомендации для воспитателей «Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей с природным миром»
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Однако далеко не всѐ может быть правильно понято детьми при самостоятельном общ...