Консультация для воспитателей "Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ"
консультация по психологии

Фомичева Елизавета Викторовна

В настоящее время в дошколньых образовательных учреждениях все больше открывается групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье мы рассматриваем, кто такие дети с ОВЗ, на что необходимо обратить внимание воспитателям при работе с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Ростова –на-Дону «Детский сад № 192»

Консультация для воспитателей

«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила:

Педагога-психолог

Фомичева Е.В.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.

Дети с ОВЗ это дети:

  • с нарушением зрения;
  • с нарушением слуха;
  • с нарушениями речи;
  • с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);
  • с ДЦП и двигательными нарушениями;
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • со сложными дефектами развития.

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов.

Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом, следует отметить, что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ). В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и его «проблем».

Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей.

На что необходимо обратить внимание воспитателям

при работе с детьми с ОВЗ?

  • Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности. Поэтому, хвалите ребенка даже за незначительные достижения!
  • Воспитателям следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации.  Например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисовании), детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Такие дети, тяжело воспринимают сложные инструкции, зачастую им требуется больше времени для выполнения задания, чем другим детям.
  • Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.

Если в группе слабослышащий ребенок.

Рекомендации воспитателям.

Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать, что:

  • Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
  • Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации.
  •  Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
  • Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

Рекомендации воспитателям по организации деятельности

 ребенка с ЗПР

Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития»  не всегда имеют возможность обучаться в специализированных группах  коррекционной направленности. Причины этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя, группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы. В чем же он заключается?  

  •        К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие), положи на стол (осуществление инструкции), вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».
  • Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться  агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
  •    Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью;  внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от воспитателя.
  • Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
  •  Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

Хотелось бы остановиться на очень важном вопросе дифференциальной диагностики. В чем же разница, между такими понятиями как «задержка психического развития» и «умственная отсталость».

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций.

Умственная отсталость (УО) -   стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Важно запомнить!

Умственная отсталость носит необратимый характер, ЗПР в ряде случаев поддается коррекции. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.

Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна парциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге).

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка. Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.

В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.

Рекомендации воспитателям по организации

деятельности ребенка с СДВГ

 

Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т.к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.

Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). 

Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.

Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом.

Рекомендации воспитателям.

 Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

Вывод: исходя из вышеперечисленного, мы пришли к тому, что особые дети нуждаются в особом общении.

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Памятка для воспитателей

Для установления дружелюбных отношений с «особым» ребенком необходимо соблюдать следующие требования:

1.Выражение лица педагога должно быть - доброжелательное, приветливое, теплое.

2.В разговоре с ребенком тон голоса - доброжелательный, спокойный в любых ситуациях.

3. По возможности избегать употребления в речи:

  • всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
  • приказных фраз;
  • повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
  • глаголов "должен", "обязан", "нужно".
  • ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).

4.Не нужно хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.

5.Помните, от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

6. Старайтесь:

  • Не говорить с иронией или насмешкой;
  • Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
  • Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
  • Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
  • Не торопить и не подгонять ребенка;
  • Не говорите ребенку, что не любите его;
  • Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Консультация для воспитателей "Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей".

Содержание работы с детьми по развитию познавательных способностей по теме" Движение", " Развитие"....

Консультация для воспитателей. Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде

Консультация для воспитателей.Организация работы с детьми по формированию у них безопасного поведения на воде                          ...

Консультация для воспитателей по работе с детьми с нарушением зрения

поможет родителям и педагогам в работе с детьми...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

 Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...

Консультация для воспитателей «Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста»

Детство  -  важнейший  период человеческой  жизни, не  подготовка  к будущей жизни, а настоящая,  яркая,  самобытная,  неповторимая  жизнь. И...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...