Проект "Лаборатория удивительных экспериментов" для детей 6-7 лет
проект (подготовительная группа)
Проект "Лаборатория удивительных экспериментов" реализован в подготовительной группе детского сада с целью практического внедрения детского экспериментирования как средства развития познавательной активности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fotootchyot_k_proektu.pdf | 1.25 МБ |
proekt_eksper.docx | 75.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Проект
«Лаборатория удивительных экспериментов»
для детей 6-7 лет
Разработчик проекта:
Гулиева Н.А
Таибова И.Б
пгт.Берёзово
ХМАО-Югра
2023
Педагогический проект
«Лаборатория удивительных экспериментов»
Краткая аннотация проекта:
Данный проект рассчитан для проведения экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении среди воспитанников подготовительной группы, детей 6-7 летнего возраста. Непосредственными участниками проекта выступают воспитанники, их родители и воспитатели.
Актуальность данного проекта:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». (К.Е.Тимирязев)
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира - открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей и их интеллектуальных способностей, я выбрала одним из видов деятельности детское экспериментирование.
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
На мой взгляд, достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Новизна проекта: Новизна данного проекта заключается в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды; в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Обоснование необходимости проекта:
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и со средой обитания. Любому обществу нужны одаренные дети, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главное во время увидеть в ребёнке способности и реализовать их. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
1.Образовательные: 1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
2. Формировать у детей познавательные способности (мыслительные способности –анализ, классификация, сравнение, обобщение)
2. Развивающие:
1.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством
2.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира)
3. Развивать наблюдательность
3. Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
2.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Проектные умения детей, которые необходимо сформировать: аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, занимать творческую позицию.
Тип проекта: групповой, опытно-исследовательский, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: февраль – март 2023 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Участники проекта: воспитатели, дети 6-7 лет подготовительной группы «Солнышко», родители, сотрудник краеведческого музея.
Методы и приёмы: словесные (беседы, чтение художественной литературы, дискуссия, обсуждение); наглядные (просмотр слайд-презентаций, мультфильмов, видеороликов, показ опытов); практические (дидактические игры, продуктивная деятельность - эксперименты, опыты).
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформируются основы целостного мировидения средствами экспериментальной деятельности.
2.Воспитанники имеют представления об окружающем мире.
3.У дошкольников сформируются умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
4.Родители будут заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей, повысится педагогическая компетентность родителей в воспитании детей.
Ресурсы проекта: информационно-методические (выставки, консультации, разработка конспектов и сценариев мероприятий проекта, наличие наглядно-методических пособий); кадровые (педагоги группы, родители, сотрудники краеведческого музея); материально-технические (технические средства обучения; подбор презентаций, мультфильмов, фотографий, картин, игр по теме; подборка художественной литературы, материалов для опытно-экспериментальной деятельности; создание мини-лаборатории).
Основная часть.
Реализация проекта.
Проект «Лаборатория удивительных экспериментов» реализован в три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
На подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:
1.Выявление субъективного опыта:
- Часто ли ребенок задает вопросы?
- В чем проявляется исследовательская активность ребенка?
- С какими предметами и материалами любит эксперименты?
2.Диагностика на начало проекта (опрос детей):
низкий уровень - 32%, средний - 68%, высокий уровень – 0%.
3.Разработка проекта: определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
4. Родительское собрание с целью знакомства с проектной деятельностью и определения объёма родительской помощи при реализации проекта.
5. Анкетирование родителей «Эксперименты».
Результаты: 80% (20 родителей из 25) опрошенных родителей испытывают интерес к опытам и экспериментам. Родители поддерживают интерес своих детей в исследованиях, но нуждаются в помощи со стороны воспитателя в организации данного процесса.
6. Создание предметной среды по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1 | Обсуждение проблемы: Часто ли ребенок задает вопросы? В чем проявляется исследовательская активность ребенка? С какими предметами и материалами любит эксперименты? | Выявить у детей отношение к экспериментальной деятельности | У детей недостаточный запас знаний | Воспитатели Дети |
2 | Диагностика по проекту | Уточнить объем знаний детей по теме проекта | Начало проекта: В- 0 % (0чел.) С- 68 % (15 чел) Н-32 % (7 чел) | Воспитатели |
3 | Разработка проекта | Определение объема и содержания работы для внедрения проекта
| Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы | Воспитатели |
4 | Знакомство родителей с содержанием проекта | Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью | Определение объема помощи родителей по теме проекта. Анкетирование. | Воспитатели Родители
|
5 | Создание предметной среды в группе по теме проекта | Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. | Эксперименты опыты | Воспитатели, родители. |
2 этап: Основной этап
№ | Мероприятия | Цель | Ожидаемый результат | Ответственные | |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||||
1 | Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности | Сформировать у дошкольников познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности | Сформированы существенные признаки предметов и явлений | Воспитатели | |
2 | НОД: «Волшебница-вода» | Сформировать представления детей о разнообразных свойствах воды | Дети имеют представление о чистой воде | Воспитатели | |
3 | Беседа «Правила безопасности» сотрудник музея | Сформировать навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях | Дети знают правила | Воспитатели | |
4 | НОД «Свойства песка» | Знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, рыхлость происхождение-состав, способность пропускать воду, нерастворимость в воде, отсутствие запаха); прививать элементарное умение работать с песком в процессе экспериментирования. | Дети очень были заинтересованы и вовлечены в процесс | Воспитатели дети | |
5 | НОД «Свойства муки» | Знакомство со свойствами муки через экспериментирование | Дети делали выводы, что мука безвкусная, не имеет запаха. Главное из муки получается тесто и можно печь хлеб | Воспитатели дети | |
6 | Беседы: «Невидимка-воздух» | Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Развивать умение самостоятельно делать выводы | Сформированы представления о воздухе и его свойствах | Воспитатели, дети | |
7 | Презентации: «Вода вокруг нас» | Расширить представления о свойствах воды | Дети расширили знания о воде | Воспитатели | |
8 | Просмотр мультфильмов «Фиксики проводят опыты» | Проанализировать мультфильмы, в которых дети учатся делать выводы о происходящих физических и химических реакциях | Дети учатся анализировать мультфильмы | Воспитатели, родители. | |
9 | НОД «Лаборатория чудес» | Развитие познавательных процессов через экспериментальную деятельность | Опыты «Непромокаемый кораблик», «Тонет не тонет апельсин» дети сами делают выводы | Воспитатели, дети | |
10 | Наблюдение на прогулке -за водой -за сосулькой -песком -воздухом (ветром) | Знакомить с явлениями природы, развивать любознательность (Лед-свойство воды) Свойства песка (сыпучесть, рыхлый) Расширять знания детей о разнообразии неживой природы | Дети делают самостоятельно выводы о воде. Как определить дует ли ветер? | Воспитатели дети | |
Образовательная область «Речевое развитие» | |||||
1 | Чтение «Секреты знакомых предметов» А.Шапиро | Продолжать приобщать детей к поэзии.
| Выражают положительные эмоции (радость, восхищение), поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения. | Воспитатели дети | |
2 | Загадки, викторина про эксперименты | Формировать знания детей о свойствах веществ вода, воздух, свет… | Развивает любознательность, стремление узнать новое | Воспитатели дети | |
3 | Художественное чтение: «Золотой ключик», «Приключения Незнайки» | Проверить, знают ли дети основные черты сказок, познакомить с приключениями и фантастикой | Эмоционально откликаются на прочитанные произведения | Воспитатели дети | |
4 | Чтение познавательной литературы «Почемучка» «Вода камень точит» | Расширить представления о воде, | Развивать любознательность | Воспитатели дети | |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||||
1 | Игра -конструктор: «Лабиринтика» Электронный конструктор Эврики | Наблюдение за законами физики (запускание металлических шариков под мигание цветной лампочки и задорную музыку) | Дети способны наблюдать за тем, как течет вода, катаются шарики | Воспитатели дети | |
2 | 1.Настольно-печатные игры: «Экспериментаруем» | Учить детей проводить различные опыты с окружающим миром | Дети получают знания из разных областей наук | Воспитатели, дети | |
3 | Дидактические игры: «Свойства воздуха», «Волшебница вода» | Дать представление о свойствах воздуха. Познакомить со свойствами воды, прозрачность, растворитель | У детей сформированы знания по теме проекта | Воспитатели, дети | |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | |||||
Рисование на молоке | Развитие творческих способностей каждого ребенка | У детей получаются фантастические рисунки | Воспитатели дети | ||
Образовательная область «Физическое развитие» | |||||
1.Подвижные игры: «Солнце, дождик, ветер», «Ручеек и озеро», «Гори, гори ясно» | Формировать двигательные навыки, развивать внимание детей | Дети самостоятельно играют | Воспитатели дети | ||
Взаимодействие с родителями: | |||||
1. | Привлечение детей и родителей к исследовательской деятельности | Развивать совместно с родителями в детях самостоятельность, инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность | Дети поделились результатами опытов | Воспитатели дети родители | |
2. | Опыт в домашних условиях «Яйцо в бутылке» | В домашних условиях провели опыт с яйцом. Горлышко бутылки смазать маслом. Поджечь бумагу и положить в бутылку, яйцо на горлышко. Бумага потухнет, и яйцо окажется в бутылке | Вывод ребенка: Там нет воздуха и яйцо упало в бутылку | Семья Иевлевых | |
3. | Опыт дома «Изменение прозрачной воды» | В стаканы налить наполовину воды. Добавить в каждый стакан вещество и размешать. | Вода изменила свой окрас. Кофе- коричневая, краситель- голубая, сахар- полупрозрачная, крахмал- мутная. В воде вещества растворяются, изменяется цвет. (Вывод Паши) | Семья Густовых | |
4. | Опыт дома «Достать монетку из воды не замочив руки» | На дно тарелки положить монетку налить подкрашенную воду. На середину поставить свечу и зажечь. Накрыть свечу стаканом. Вода начинается подниматься вверх, пока полностью не окажется в стакане. | Вода в стакане, и можно взять монетку взять не намочив рук. (Ефим) | Семья Каблуденко | |
5. | Опыт дома « Как работает термометр» | Посмотреть, как работает термометр? Процесс: Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре | Когда держала шарик пальцами, столбик на термометре поднимался. В холодной воде опускался (Вывод Вики) | Семья Тихоновых | |
6. | Опыт дома «Дождевые облака» | Для опыта потребуется пена для бритья, вода, краситель. В емкости немного воды добавить немного пены. Дать осесть пене, пипеткой с красителем капать на пену. | Сквозь стекло я видела цветной дождик. Увидела, как начинается дождик. (Вывод Киры) | Семья Макаровых |
3 этап: Заключительный
Обобщение опыта работы по проблеме
1 | КВН-игра «Мы -экспериментаторы» | Развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. | У детей закреплены знания | Воспитатели, дети |
2 | Итоговая диагностика по проекту | Выявить знания детей по проведённому проекту | В - 32% С -68 % Н - 0 % | Воспитатели |
3 | Подведение итогов проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта перед родителями и педагогами | Воспитатели |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.В результате проекта созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
2.Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
3.У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
4.Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Возможные риски проекта и устойчивость к возможным рискам:
- низкая активность участия родителей в совместных мероприятиях – для этого предусмотрены индивидуальные беседы для родителей, совместная разнообразная практическая деятельность с детьми (опыты)
Перспективы проекта:
- Участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект».
- Участие в районном и всероссийском конкурсах.
- Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.
- Возможность использования другими дошкольными учреждениями.
Результативность и значимость проекта «Лаборатория удивительных экспериментов» в том, что - это начало взаимодействия детей и родителей. На занятиях по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах, являются необходимым условием успешного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ожидаем, что у детей появится интерес к поисково-исследовательской деятельности. Появятся навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предложения, делать выводы. Экспериментальная деятельность является эффективным средством развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А, 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста" на тему: "Наш удивительный мир. Творение мира и человека"
В некоторых дошкольных учреждениях введен факультатив по основам православной культуры. Считаю это правильным. А все споры по поводу нашей многоконфессиональной страны звучат издевательски. Так и хоче...
Презентация по экологии :"Эти удивительные насекомые" для детей старшего дошкольного возраста.
Материалы презентации могут быть использованы воспитателем в совместной деятельности с детьми для формирования экологических представлений по теме "Насекомые". Презентация представляет ...
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
"Удивительный песок".Цель: Закрепить представление детей о некоторых свойствах песка. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Рассматривание песка...
Презентация на семинаре "Проект во второй младшей группе «Удивительный мир — детям по стихам Агнии Барто»
Актуальность проекта:Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической на...
Презентация к ООД «Удивительный мир портретов». Текстовое оформление презентации к ООД «Удивительный мир портретов»
Материал, представленный на конкурс «Художники – детям» по ознакомлению дошкольников с портретной живописьюНоминация :«Презентации к ознакомлению с ...