«Удивительное рядом… Дети и природа »
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Удивительное рядом… Дети и природа ».
Как разнообразна и удивительна природа летом. Она завораживает и притягивает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте природы, ее разнообразию и гармонии. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается ежедневно, кропотливой работой взрослых.
Ребенок – это часть природы, он постоянно взаимодействует с окружающим миром. Однако дети подчас не замечают многого, порой их восприятие бывает частичным, фрагментарным и неполным. И потому в сложном процессе познания окружающего мира велика роль взрослых, от родителей до педагогических работников в детском саду.
Детей нужно научить «видеть» и «слышать» природу. Освоение окружающего мира происходит через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких людей. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, и конечно же – дома, он вырастит бездумным, жестоким, не способным чувствовать, сопереживать.
Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, может испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор и т.п.
К примеру, ребенок видит красивый цветок и хочет его сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ромашка завянет и умрет. Она нас не встретит завтра на этой тропинке. И это будет печально». Так мама формирует у ребенка доброе, нежное чувство и одновременно ответственное отношение - чувство любви и сопричастности ко всему живому.
Взрослый может пользоваться разнообразными методами и приемами для активизации у ребенка добрых чувств и поступков по отношению к природе: не сорвать лист с дерева, не раздавить кузнечика, не развести на поляне костер и т.д.
Общаться с объектом живой природы (тактильные ощущения, визуальный контакт, оказание посильной помощи) необходимо, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша.
Например, сказать: «Видишь, как рябинка гладит тебя своими веточками, за то, что ты не обидел ее, поступил с ней по-человечески».
Вводите в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывайте о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой. Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красна девица, травушка-муравушка, река-матушка, облако- барашек и т.п. Взрослые открывают своим детям и воспитанникам свойства вещей и особенности явлений, развивают и уточняют их представления о мире вокруг них.
Направляя детское восприятие, они раскрывают все разнообразие свойств предметов и явлений живой и неживой природы в повседневной жизни. Одновременно не следует сводить общение с детьми к излишнему морализаторству, не превращать общение с детьми в менторство и занудство. Основное – это дать возможность детям замечать необычное в повседневном, сопровождать чувственное познание не только словом, но и положительными эмоциями и т.д. К шести годам решение этих задач уже доступно ребенку. Помощником образного отражения явлений природы в слове является художественная литература.
Дети читают и слушают рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Л. Толстого и других авторов. Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен показывать ребенку особенности природы, которые интересны в летний период: многообразие цветов, оттенков зелени, запахов. Необходимо прививать ребенку способность жить в гармонии с окружающим миром, не диссонировать с ним.
Советы родителям: -
Чаще бывайте с ребенком на природе.
Имейте в семье животное или растения.
Поручайте заботу о них детям.
Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
Учите исправлять свои ошибки при общении с живым миром.
Используйте положительные примеры из жизни и литературы при воспитании ребенка.
Почаще организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
Мастерите с детьми поделки из природных материалов.
Поощряйте экспериментирование детей.
Играйте с детьми на прогулке и дома.
1.Найди по описанию: Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением растений.
2. Горячо — холодно. Цель: поддержание положительного интереса к живой природе, закрепление их названия. Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж. Условие: нельзя переворачивать карточки. Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
3. Лото «Что, где растет?» Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
4. Скорая помощь (экологическая игра на природе). Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность. Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь. Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
5. Юные художники. Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому. Игровая задача: нарисовать портрет растения. Материал: любые изобразительные материалы. 6. Следопыты. Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы. Игровая задача: разгадать тайну природы. Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
7. Экспериментирование с бумагой, деревом, камнем, цветными стеклышками, зеркальцем, с песком. Цель: развитие творческого начала при работе с различными материалами, ознакомление с их свойствами. Создание оригинальных, неповторимых поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект краткосрочный творческий для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом».
МАДОУ детский сад №75 присмотра и оздоровления г.Тюмени КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Удивительное рядом» Автор проекта: Файзуллина Н.П. Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействия...
Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы "Удивительное рядом. Опыты и эксперименты для детей"
Эксперементирование с водой (свойства воды)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...
Конспект ООД по ознакомлению детей второй младшей группы с малой Родиной «Удивительное рядом»
Дать детям представление о парке, реке Понуре. Пополнить знания о воде и ее свойствах, характерных особенностях окружающего природного мира. Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружа...
Проект "Удивительное рядом, кристалл соли"" для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Удивительное рядом, кристалл соли"...
Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».
Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...