Методическая разработка:Познавательно-исследовательская деятельность: «Мы экспериментируем».
методическая разработка (подготовительная группа)

Описание материала. Летом дети в детском саду проводят на улице больше времени, чем в другое время года. Летом природа предоставляет огромную возможность для исследований детьми окружающего мира. Благодаря исследовательской деятельности ребята много нового узнают про воздух, воду, землю, солнце и растения.
В данном материале описаны опыты и эксперименты, которые можно провести в старшей группе во время прогулки.
Материал будет полезен воспитателям, родителям.
Материал предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).
Цель – развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1) расширять знания детей о воздухе, солнце, воде и растениях;
2) совершенствовать умение отвечать на вопросы взрослого полными предложениями;
3) формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
4) развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
5) воспитывать бережное отношение к растениям;

1. В каких предметах прячется воздух?

Материалы и оборудование: воздушные шарики, сдутый мяч, надутый мяч, насос, фасовочный пакет для пищевых продуктов.
– Посмотрите, перед вами два мяча. Чем они отличаются? (один мяч сдулся, а другой надутый)
– Каким мячом лучше играть? (надутым)
– Давайте надуем мячик с помощью насоса. Каким стал мяч? (твёрдым, упругим, надутым, круглым)
– Что находится внутри мяча? (воздух)

– Теперь я вам предлагаю надуть воздушные шарики. Как мы это будем делать? (нужно сделать глубокий вдох и выдыхать воздух внутрь шарика)
Несколько ребят надувают воздушные шары.
– Каким стал воздушный шарик? (упругим, объёмным, круглым)
– Что находится внутри шариков? (воздух)

– Скажите, можем ли мы наполнить воздухом фасовочный пакет? Как это можно сделать? Давайте попробуем. Встряхните открытым пакетом в воздухе (набираем воздух) и закрутите.
– Каким стал мешочек? (круглым, надутым, упругим, большим)
– Что находится внутри пакета? (воздух)
Вывод. Воздухом можно заполнить различные предметы. Заполненные воздухом предметы становятся упругими, приобретают форму.

 

2. Что легче – вода или воздух.

Материалы и оборудование: таз с водой, воздушный шарик, мяч, фасовочный пакет, наполненный воздухом.
– Давайте вспомним, что находится внутри данных предметов. Как воздух в них попал? (мяч заполнили воздухом с помощью насоса, воздушный шарик надули, пакет заполнили воздухом)
– Перед вами таз с водой. Как вы думаете, что легче – вода или воздух? Как проверить? (опустить предметы в воду, если предметы тяжелее воды, то они потонут в воде)
Ребята опускают предметы в воду и наблюдают, что происходит в воде с мячом, воздушным шариком и пакетом, заполненным воздухом.
Вывод. Надувные предметы не тонут в воде, значит воздух легче воды.

 

3. Что нужно растению для роста.

Материалы и оборудование: цветок.
Утром воспитатель вместе с детьми срывает один цветок.
– Рассмотрим цветок, что у него есть? (стебель, листья, соцветие)
– Чего нет у сорванного цветка? (корни остались в земле)
– Можно ли срывать цветы? Почему? (нельзя)
Оставим сорванный цветок на нашей площадке и посмотрим, что с ним станет днём.

– Каким стал цветок? (вялым, поник)
– Как вы думаете, почему он завял? (на солнце жарко, не хватает влаги)
– Пока цветок растёт в земле, он получает через корни влагу и питательные вещества. Но как только цветок срывают, он погибает. Сорванные цветы погибнут и вскоре могут полностью исчезнуть. А так же, не останется нектара для насекомых.
Вывод. Растения растут от корня, растение получает из земли влагу и питательные вещества через корень. Нельзя срывать цветы!

 

4. Солнце испаряет влагу.

Материалы и оборудование: одежда для кукол, верёвка, прищепки.
До проведения исследования ребята совместно с воспитателем стирают платочки (одежду, простыню) у кукол.
– Какие стали вещи кукол после стирки? (чистые, мокрые)
– Что нужно сделать, чтобы вещи высохли? (развесить)
– Как вы думаете, где мокрые вещи высохнут быстрее – в тени или на солнце? Чтобы проверить, кто прав, развесим одни вещи на солнце, а другие – в тени и понаблюдаем.
Вывод. Мокрые вещи быстрее высыхают на солнце.

 

 

5. Сухая и влажная почва.

Материалы и оборудование: Две одинаковые стеклянные банки, сухая земля, вода.
– Что можете сказать о земле? (чёрная, жёсткая, рассыпчатая, сухая, грязная)
– Положим в обе банки немного земли. В одну банку нальём воды и закроем обе банки крышкой. Поставим на солнце.
– Какие изменения вы наблюдаете? (на стенках банки с влажной почвой появились капли воды. Это следы испарения влаги)
– Нальём воду в банку с сухой землёй. Что вы видите? (вода впиталась в землю, земля слала влажной)
Вывод. Из влажной почвы в окружающую среду происходит испарение воды. Сухая почва впитывает воду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal1.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание материала. Летом дети в детском саду проводят на улице больше времени, чем в другое время года. Летом природа предоставляет огромную возможность для исследований детьми окружающего мира. Благодаря исследовательской деятельности ребята много нового узнают про воздух, воду, землю, солнце и растения.
В данном материале описаны опыты и эксперименты, которые можно провести в старшей группе во время прогулки.
Материал будет полезен воспитателям, родителям.
Материал предназначен для детей старшей группы (5-6 лет).
Цель – развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1) расширять знания детей о воздухе, солнце, воде и растениях;
2) совершенствовать умение отвечать на вопросы взрослого полными предложениями;
3) формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
4) развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
5) воспитывать бережное отношение к растениям;

1. В каких предметах прячется воздух?

Материалы и оборудование: воздушные шарики, сдутый мяч, надутый мяч, насос, фасовочный пакет для пищевых продуктов.
– Посмотрите, перед вами два мяча. Чем они отличаются? (один мяч сдулся, а другой надутый)
– Каким мячом лучше играть? (надутым)
– Давайте надуем мячик с помощью насоса. Каким стал мяч? (твёрдым, упругим, надутым, круглым)
– Что находится внутри мяча? (воздух)

– Теперь я вам предлагаю надуть воздушные шарики. Как мы это будем делать? (нужно сделать глубокий вдох и выдыхать воздух внутрь шарика)
Несколько ребят надувают воздушные шары.
– Каким стал воздушный шарик? (упругим, объёмным, круглым)
– Что находится внутри шариков? (воздух)

– Скажите, можем ли мы наполнить воздухом фасовочный пакет? Как это можно сделать? Давайте попробуем. Встряхните открытым пакетом в воздухе (набираем воздух) и закрутите.
– Каким стал мешочек? (круглым, надутым, упругим, большим)
– Что находится внутри пакета? (воздух)
Вывод. Воздухом можно заполнить различные предметы. Заполненные воздухом предметы становятся упругими, приобретают форму.

2. Что легче – вода или воздух.

Материалы и оборудование: таз с водой, воздушный шарик, мяч, фасовочный пакет, наполненный воздухом.
– Давайте вспомним, что находится внутри данных предметов. Как воздух в них попал? (мяч заполнили воздухом с помощью насоса, воздушный шарик надули, пакет заполнили воздухом)
– Перед вами таз с водой. Как вы думаете, что легче – вода или воздух? Как проверить? (опустить предметы в воду, если предметы тяжелее воды, то они потонут в воде)
Ребята опускают предметы в воду и наблюдают, что происходит в воде с мячом, воздушным шариком и пакетом, заполненным воздухом.
Вывод. Надувные предметы не тонут в воде, значит воздух легче воды.

3. Что нужно растению для роста.

Материалы и оборудование: цветок.
Утром воспитатель вместе с детьми срывает один цветок.
– Рассмотрим цветок, что у него есть? (стебель, листья, соцветие)
– Чего нет у сорванного цветка? (корни остались в земле)
– Можно ли срывать цветы? Почему? (нельзя)
Оставим сорванный цветок на нашей площадке и посмотрим, что с ним станет днём.

– Каким стал цветок? (вялым, поник)
– Как вы думаете, почему он завял? (на солнце жарко, не хватает влаги)
– Пока цветок растёт в земле, он получает через корни влагу и питательные вещества. Но как только цветок срывают, он погибает. Сорванные цветы погибнут и вскоре могут полностью исчезнуть. А так же, не останется нектара для насекомых.
Вывод. Растения растут от корня, растение получает из земли влагу и питательные вещества через корень. Нельзя срывать цветы!

4. Солнце испаряет влагу.

Материалы и оборудование: одежда для кукол, верёвка, прищепки.
До проведения исследования ребята совместно с воспитателем стирают платочки (одежду, простыню) у кукол.
– Какие стали вещи кукол после стирки? (чистые, мокрые)
– Что нужно сделать, чтобы вещи высохли? (развесить)
– Как вы думаете, где мокрые вещи высохнут быстрее – в тени или на солнце? Чтобы проверить, кто прав, развесим одни вещи на солнце, а другие – в тени и понаблюдаем.
Вывод. Мокрые вещи быстрее высыхают на солнце.

5. Сухая и влажная почва.

Материалы и оборудование: Две одинаковые стеклянные банки, сухая земля, вода.
– Что можете сказать о земле? (чёрная, жёсткая, рассыпчатая, сухая, грязная)
– Положим в обе банки немного земли. В одну банку нальём воды и закроем обе банки крышкой. Поставим на солнце.
– Какие изменения вы наблюдаете? (на стенках банки с влажной почвой появились капли воды. Это следы испарения влаги)
– Нальём воду в банку с сухой землёй. Что вы видите? (вода впиталась в землю, земля слала влажной)
Вывод. Из влажной почвы в окружающую среду происходит испарение воды. Сухая почва впитывает воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия прогулки в старшей группе. Были совмещены две темы: "Весна" и "Насекомые весной" (закрепление данного материала). Целью данного занятия было - обеспечение де...

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой....

Методическая разработка «Познавательно – исследовательская деятельность в МБДОУ»

Освоение опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе...

Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»

Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»...