Методическая разработка «Познавательно – исследовательская деятельность в МБДОУ»
методическая разработка
Освоение опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
Развиватие навыков и умения экспериментирования, и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 58
(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58)
664049, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный дом 59, тел. 46-14-06
Е-mail: mdou58irk@mail.ru, http://58.detirkutsk.ru
ОГРН 1023801753117 ИНН/КПП 3812008048/381201001
Методическая разработка
«Познавательно – исследовательская деятельность в МБДОУ»
Выполнила воспитатель МБДОУ № 58 Советова Н.М.
Иркутск
Цель: Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»;
- повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
- развивать навыки и умения экспериментирования, и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Актуальность вопроса
«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» особенно актуальна. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная деятельность
В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию с помощью педагогических приемов способны вызвать (удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них:
1. проблемная задача должна быть понятной детям;
2. должна их заинтересовать;
3. содержать новизну;
4. но опираться на имеющийся опыт детей;
5. трудность задачи должна быть посильной;
6. но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста.
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
- Постановка проблемы, которую необходимо решить;
- Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
- Предлагаются различные варианты ее решения;
- Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
- Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
- Формулирование выводов
Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения.
Фиксирование результатов сложная форма работы для детей (следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного).
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические.
К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например, ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например, зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми, или всеми детьми;
-схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
-использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
-рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;
-рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
-педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
-педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.
Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:
- Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
- Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
- Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
- Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;
Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
- Использование готовых форм
- Наблюдение за работой педагога
- Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
- Заполнение всеми детьми по очереди
- Коллективное заполнение под руководством педагога
- Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
Литература:
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы
Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".
Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....
Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия прогулки в старшей группе. Были совмещены две темы: "Весна" и "Насекомые весной" (закрепление данного материала). Целью данного занятия было - обеспечение де...
Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.
Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств ткани в сравнении с бумагой....
Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»
Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»...
Методическая разработка: Познавательно исследовательская деятельность на тему: «Свойства воздуха»
В наше время все куда то спешат и уделяют мало времени своим детям, а им очень нравятся исследования, наблюдения. Благодаря небольшим опытам дети узнают много новогои очень интересного....