Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Ермакова Анна Анатольевна

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni.odt26.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

познавательно-исследовательской деятельности на тему:

 «Кладовая Земли. Камни».

Цели: формирование представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства, создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности..

Задачи: показать, какую роль играют камни в жизни человека, познакомить детей с некоторыми камнями, которые люди используют для своих нужд с давних времен.

Оборудование и материалы: камни морские (галька) и речные; мрамор, гранит , сосуды с водой; лупы; салфетки;набор «из чего состоит гранит»  (слюда, кварц, полевой шпат); «из чего состоит мрамор» (известняк); кусочек дерева, гвозди, молоток.  

Актуальность: ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности.

Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов; определять происхождение рукотворных предметов.

«Рождение проблемы»

Играя в песочнице, дети находят обломок кирпича. Уверены, что это полезное ископаемое.

Примерные вопросы:

  • Подумайте, это действительно полезное ископаемое? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди? (ответы детей)
  • Что вы знаете о полезных ископаемых? (они находятся в земле, в пещерах, в глубине под землей. Их добывают, выкапывают. Их используют люди для жизни).
  • Какие еще есть камни?

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того  еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы — камень.

Камни — дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто-коричневый кремень, то черную прозрачную пластину слюды... Держите. Любуйтесь. Каждый камень по-своему красив, каждый интересен.

Рассматривание коллекции камней.

Давайте теперь подробнее о камнях побеседуем.

Опыты:

Дети сидят за столами, перед ними подносы и разными камнями.

  • Найдите на подносе морские камешки и положите их перед собой на салфетку.

Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (красивые, гладкие, разного цвета)

  • Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода стачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими — без единого уголка.
  • А теперь найдите речные камешки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можно сказать? Какие они? (шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).
  • Так чем же морские камешки отличаются от речных? (ответы)

Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (ответы детей). Как вы думаете он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (гвоздь вошел в дерево). А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (забивает — не получается). Что получилось? (гвоздь гнется, но не вбивается). Ну что, мы смогли вбить гвоздь в камень? (ответы детей). Какой можно сделать вывод? (камень тверже дерева).

  • А как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (дерево плавает). Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (камень тонет) Почему? (он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (оно легче воды).  

Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (ответы-предположения)

  • Я хочу познакомить вас с одним интересным камнем, называется он гранит. Внимательно посмотрите на него. Возьмите лупы и рассмотрите гранит. Гранит — это горная порода. Если внимательно его рассмотреть можно увидеть, что камень словно состоит зерен, разных по цвету и разного вида. В состав гранита входят три разных камня (показывает) сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, изготавливают постаменты для памятников. Но есть у гранита соперник — мрамор. Мрамор тоже горная порода (воспитатель показывает). Найдите у себя мрамор и зозьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он? (гладкий, блестящий, красивый)
  • Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые предают ему окраску. (показывает составляющие мрамор вещества)

Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (ответы детей)

Мрамор — главный отделочный материал. Самым ценным является белый мрамор. (показывает его). Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро.

Физкультминутка:

Стоит гора -старушка

До небес макушка

Ее ветер обдувает

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет,

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.


Раскатились камешки, и с той поры

Ничего не осталось от нашей горы!

Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться благодарить ее, беречь, разумно пользоваться кладовой Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия прогулки в старшей группе. Были совмещены две темы: "Весна" и "Насекомые весной" (закрепление данного материала). Целью данного занятия было - обеспечение де...

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой....

Методическая разработка познавательно- исследовательский проект "Люди и камни" для подготовительной группы

Идея этого проекта была подсказана детьми. Их очень интересовали камни, которые они в большом количестве собирали на улице. Мне показалось, что надо использовать этот интерес для решения актуальных за...

Методическая разработка «Познавательно – исследовательская деятельность в МБДОУ»

Освоение опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе...

Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»

Методическая разработка Познавательно-исследовательская деятельность «Веселые ребята»...