Консультация для родителей: "Значение произведений художественной литературы в патриотическом воспитании".
консультация (средняя группа)

Иванова Татьяна Сергеевна

Консультация для родителей:

"Значение произведений художественной литературы в патриотическом воспитании".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 45 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

 454030,  Челябинская область, г.Челябинск, ул. Хариса Юсупова 101-Б  

                                                 тел./факс (8-351) 724-11-90   detsad_45@mail.ru 

Консультация для родителей:

"Значение произведений художественной литературы в патриотическом воспитании".

hello_html_m429d403c.jpg

Иванова Татьяна Сергеевна

Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных и воспитание патриотических чувств у детей, надо начинать с дошкольного возраста, когда формируется личность ребёнка.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами - Кремлем, достопримечательностями.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Пятилетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература.  Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников  многогранно.    Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей.

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература. А формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.

Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.

Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях - в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей - песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Совместные усилия педагогов и родителей, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей"

Использование произведений художественной литературы в экологическом воспитании детей позволяет интегрировать задачи воспитания разных образовательных облатей, а также сформировать у детей полноту пре...

«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей» Консультация для воспитателей

«Роль  художественной  литературы  в  патриотическом  воспитании  детей»Консультация  для  воспитателей(из  опыта  работы  воспитателей  2-й...

Конспект ООД по чтение художественной литературы, нравственно-патриотическое воспитание, в подготовительной логопедической группе. Тема: «Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко». Ст. Ольгинская. Приморско-Ахтарский район. Краснодарский край.Конспект  ООД по чтение художественной литерату...

Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию  первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...

Картотека произведений художественной литературы по патриотическому воспитанию (для чтения детям)

Картотека произведений художественной литературы по патриотическому воспитанию (для чтения детям)...

КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нравственно – патриотическое  воспитание  сегодня – одно   из  важнейших  звеньев системы   воспитательной  работы с дошкольниками. В последнее...